Ранее прошло заседание Совета министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Главы военных ведомств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана рассмотрели вопросы военно-политической интеграции и укрепления безопасности. Подписан пакет важнейших документов, касающихся создания Объединенного штаба ОДКБ, функционирования, финансирования и развития коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-Азиатского региона.

Информация, предоставленная прессе, и заявления глав военных ведомств стран СНГ охватывают ряд проблем безопасности нашей страны и ее соседей.

В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ из Германии могут быть передислоцированы военные базы Североатлантического альянса. Россия уже высказывала озабоченность такой перспективой. По словам главы военного ведомства нашей страны, «любые планы приближения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам вызывают вполне понятное, объяснимое беспокойство». Вместе с тем, по словам Сергея Иванова, на данный момент российской стороне не известно «ни о каких конкретных планах этой возможной реконфигурации» баз НАТО в Европе. «Рассуждать конкретно пока не о чем». Он также отметил: «Мы считаем, что безопасность одних никогда не должна обеспечиваться за счет безопасности других».

НА КАВКАЗ войска Североатлантического альянса может пригласить одна из стран региона. Не исключено, что политическое руководство Азербайджана рассмотрит в ближайшее время возможность размещения военных баз НАТО на территории государства. Об этом сообщил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. «Какое будет решение, я не знаю, - заявил он. И пояснил: - Сейчас ничего исключать нельзя. В считанные месяцы обстановка меняется...» А далее прозвучала многозначительная фраза.

В СРЕДНЕЙ АЗИИ заявляли, напомнил министр обороны Азербайджана, что там не будет баз, «а они появились». Он также заявил, что его страна не может быть участником Договора о коллективной безопасности (ДКБ), пока один из участников этого Договора (речь об Армении) оккупирует часть его - Азербайджана - территории, отметив, что его страна, как член СНГ, неоднократно поднимала этот вопрос, «но проблема не решается». По мнению Абиева, «большой недостаток этого Договора в том, что до сих пор участники Договора не потребовали от государства-оккупанта освободить захваченные территории».

Думается, «намек» ясен.

Напомним, что Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами в ходе кровопролитного конфликта между армянами и азербайджанцами в 90-е годы. Около миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. Совет Безопасности ООН в своих резолюциях осудил оккупацию территории Азербайджана и потребовал вывода армянских вооруженных формирований. При международном посредничестве идет переговорный процесс, урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха занимаются сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представляющие США, Россию и Францию.

В ГРУЗИИ Россия в полной мере выполняет обязательства, принятые на Стамбульском (ноябрь 1999 г.) саммите ОБСЕ. Она должна была вывести из Грузии две из четырех военных баз, что и сделала. Выведены 137-я российская военная база из Вазиани (пригород Тбилиси) и 50-я военная база из Гудауты (Абхазия).

Кроме того, Россия обязалась вывезти избыточное вооружение с баз согласно адаптированному Договору об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). И вывезла. Несмотря на то, что, по словам главы нашего Минобороны Сергея Иванова, «Договор до сих пор не ратифицирован, и это нас беспокоит».

По поводу упрощенного режима въезда жителей Аджарии в Россию он заявил, что наша страна полностью признает территориальную целостность Грузии и не предпринимает никаких мер, подвергающих это сомнению. «Российское руководство облегчило визовый режим для части Грузии в связи с тем, что руководство Аджарии дает гарантии того, что с территории этой автономной республики террористы проникать в Россию не будут», - пояснил министр. Он напомнил, что в Чечне в ходе боестолкновений были уничтожены четверо иностранных наемников, у которых была грузинская виза.

По поводу еще двух баз в Грузии (62-й в Ахалкалаки и 12-й - в Батуми) переговоры не завершены. Сроки их вывода и порядок функционирования остающихся российских военных баз в Грузии - вопросы двусторонних отношений между Москвой и Тбилиси. Хотя за океаном есть иной взгляд.

Ранее министр обороны США Дональд Рамсфелд, посетивший Грузию, заявил, что, по его мнению, Россия уже должна была вывести свои военные базы оттуда.

А вот глава российского военного ведомства подчеркнул, что Россия никогда не высказывала негативных оценок по поводу использования внутри Грузии военных специалистов из США: «Я никогда не выражал сожаления или жалоб по поводу того, что суверенное руководство Грузии, министерство обороны Грузии приглашают специалистов или используют помощь военных различных стран». «Это суверенное право каждого государства - жить так, как оно хочет и как хочет прежде всего народ», - добавил Сергей Иванов.

КСТАТИ, на просьбу прокомментировать заявление главы Пентагона Дональда Рамсфелда о том, что страны, не направившие свои войска в состав многонациональных сил, контракты в Ираке не получат, а также на вопросы об иракских долгах министр обороны России ответил: «Насколько мне известна позиция Российского правительства, никакого списания долгов мы осуществлять не собираемся. Ирак - не бедная страна». Иванов также заметил: «Давайте вспомним: когда разваливался СССР, кто-нибудь с России списал долги? С какой стати мы должны списывать долги?» - и напомнил, что Ирак должен России 8 млрд. долларов. «Есть Парижский клуб, там об этом и пойдет речь - когда можно выплачивать эти долги и можно ли их реструктуризировать».

«Что касается будущих контрактов в Ираке, то я полагаю, что это вопрос суверенного правительства Ирака», - сказал министр, отметив, что в Ираке еще действуют контракты, заключенные под эгидой ООН в рамках гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие», в реализации которых Россия участвует и намерена участвовать и впредь.

* * *

В числе позитивных результатов военного сотрудничества в СНГ - значительный прогресс в деятельности объединенной системы ПВО. Есть перспективы ее развития. Крайне важна и антитеррористическая проблематика. А среди недостатков в деятельности Совета министров обороны, по мнению его председателя Сергея Иванова, - прежде всего то, что «принятые решения либо не выполняются, либо годами происходит процесс ратификации этих решений, актуальность их утрачивается».