Новый год традиционно воспринимается как волшебный праздник. Наверное, потому что имеет уникальное свойство возвращать нас в детство. Только один раз в году, в новогоднюю ночь, мы становимся прежними мальчиками и девочками, загадавшими желание. И только там, в детстве, нам дано понять и почувствовать, как заразительна вера в исполнение загаданного.

Не случайно, наверное, свой предновогодний журналистский путь я прокладываю в сердцевину детской жизни - в школу. И не просто в школу, а туда, где не только Новый год, но вообще Праздник возведен в одно из слагаемых школьного существования.

И так же как театр начинается с вешалки, так и школа начинается со столика, за которым восседает охрана. И удивительное дело, в этой школе в отличие от множества других, в которых довелось побывать, охрана в красивой форменной пилотке мне... улыбается. В наше жесткое время, приучившее к общению на грани теста, я, признаться, увидев такое, теряюсь. А потом замечаю: улыбаются все. От малыша-превоклассника до руководства школы. И директор Наталья Михайловна Лучкова это подтверждает:

- Кто бы ни зашел в нашу гимназию, отмечает, что мы самые улыбчивые. И это не дежурные улыбки, а искренняя радость.

- А радость от чего? - докапываюсь я до сути.

Наталья Михайловна удивленно поднимает брови:

- Как от чего? От того, что нам жить интересно!

Все началось с «Антошки» и «Карлуши»

Интересно жить в школе в любой промежуток времени. В этом я убеждаюсь, когда стою у гардероба. Рядом в помещении звучит музыка, слышен топот ног, и чьи-то бойкие громкие голоса то поют, то декламируют что-то таинственно-угрожающее.

- Репетиция «разбойников», - благоговейно шепчет незнакомая маленькая девочка и, неуверенно улыбнувшись, исчезает в коридоре.

Потом я увижу «разбойников» воочию, а пока Наталья Михайловна посвящает меня в историю школы.

- В следующем году нам исполнится 45 лет. В 1993 году школа приобрела статус гимназии, а с 2000 года коллектив гимназии работает над идеей создания культуроцентристской школы. Образование было неразрывно связано с культурой, - поясняет директор. - Мы давно уже поняли, что учили и учим хорошо, а вот проблемы воспитания, увы, смещаются на второй план. Более того, в начале очень трудных 1990-х годов воспитательная работа вообще ушла из школы. Но мы считаем, что ребенок не готовится в школе к жизни - он в ней живет. И эта жизнь должна быть полноценной, не замирающей после уроков, да и во время занятий необходимо максимальное творчество!

Наталья Михайловна пришла в качестве руководителя в школу в 1995 году, и общешкольная жизнь тогда развивалась по другим законам.

- Непростые это были годы, - вздыхает она. - К сожалению, до этого в гимназии не существовало традиции серьезно строить воспитательную работу. Многие считали, что главная задача - наполнить ребенка знаниями, но это далеко не так. И поэтому вновь пришедшей команде, а мы пришли именно командой, пришлось начинать все с нуля.

А с нуля, значит, по мнению директора, с общешкольных праздников. Ведь в жизни должно быть место празднику, тем более в школьной жизни. И он наступил. Да не один. А такое их количество, что, подсчитывая число праздников за год, мы с завучем по воспитательной работе Юлией Перминовой безнадежно запутались.

- Обозначив проблему в воспитательной работе, мы сразу стали продумывать систему праздников и создали их «годовой» круг, - продолжает Наталья Михайловна. - Этот термин, кстати сказать, не наш, мы его позаимствовали у гимназии №56, когда знакомились с их уникальным опытом воспитательной работы. Знакомясь с чужим опытом, вышли на свою тропу. И теперь у нас есть свой перечень общешкольных праздников, к которым готовятся абсолютно все, где задействованы практически все параллели. Причем сегодня мы включаем в их организацию родителей, и это очень действенно, потому что родители видят детей не только в семейном кругу, но и совершенно в другой обстановке, и дети играют совершенно иную социальную роль, с которой их родители не знакомы. Для многих из них это становится откровением. Причем и дети, когда видят родителей, допустим, маму не в роли мамы, а в роли Лисы, Осени, тоже по-другому на нее смотрят.

Хотя на первый праздник, как раз Новый год, собрать всех было сложно. Но в это время у нас уже появились две театральные студии, на которых, собственно, и держится вся театрализованная часть праздников. В первую очередь появился музыкальный театр «Антошка», где дети пели и танцевали, и кукольный театр «Карлуша». Набор в них мы осуществляли с начальной школы, но вообще публика приходила разновозрастная, а те дети, что начинали играть в театре с первого класса, уже закончили обучение в школе. Однако до сих пор приходят в гимназию и даже участвуют в проведении праздников. Скажем, Деда Мороза у нас много лет играет наш выпускник. Первые театральные костюмы, кстати, тоже делались руками детей, и в этом огромная заслуга кружка вышивания. У нас два кружка и оба - уникальные, потому что в одном преподает специалист по русским старинным швам, а в другом вышивают крестиком, но картины. Первые маски у нас были из поролона и такие яркие и выразительные, что наши дети в них принимали участие в городском карнавале.

Все дети - танцующие

Когда я спросила двух пробегавших мимо мальчишек, какой у них самый любимый праздник, услышала то, что, собственно, и ожидала услышать. «Новый год!» - выдохнули мальчишки и уставились на меня с неким ожиданием чуда в глазах. Честное слово, мне тут же захотелось превратиться в Деда Мороза и выдать им или сверхсовременную игровую технику, или билет в Диснейленд! Но поскольку ничего подобного сделать я не могла, мальчишки смерили меня сочувственным взглядом и побежали дальше.

А я, глядя им вслед, убедилась в правоте слов Натальи Михайловны, что уже с середины декабря школа гудит, идеи роятся, фантазии материализуются в виде украшенных классов и вестибюлей, и течет, как бурная река творчества, поток репетиций в уютном помещении театральной студии. При ней же, кстати сказать, в укромном уголке костюмерной спят до поры до времени всевозможные маски, костюмы и прочая театральная бутафория.

- Наталья Михайловна, а как проходят новогодние праздники?

- Все спектакли у нас игровые, то есть герои спектакля начинают непосредственно работать с залом, проводить соревнования, играть с детьми. Спектакль у нас не самоцель, когда дети сели и статично смотрят постановку, а общее переживание, общее действие. Но сказки - это для малышей и для 5-6-х классов. Здесь сказка всегда перемежается играми: командными, где нужно посоревноваться, интеллектуальными, музыкальными, танцевальными. И, кстати сказать, дети у нас все танцующие. И на дискотеках у нас нет такого, чтобы по одним углам стояли мальчики, а по другим девочки. В нашей гимназии танцуют все! Даже самые робкие со временем преодолевают стеснение. Для ребят, прозанимавшихся танцами четыре года в начальной школе, движение становится частью жизни. А кто-то начинает заниматься этим профессионально. Например, наш выпускник Никита Шмелев с нашей же девочкой-семиклассницей в прошлом году завоевали титул чемпионов города по бальным танцам «латино».

Для 7-8-х классов новогодние праздники проходят отдельно. Это, как правило, сложный возраст. Поэтому мы устраиваем новогоднюю ярмарку, делим зал на сектора, и в каждом секторе своя ярмарка, есть чай, бублики и много всякой всячины. Здесь же групповые соревнования, но наше ноу-хау в том, что соревнуется не класс, а команда. Когда ребята входят в зал, они получают жетон определенного цвета и формы. И те, у кого это совпадает, составляют команду. Это устраняет противостояние, которое присуще этому возрасту, потому что дух соревнования хорош, но он может перерасти в агрессию, особенно если есть побежденный. А в команде могут быть дети из разных параллелей.

- Наверное, это очень важно, при организации праздника учитывать возрастные особенности детей.

- Мы этим занимаемся с самого начала. Когда ставили сказку для маленьких в 1995 году, поняли, что им трудно высидеть в качестве пассивных зрителей. Поэтому мы убрали ряды и поставили стулья по кругу, чтобы действие проходило в его середине, а сказочным героям было удобно вовлекать в игры детей.

В среднем звене такие сказки уже не пройдут. Ребята сидят за столиками с зажженными свечами. Обстановка ведь играет большую роль и создает атмосферу.

Старшие классы традиционно участвуют в новогоднем КВНе. Правда, в этом году мы немного изменили формат КВНа, потому что поняли, что для подготовки конкурсов «Домашнее задание» и «Приветствие» нужно очень много времени, а гимназист загружен, и поэтому страдает качество. Как правило, хорошо подготовленным бывает что-то одно. Но тяп-ляп у нас в школе не проходит. Поэтому в этом году будет интеллектуальная игра типа «Что? Где? Когда?» с элементами КВНа.

Сначала - трудно, потом - легко

- Наталья Михайловна, а что изменилось в традициях за время, прошедшее с первого праздника?

- Традиции общешкольных праздников остались и закрепились, а небольшие изменения происходят ежегодно. Время требует перемен. Мы присматриваемся и вносим соответствующие коррективы, как в случае со сказкой для малышей. Стало понятно, что просто зрителями им быть неинтересно, и мы начали думать о проведении интерактивных спектаклей. От обычных праздников стали переходить к костюмированным балам.

- Были костюмы, которые вас поразили?

- Когда мой заместитель по воспитательной работе на новогоднем празднике вышла в костюме привидения, я ее не узнала и испугалась.

- А вы сами были в костюме?

- Когда мы делаем приветствие от учителей на КВНе для старшеклассников, то переодеваемся. Были официантками, партизанами. Так что меня постигает та же участь, что и моих коллег. К этому я отношусь положительно, дети должны видеть учителей в неформальной обстановке, поэтому мы с ними поем, танцуем. На одном из новогодних праздников я танцевала танго. Я уже рассказывала о Никите Шмелеве. Танго с директором школы оказалось его мечтой.

- Наталья Михайловна, вы в свое время знакомились с опытом 56-й петербургской гимназии, а ваш опыт кто-либо перенимает?

- Да, есть те, кто интересуется. Видите ли, сегодня школы в основном приглашают Деда Мороза и Снегурочку, и дети выступают на праздниках только наблюдателями. А у нас они активные участники спортивных соревнований и музыкальных или танцевальных конкурсов. И это большое отличие. Причем задействованы все: и учителя, и родители, и дети.

- Что нужно для того, чтобы такие праздники стали нормой в школе?

- Только желание. Если есть идея и желание, все получится обязательно. Сначала будет трудно, но потом, особенно если найдутся единомышленники, станет легко.

Признание Атаманши

Наталья Михайловна признается, что может говорить о праздниках бесконечно, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и переадресовывает меня к Юлии Перминовой. И я отправляюсь в театральную студию. Большая перемена. В этом году для малышей будет играться сказка «Новогодние приключения бременских музыкантов», и артисты-пятиклассники репетируют танец разбойников. Репетируют весело, бодро. Это именно они не так давно интриговали меня за дверью своими звонкими возгласами. Даже прохладный воздух помещения нагревается от их артистического усердия. «Бременские музыканты» с завидным музыкальным пылом отправляются в разные страны. Разбойники с не менее неудержимой готовностью поют о том, что намерены им мешать. Я даже притоптываю им в такт. Но, как все авторы, Юлия Валерьевна недовольна то замедленным темпом танца, то неверной расстановкой артистов. Большая перемена пролетает, как одна минута, и, последний раз шаркнув по полу, актерский состав уносится на уроки. Только Саша Кулагина, исполнительница роли Атаманши разбойников, торопливо рассказывает, почему ей нравится быть занятой в спектакле:

- Самостоятельно в празднике я участвую второй раз. Сначала был праздник осени для первых классов. И мне это очень интересно! Просто захватывает, когда учишь тексты, все время занят. И потом, ты доставляешь радость другим!

И тоже убегает. А в зале, только что наполненном смехом и музыкой, кажется, еще продолжает витать бесстрашный разбойничий дух.

Главное - идею воплотить!

Но как все в этом мире с чего-то начинается, так и в нашем случае праздник рождается не на пустом месте. Откуда берется идея праздника? Ответить на это может только завуч по воспитательной работе. И Юлия Валерьевна, с трудом отвлекаясь от репетиционных видений, отзывается:

- Как все начинается? Собираются певцы, танцоры, музыканты, театралы и думают над идеей. Что бы нам такого сделать? Перебираем в памяти, что было, чего не нужно повторять. Размышляем. И в результате такого коллективного творчества приходит идея, и надо садиться писать сценарий.

С этого года сценарий пишу я. Раньше я только корректировала, редактировала. В непосредственном контакте со мной работает руководитель театральной студии Елена Викторовна Горышева, потому что знает, как расставить мизансцены, как осуществить ту или иную постановку.

Идеи, кстати сказать, рождаются поэтапно, сначала для малышей, потом для среднего звена, затем для старшеклассников. В этом году для малышей будут «Новогодние приключения бременских музыкантов», а для средней школы - «Ночь перед Рождеством».

- По Гоголю?

- Да, ребята будут играть с Вакулой, с Барсуком, с Чертом и с Оксаной. Будут мешками бороться запорожцы с богатырями, и такие игры для этого возраста очень подходящие.

- А для старшеклассников, которых ждет интеллектуальная игра, кто придумывает вопросы?

- Я и педагог-организатор. Подходим к предметникам, спрашиваем, что непонятно, читаем литературу.

- Юлия Валерьевна, признайтесь, сколько времени тратите на написание сценария?

- Когда идея заключается в одной фразе «Ночь перед Рождеством», то писать приходится долго. Быстро у меня не получается. Страницы полторы в день, при том, что в сценарии - 8 страниц. То есть недели полторы я на это затрачиваю. Потом зачитываю всей воспитательской службе и слушаю комментарии. В процессе репетиций все отрабатывается.

- То есть вам теперь любой театральный праздник по плечу?

- Шутите? Все хорошо делать в тандеме. Или в трио. В общем, в коллективе.

Праздник нужен всем

Пробыв в гимназии несколько часов, я начинаю ощущать некую зараженность праздником. То есть желанием что-то создать, придумать. И даже подсознательно рисую елочку на страницах блокнота. Кроме того, я понимаю, что уже настойчиво и упрямо жду Новый год. И в этом заслуга царящей вокруг меня атмосферы. Я уже словно вижу, как в распахнутые двери школы въезжает на скрипучих от мороза санях сказка. Как восторженно всплескивают ладонями завороженные малыши. Как подталкивают друг друга от изумления осмелевшие мальчишки. И как салютом разлетается над детскими макушками добрый «дедморозов» смешок.

Новый год - это праздник не только волшебный, но и семейный. И школа - самая настоящая семья. Во всяком случае так считает Галина Прудникова, которая была когда-то в той самой команде 1995 года заместителем директора по воспитательной работе:

- Новый год, да и не только он, но и другие праздники имеют огромное значение. Прежде всего они сплачивают детей. По-семейному сплачивают. Каждый из них находит себе дело по душе, и многие возрастные проблемы снимаются, потому что дети находят свою нишу.

Праздники также сплачивают учителей и помогают открыть ребенка. Потому что часто учитель не знает своего ученика. Он его видит только на уроке. Когда учитель приходит на праздник и видит своего неприметного среднего ученика, то отношение к нему существенно меняется. Ребенок раскрывается с другой стороны.

Праздники очень нужны родителям. Потому что они тоже смотрят на ребенка только в условиях дома. В школе им важно, какой он ученик. Но, видя ребенка в ипостаси маленького артиста, человека, общающегося со сверстниками, они меняют отношение к нему. Радуются, гордятся. Родителям очень нравятся наши праздники. И педагогам тоже. А ведь признаюсь, что в начале мы прибегали к административным мерам в отношении учителей. Принуждали учителей приходить на праздник. Ведь дети готовят праздники не только для себя, но и для педагога. И если он не приходит, то испытывают определенное разочарование. Потому что в школе для них главный взрослый - учитель. А теперь педагоги ходят без напоминания, и появилась традиция - они приводят на праздники своих детей, внуков. И количество участников на празднике стало увеличиваться. В последнем празднике - Дне учителя - участвовали 50 детей, причем не только в качестве артистов, но и в качестве оформителей, организаторов.

С Новым годом!

Когда я отмеряю последние метры своего предновогоднего пути, то понимаю, что уношу с собой частичку школьной новогодней суеты. Частичку праздника. Она, как конфетти, все время взмывает во мне и рассыпается разноцветным бисером. И что-то внутри поет. Наверное, в ожидании чуда. Я вместе с ребятами и взрослыми жду Нового года. И так же, как они, верю, что в этот раз, как, впрочем, и всегда, он будет не только совершенно иным, но и узнаваемым. Потому что, не будь в нем скрипа снега под ногами, облачков пара изо рта, неистребимого запаха мандаринов, мне станет непереносимо грустно. И в то же время в нем обязательно появятся новые росчерки фейерверков, новые важные слова, новые взгляды и встречи. По-новому загорится новогодняя елка, и в мире завершится еще один неповторимый, удивительный год, в котором мы жили все вместе и были каждый по-своему счастливы. Были любимы. Долгожданны. Необходимы. И важно успеть до боя часов опять превратиться в мальчишку или девчонку и загадать самое заветное, самое искреннее желание. В этом Новом году оно обязательно сбудется. Ведь так происходит вот уже много лет. И, может быть, в этом и есть главное чудо?

Санкт-Петербург