На фоне запущенности и разрухи российских деревень подобное зрелище особенно отрадно. Как и то, что здесь заботливо поддерживают дух воинства России, помнят и чтят традиции и обычаи российского офицерства. И клянутся блюсти их.

Собственно, по этому случаю - принятия присяги юными кадетами - в один из декабрьских дней гимназия и пригласила гостей. Замечу, что гимназия отнюдь не сугубо «военная», напротив, «штатская». В ней недавно при поддержке Ярославского зенитного ракетного института противовоздушной обороны создан кадетский класс. От институтских шефов в гости к кадетам-гимназистам в тот день приехал заместитель начальника вуза по научной и учебной работе полковник Виктор Шумто.

Заведующий гимназией настоятель Свято-Алексеевской пустыни отец Алексей сразу пригласил гостей к чаю.

Когда поднимались на второй этаж, глаз не мог оторвать от стен. Картины, репродукции икон, изречения мыслителей, философов, известных отечественных и зарубежных писателей, святых и богословов, выдержки из Писания. В основном - мысли о человеке, его предназначении, сущности и воспитании. Особенно запомнилось одно, о том, что школа, в которой учиться легко и просто, - преступление против ребенка.

В отличие от обычных школ, в коридорах которых царят манеры матчей регбистов и схваток сумоистов, в гимназии каждый встречный приветливо здоровается, учтиво уступает дорогу.

Девочки в длинных, строгих платьях и бравые кадеты чем-то неуловимо напоминали героев эпопейного бытописания Льва Толстого. Наверное, «несовременными», но такими симпатичными манерами.

На ходу успеваю перекинуться парой слов с кадетом, одетым в камуфляж. Как и его однокашники, Николай будет на гимназическом празднике присяги в центре внимания. Интересуюсь: а что ж форма без погон? «Нельзя. До присяги нельзя», - поясняет со значительностью, соответствующей важности предстоящего.

За чаем отец настоятель рассказывает о гимназических планах: думали открыть школу иконописи в рамках изостудии, да преподаватель отказался. Ему далеко ездить. А сейчас озабочены организацией кружка золотонитного шитья и художественной вышивки. Пригласили мастериц-преподавателей, закончивших курсы на факультете Городецкого училища. Скоро должны приехать.

И вот торжественный момент. Так как местная церковь пока восстанавливается, присягу принимают в коридоре, полном воспитанников, учителей и гостей.

Вносят кадетское знамя. Отец-настоятель отслуживает праздничный молебен, посвященный русскому воинству.

Каждый кадет клянется в верности Богу, православной церкви, России и русскому народу, торжественно обещает учиться и быть благородным, достойным звания кадета, блюсти традиции и обычаи российского офицерства.

Когда последний кадет стал в строй, отец-настоятель обратился к ребятам с напутственным словом, напомнил о жизненном пути Александра Невского, покровителя гимназии, и призвал воспитанников быть верными кадетской клятве.

Затем гости собрались с ребятами в классе, поздравили, пожелали успехов. Оказалось, их интересы гораздо шире сугубо подростковых проблем. Разговор шел о реальностях нашего времени, угрозах национальной безопасности, гражданском долге каждого россиянина, о профессии - Родину защищать.

Гостеприимные хозяева провели приезжих по всему зданию, показали то, чем гордится коллектив.

В гимназии созданы музеи космонавтики и классической истории, собраны интереснейшие коллекции минералов и кристаллов. Предмет гордости - и коллекция препаратов по уникальной технологии А.Е. Микулина. Вызывает восхищение библиотека, в которой около 80 тысяч томов самой различной тематики, от культуры, литературы до естественных наук, грамматики английского, латинского, греческого, других языков.

Учатся гимназисты 6 дней в неделю по 5 уроков. Кроме обычных школьных предметов изучают Закон Божий, церковно-славянский язык.

О православном образовании и воспитании можно спорить. Но бесспорно то, что оно направлено на формирование духовности, нравственности, уважения к традициям и любви к нашему Отечеству. И еще один аргумент - качество знаний.

Конечно, в праздничный день было не до разговоров об учебных программах, гимназической и кадетской специфике обучения и воспитания. Но о конечном результате довелось услышать: все выпускники гимназии поступают в высшие учебные заведения. Уже это обстоятельство ставит гимназию в ряд элитных учебных заведений. Оно представляется просто замечательным, когда узнаешь, что в гимназии, в основном, учатся сироты и дети из неблагополучных семей. Не попади они в гимназические стены, многие могли бы пополнить армию беспризорных и безнадзорных детей, стать подручными и жертвами криминала. Нетрудно представить, как складывалась их учеба до гимназии, а после нее выпускники-гимназисты на вступительных экзаменах в вузы стопроцентно добиваются успеха, на равных конкурируя с «умниками», на репетиторов для которых сердобольные родители выкладывают тысячи долларов.

Учатся в гимназии и дети, не совсем здоровые. Но гимназическая жизнь преображает их. Вот быль, при всей достоверности напоминающая сказку со счастливым финалом. Про двух братьев с диагнозом - олигофрения. В иных условиях его могли бы превратить в окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. А здесь вышло наоборот. Прошло время, и врачебное обследование позволило снять с одного из братьев жестокий диагноз. А у второго он просто не подтвердился.

После официальной части удалось поговорить с кадетами. Они рассказали, что присягу отметят праздничным обедом. Собираются смотреть фильм «Последний рейд». А через несколько месяцев будет еще одно значимое для ребят событие - получат черные береты. Но чтобы заслужить право носить их, надо сдать инструкторам азы общевоинской подготовки. Нормативы по сборке и разборке автомата уже выполняют на «хорошо» и «отлично». Остальное осилят.

Спрашиваю: в городе бываете?

Ребята рассказали об экскурсиях в музеи, на выставки. Все остальное время - в пансионате. Вокруг - друзья, и каждый день наполнен интересными делами. Учеба, спорт, книги, общие заботы, еще и собственное хозяйство, служащее пансионату хорошим подспорьем. После тех мытарств, которые прежде были у многих, гимназия стала для них не просто учебным заведением, а спасительным убежищем от свинцовых мерзостей жизни и мостом к новой, благополучной, достойной судьбе.

В педагогическом коллективе 37 учителей. Некоторые из них живут здесь же, в пансионате и соседнем селе, кто-то приезжает из города. Конечно, у наставников хватает проблем. В том числе и с одеждой, обувью для воспитанников. Детишки растут, только поспевай с обновками. И о моде даже самые маленькие не забывают: то длинно, то коротко, то цветом не угодишь. А хотелось бы! В общем, трудности, увы, типичные для интернатов, детдомов.

Разговорились с преподавателем черчения и военной подготовки Алексеем Масляковым. Он - афганец-«срочник», прирастив к опыту бойца необъявленной войны квалификацию педагога, старается целенаправленно формировать у ребят моральную готовность и способность защищать свою страну. Кстати, Масляков - не единственный наставник кадетов с воинской закалкой. Среди них и бывший подводник Михаил Люкшин.

Естественен вопрос: так ли уж необходимо это пусть и добровольное воинское воспитание подросткам? Ведь не все кадеты-гимназисты свяжут свою судьбу с армией.

Ответ прост и убедителен. Традиционно кадетское воспитание - не сугубо воинское. Это прежде всего формирование качеств патриота и гражданина, воли и ответственности, интеллекта и самодисциплины. Это воспитание настоящих мужчин, которые и при сугубо штатских, самых мирных профессиях сумеют жить достойно, с сознанием своего гражданского долга, по законам совести и чести. В основе кадетского воспитания - именно этот срез традиций российского воинства и офицерства, которые нужны любому полноценному, зрелому гражданину и патриоту нашей Родины. Именно поэтому в кадетской присяге есть слова о верности традициям.

Уезжая, бросил прощальный взгляд на светлый дом на холме. Само его появление на месте былых руин сродни чудесной сказке, которая стала явью. День за днем, буднично, незаметно в нем продолжается чудесное, доброе дело превращения ребят с непростыми судьбами в достойных, жизнеспособных, благополучных наших сограждан.

Борис АВРАМЕНКО, курсант Военного университета