- Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты общего образования наиболее актуальной становится проблема тесного взаимодействия учебных издательств и институтов повышения квалификации, - говорит Владимир Сиротин. - Раньше непосредственно содержанием образования занималось соответствующее управление в структуре Министерства образования Российской Федерации, там были конкретные специалисты, каждый их которых курировал свой предмет. Сейчас, к сожалению, такого управления нет, и потому методисты и учителя не получают своевременно нужных им нормативных и методических материалов, рекомендаций по содержанию и методике преподавания конкретных предметов. Поэтому так важно то, что именно издательства включились в серьезную работу, связанную с содержанием образования. Ведь учитель не должен оставаться один на один со своими проблемами и трудностями в связи с переходом на новые учебники. Актуальность этой проблемы возросла еще и в связи с тем, что существенно увеличился Федеральный перечень учебников. Если в прошлом году было 1100 наименований, то в этом, несмотря на строгий отбор, более 1300 наименований. Я, как географ, хочу привести пример по учебникам географии. Если по этому предмету в прошлом году было три линии учебников (все учебники нашего издательства), то сегодня учителям необходимо ознакомиться с 7 линиями учебников. Свои линии учебников подготовили издательства «Просвещение» «Мнемозина», «Вентана-Граф», «Русское слово».

- Владимир Иванович, как же учителю не запутаться в многообразии этих учебников, особенно если учесть, что они все включены в федеральный перечень?

- Да, и даже в раздел «Рекомендовано». Потому так и актуальна проблема взаимодействия издательств и институтов повышения квалификации, чтобы ИПК впоследствии смогли бы довести до учителя информацию об особенностях содержания новых учебников и их методического аппарата. А сегодня новые учебники сваливаются учителям как снег на голову. Я уверен, что решить эту проблему можно только в тесной взаимосвязи сотрудников издательств, авторов учебников и методистов институтов повышения квалификации.

- Владимир Иванович, учитываете ли в своей работе с ИПК переход на стандарты второго поколения?

- Безусловно, ведь именно новый стандарт впервые обозначил условия, в которых происходит процесс обучения, как одно из важнейших требований. По сути, учебники это и есть одно из важнейших и необходимых условий, для того чтобы образование было качественным и успешным. Все это мы будем учитывать при подготовке и переиздании наших учебников. Кстати, я был в Саратовском ИПК и наблюдал работу соответствующих кафедр, которые показали, как они работают на экспериментальных площадках по учебно-методическому комплекту по математике (автор Г.Муравин и др.), а также по учебникам А.Киселева и В.Попова по отечественной истории. Саратовский ИПК, на наш взгляд, ведет очень активную работу по расширению экспериментальных площадок и включению в эту работу своих учителей. По некоторым линиям учебников (среди них и незавершенные) работают уже более 2 тысяч учителей. Хочу сказать еще об одной особенности нового федерального перечня. Кроме того, что он значительно расширился, существенно меняется и качество учебников, усложнилась их структура. В УМК вводятся электронные образовательные ресурсы, и это тоже требует новых методических приемов при работе с ними. Чтобы качественно работать с новыми УМК, учителю требуется квалифицированная методическая помощь. Не обойтись без такой помощи и при работе с нашими инновационными учебниками-навигаторами, в которых мультимедийный блок является составной частью учебника. Методика и приемы работы по такому учебнику являются совершенно новыми, поэтому нужны специальные разъяснения методистов, экспериментальные исследования и апробации.

- В современной школе появляются новые приемы и педагогические технологии, что в связи с этим меняется в работе вашего издательства?

- Сегодня существенно изменились сами цели, которые стоят перед образованием. Если раньше главной целью было вложить в ученика как можно больше знаний, то сегодня акцент сделан на развитие ребенка, его самостоятельность и умение учиться. Так что неудивительно, что изменились и наши учебники. Раньше они были объемнее. Мы стараемся облегчить их вес, потому что прекрасно понимаем, что учебник не может быть единственным источником информации. Наоборот, важно, чтобы ребенок мог добывать информацию из разных источников - Интернета, книг, газет и т. д. Новый учебник «Дрофы» - «Навигатор» как раз этому и учит. На первое же место сегодня выходит задача воспитания личности, ее всестороннего развития. В связи с этим существенно меняется и сама методика работы учителя с учебником. Педагог уже не может, как раньше, 35 минут быть лектором, 5 минут опрашивать класс и 5 минут тратить на закрепление пройденного материала. Меняется сама структура урока, на котором ученики не должны быть только в роли пассивных слушателей. Ведь при такой подаче информации в лучшем случае запоминается лишь 15 процентов того, что сообщает учитель. Только когда ребенок самостоятельно добывает знания в результате экспериментов или лабораторных исследований, работы с атласом, справочниками, Интернетом, можно говорить о реальном усвоении материала, о возможности применения знаний на практике. Все это привело к тому, что учебник стал более сжатым, информация подана в более концентрированном виде. Больше внимания уделяется методическому оснащению. Мы ориентируем учителя не на репродуктивную передачу знаний своим ученикам, а на то, чтобы они учили их самостоятельно искать информацию. Соответственно меняются содержание и формы работы издательства с региональными ИПК. Для более тесной связи с ними у нас в издательстве организован учебно-методический отдел, который возглавляет Юлия Генриховна Бадонышева. Задача этого отдела - объединить авторов учебников, методистов и учителей в единое целое, сделать единомышленниками, членами одной команды.

- У нас более 200 экспериментальных площадок по всей России, - продолжает разговор Юлия Бадонышева. - Все они работают на базе региональных институтов повышения квалификации, их работой руководят профессиональные методисты, ибо именно они могут качественно проанализировать работу с точки зрения методики по нашим новым комплектам. Наши новые учебно-методические комплекты по разным предметам апробируются в регионах наиболее опытными учителями, которые вносят свои замечания по поводу содержания и методики обучения. Кроме того, проводится мониторинг успеваемости, учитываются мнения и самих учащихся. Хочу особо отметить несколько регионов, где ведется апробация сразу по нескольким учебно-методическим комплектам - по истории, по начальной школе, биологии, математике, географии. Это Томская, Ростовская, Саратовская, Новосибирская, Волгоградская, Нижегородская, Иркутская области и Хабаровский край. Там мы апробирует основные УМК «Дрофы». В крупных регионах апробация УМК идет не только на базе областного ИПК, но и на региональном уровне. Школам, где идет апробация наших УМК, мы предоставляем бесплатные учебники. Хотела бы подчеркнуть, что это не эксперимент, а именно апробация, так как все наши учебники включены в федеральный перечень. В те регионы, где идет апробация, обязательно хотя бы раз в год выезжают авторы учебников, общаются с учителями и методистами, выясняют, какие трудности возникают при работе с их учебниками. Кстати, мы опираемся на эти экспериментальные площадки при проведении различных семинаров, в том числе и межрегиональных. К примеру, большой семинар прошел у нас недавно в Нижнем Новгороде, где учителя показывали открытые уроки, демонстрировали свои достижения в работе по нашим УМК, мы собирали на этот семинар учителей и методистов со всей области. Зачастую мы приглашаем на такие мероприятия методистов и из других регионов. Сейчас у нас планируется серия межрегиональных семинаров по всей стране, куда мы обязательно пригласим представителей из других регионов.

- Юлия Генриховна, собираетесь ли расширять географию ваших экспериментальных площадок?

- Ну во-первых, апробация наших УМК идет не только в названных областях, просто там апробируется несколько учебно-методических комплектов одновременно. Есть регионы, которые пока апробируют по 1-2 УМК. В этом году у нас открылись новые экспериментальные площадки по учебнику-навигатору. Думаю, именно по учебникам этого типа количество экспериментальных площадок будет увеличиваться, то же самое могу сказать по учебно-методическим комплектам по начальной школе. Особо хочу подчеркнуть, что мы апробируем свои УМК в разных типах и видах школ, стараемся охватить городские, сельские и малокомплектные школы, а также гимназии, лицеи, профильные классы.

- Я так поняла, что вы проводите cвою работу как в Москве, так и в регионах?

- В Москву мы приглашаем методистов региональных ИПК для встречи с авторами учебников, ведь не все авторы, к сожалению, могут по каким-либо причинам выезжать в регионы. Мастер-классы и открытые уроки проводятся, как правило, именно в школах, которые работают по нашим учебникам.