Галина Никитина, директор гимназии, все завучи, преподаватели и дети готовились к встрече, как к празднику, приуроченному ко дню рождения академика Д.С.Лихачева. Праздник проводится в таком составе уже третий раз и называется Лихачевскими чтениями.

На этот раз особую тональность сразу внесли преподаватели Гуманитарного университета профсоюзов, где Лихачевские чтения тоже проводятся регулярно, гости из Института русской литературы РАН, где работал знаменитый академик, и Санкт-Петербургского государственного университета. Уважаемые ученые разговаривали со старшеклассниками и их учителями как с равными. Делились сомнениями и называли проблемы, пока не решенные гуманитарными науками, а может быть, и не разрешимые до конца, как это бывает в сфере нравственности, там, где живет душа и мучается человеческая совесть. Лирическая нота, поддержанная стихами и музыкой, отзывалась высокой гармонией в естественных декорациях старинного зала, просторных классов и коридоров. Вот уже больше ста лет располагается здесь учебное заведение, с которым связаны имена не только императора, но и архитектора А.К.Бруни, композитора, пианиста и педагога А.Г.Рубинштейна и почетных и почтенных князей, попечителей, благотворителей, пожертвователей, чьими усилиями поддерживались условия жизни и уровень образования в течение многих десятилетий.

Вольготно раскинувшее крылья здание гимназии, окруженное газонами, цветами, и сейчас привлекает глаз всякого путника, проезжающего из Петербурга к университету в Наукоград или к знаменитым музеям Петродворца. И когда в 90-е годы прошлого века это была еще школа №415 с углубленным изучением английского языка, ей не пришлось долго искать свое особое направление в связи с новой образовательной политикой. Интеграция в работу музеев, расположенных вокруг, была абсолютно естественна.

Старшие гимназисты здесь серьезно размышляют вместе с учеными на темы, вечные для русского искусства. Настольной книгой в этот раз им служила «Поэзия садов» Д.С.Лихачева. Взволнованные присутствием столь уважаемых гостей, ребята рассуждали о том, как лес и поле, река и небо - все образы природы в русской литературе, а значит, и в сознании людей обретают свой особый смысл. Но сад, посаженный руками человека, сад, возделанный им как образ мечты, которую можно осуществить, как красота, которую мы в силах сотворить сами, - это символ, стоящий отдельно. К нему то и дело обращаются поэты Cеребряного века, писатели века девятнадцатого, современные авторы. Одиннадцатиклассники проследили, как используется этот образ в поэзии и прозе, настолько тщательно, с таким умением извлекали из классических текстов их неявный, глубинный смысл, что профессор филологии Борис Аверин был искренне восхищен. Его диалог с юными исследователями на секции учителя литературы Татьяны Болтенковой напоминал больше обмен опытом с коллегами, чем поучение подросткам. А уж как взволнованно и влюбленно старалась представить каждого из своих воспитанников сама Татьяна Николаевна! От одного только ее восхищения каждый мог почувствовать себя и талантливым, и вдохновенным. «Из их выступлений видно, что ребята действительно читают не только те произведения, которые значатся в программе. Это не школярское отношение к текстам, а настоящее проникновение!» - говорил потом в своем заключительном слове Борис Валентинович.

Надо сказать, что Борис Аверин сам учился в этих стенах в середине прошлого века. То состояние, в каком он увидел свою школу на этой встрече, приятно поразило выпускника 1959 года. Без стандартных стендов и лозунгов, которыми принято было украшать в те годы рекреации и коридоры, словно бы вернулась царственная стать высоких потолков, спокойных арок и стройных окон. В списках литературы, которая рекомендовалась тогда, не могло быть имен Ахматовой, Достоевского, Булгакова. Знания нынешних гимназистов выглядят богаче и основательнее.

Такой багаж не накапливается за последние два-три года обучения. Не случайно Татьяна Николаевна, представляя докладчиков, непременно поясняла, кто из них к каким наукам склонен. Интерес к литературе и искусству здесь всеобщий. И воспитывается он с первого класса. С начальной школы, куда, как известно, приходят все дети без отбора. Мне подарили справочные материалы для родителей, которые выдаются тут всем и в обязательном порядке. В них кроме годового круга традиций и праздников, проводимых гимназией, есть рекомендации для самостоятельного освоения образовательного пространства. Вместе с родителями, с братьями и сестрами. Сюда включаются поездки в театр, посещения районной детской библиотеки, походы в Этнографический и Русский музеи. Все расписано по месяцам и связано с тем материалом, который изучается на уроках. Таким образом, получается, что к завершению начальной школы уже складываются в семьях некоторые традиции и укрепляется понимание, как важно уметь учиться не только по учебникам.

Шаг за шагом, год от года образовательное пространство расширяется. В средней школе начинаются поездки по городам России. Псков с обязательным Михайловским, Великий Новгород, Золотое кольцо. Старшеклассники отправляются за рубеж. В Англию, Францию, Чехию, Германию, Венгрию, Австрию. И тоже не просто погулять. Каждая поездка соотнесена с учебными планами. Если пятиклассники в Большом Петергофском дворце изучают античное убранство, то учащиеся шестых классов уже могут познакомиться с шедеврами средневековой архитектуры, католическими храмами и органной музыкой в поездках по Чехии и Польше. Старшеклассники, подружившись со сверстниками из других стран, размышляют об особенностях жизненного уклада и разных политических систем в тех государствах, которые удается посетить. Все это находит свое отражение в рисунках, рассказах, рефератах. Основательная подготовка к каждой поездке и обдумывание увиденного становятся такой же частью образовательного процесса, как изучение законов физики или теорем математики.

Можно, наверное, начинать такое приобщение к культуре только с пятого класса, как это предписывается новыми документами о приеме в гимназии. Найдутся и убедительные аргументы, и положительный опыт. Страна у нас большая. Но все мои собеседники - директора гимназий из Саранска, Москвы, Витебска - единодушны во мнении, что школа - живой организм, в котором все связано. Если он хорошо вписывается в инфраструктуру своего района, отлично работает, вряд ли следует его перестраивать. Где-то, может быть, и есть смысл собирать с окрестных школ талантливых детей, успешно закончивших начальный этап. Но при этом всегда следует тщательно просчитывать, сколько пятых классов будет в районе. Сколько способных ребят школы смогут отдать, а сколько следует им оставить, чтобы не оскудел дарованиями собственный коллектив среднего и старшего возраста. Каким транспортом смогут добираться в гимназию дети из отдаленных уголков и согласятся ли на это родители. Не учитывая таким образом всех обстоятельств, можно принять решение, которое загубит постепенно и самую престижную школу. Там, где сложилась многолетняя система воспитания, создан опытный, сильный коллектив, готовый работать по гимназическим программам с каждым без отбора, ломать традиции просто варварство. Москвичи, например, уже добились разрешения вернуться к набору с первого класса. Гости из Саранска как работали, так и продолжают спокойно работать в прежнем режиме. Не навязывались такие перемены и в Белоруссии. В Петергофе переход на прием с пятого класса еще только предстоит. И нет сомнения, что столь важный вопрос следует решать не в административном порядке, а только вместе с педагогическим коллективом. Более чем столетняя история гимназии и нынешние достижения, безусловно, дают ему такое право.

Санкт-Петербург