С 1961 года в школе действует производственная бригада. По сути дела, это школа жизни. Мы учим ребенка и трудиться, и управлять и руководить финансами. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок познал, что такое труд. Труд воспитывающий, облагораживающий, вдохновляющий. И в то же время мы хотим, чтобы труд научил наших детей выстаивать в конкурентной борьбе, чтобы они выросли конкурентоспособными тружениками. Причем не только в работе на земле. У нас есть и деревообработка, металлообработка. Есть также тепличное хозяйство, цветоводство, дизайн, пчеловодство. А с недавних пор появилась вермитехнология. Это получение биогумуса при помощи червя-старателя. А биогумус - это ценнейшее органическое удобрение. Червь-старатель - селекция одного профессора, доктора медицинских наук. Старатель - дождевой червь, но совсем не обычный! У нас есть специальные грядки на бетонном полу. В грядки кладется питание, или попросту навоз, и черви его перерабатывают, создавая удобрение. На нем в теплице прекрасно растут перцы и баклажаны, огурцы и помидоры. Урожайность овощей повышается благодаря удобрению в несколько раз. Дело это очень выгодное. Знаю такой случай: часовой завод в одном городе прекратил собственное производство, не приносящее доходов, и занялся вермитехнологией.

Но вернемся к теме. Итак, наши дети занимаются не только земледелием. Есть в школе ремонтное звено, которое делает банкетки. Для своих кабинетов технологии мы закупили хорошее оборудование: и станки деревообрабатывающие, и шуруповерты, и гвоздодеры. Все японское. Отличного качества. Дети учатся работать на современном оборудовании. Любой наш старшеклассник сможет и отремонтировать дом, и держать пасеку, и вырастить урожай. Мудрая народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Мы хотим, чтобы наши дети следовали ей, не покидали родные места. Наши ребята умеют работать руками. Уверена, они станут в жизни конкурентоспособными людьми! Они не просто сумеют выжить, но и приумножить свое хозяйство. Они станут рачительными хозяевами.

Кроме того, мы заботимся об экономическом эффекте нашего труда. Обращаем внимание детей на то, чем в данный момент заниматься выгодно, что востребовано. Вот сейчас уже перепроизводство юристов в стране, экономистов... Но нужны квалифицированные рабочие, специалисты сельского хозяйства. Если девушка умеет украсить свой двор, может, ей лучше стать дизайнером по ландшафту, чем бухгалтером. Кстати, наши дети умеют делать альпийскую горку. Это горка из камней, среди которых красиво на разных уровнях расположены цветы. Наша школа и пришкольный двор летом как благоухающий цветник, сотворенный детскими руками.

Сельский ребенок оторван от цивилизации. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что у нас в школе нет наркоманов, например. Плохо, что театры далеко. Поэтому весь процесс воспитания, и нравственного в том числе, у нас построен на труде. Мы занимаем призовые места в областных конкурсах школ именно благодаря трудовому обучению и воспитанию. В 2006 году мы впервые получили грант президента, в 2008 году - еще один, тоже президентский, за внедрение инновационных образовательных программ. Мы и учебной деятельностью занимаемся на хорошем уровне. В школе около 50 компьютеров. Есть компьютерный зал на 20 машин, а остальные - в кабинетах, в библиотеке.

Учителя применяют цифровые образовательные ресурсы. Но грант мы, конечно, получили и за трудовое обучение в том числе. Безусловно!

Когда начинается лето, в школе создаются восемь производственных звеньев. С 61-го года, и мы не разрушали этого, в школе действует учебно-производственная бригада, в которой много звеньев. Мы много лет работаем по системе Макаренко. Сначала у нас были разновозрастные отряды. Потом мы от этого отошли, система разновозрастных отрядов неудобна: пятиклассники не могут чувствовать себя хорошо со старшими ребятами, да и старшим хочется общаться именно со сверстниками. Трудятся ребята по этому же принципу.

В прошлом году наша школа стала победителем Международного конкурса педагогов имени Макаренко в Сочи и областной сельскохозяйственной выставки «Агро-2007» в Челябинске. Представленная на ней продукция привлекла внимание губернатора области Сумина. Петр Иванович тогда подарил школе новенький трактор. Сегодня в школьном машинно-тракторном парке девять тракторов, четыре комбайна и три автомобиля.

В прошлом году с 650 гектаров ребята собрали 400 тонн зерна. В трудовую четверть наши дети производят товарной продукции на два миллиона рублей. Это не только зерно. Ведь трудятся и пчеловоды, и овощеводы, и те, кто занимается деревом и металлообработкой, и даже юные парикмахеры, швеи и повара вносят свою лепту в школьную копилку.

Овощами и зеленью со своего огорода, соленьями наши ребята обеспечивают школьную столовую на весь год. Излишки продаем населению поселка. В прошлом году собрали 10 тонн картошки, 4,5 тонны капусты, по тонне с хвостиком моркови и свеклы, полтонны лука и центнер чеснока.

Часть ребят школа кормит бесплатно, остальные платят... один рубль за обед из трех блюд.

Сегодня в школе в режиме шестидневки учатся 387 ребят. Из них большую часть подвозят на пяти школьных автобусах. Много денег съедают горючее и оплата труда водителя. Но мы идем на эти затраты: дети должны получить качественное образование, несмотря на то что живут в маленьких селах. У нас есть два автогаража, мастерская по ремонту тракторов и сельхозоборудования, машин и автобусов. В мастерской дети ремонтируют даже двигатели машин.

Все наше школьное хозяйство развивается не спонтанно, а в результате целенаправленного применения целой системы воспитательной работы. В нее входят обеспечение занятости школьников трудовой деятельностью, создание условий для включения ребят в техническое творчество, воспитание интереса к новаторству и изобретательству. А самое главное в этой системе - традиции. Это и торжественные мероприятия по праздникам, и «Праздник первой борозды», и «Праздник урожая», и «Посвящение в члены производственной бригады», и «Реалина» (защита профессий).

Процесс воспитания в Мирненской школе уже давно сочетает в себе индивидуальный подход к каждому ученику с коллективной творческой деятельностью. Досуг детей строится с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов и планов на будущее. Потребности познавательные и творческие, потребность в общении удовлетворяются практически полностью. Во всяком случае, бездумный «балдеж» ученикам нашей школы неведом. И в этом нет ничего странного. В школе есть детский хор и вокальные группы, танцевальный коллектив «Родничок», театральный кружок, фольклорный ансамбль «Друженка», художественные коллективы социально-педагогического комплекса «Внешкольник». А еще краеведческий кружок, музейно-экскурсионная группа, стрелковый кружок. А еще - секции общеобразовательной подготовки, спортивных игр, туристический кружок, легкоатлетические группы. А также эколого-краеведческое общество «Отечество» и детская организация. Есть социологический совет и служба соревнований.

Летом для детей организуется лагерь дневного пребывания с включением в его состав трудовых звеньев: трактористов, ремонтников, овощеводов, цветоводов, полеводов, ягодоводов, швей, поваров, парикмахеров, слесарей и плотников.

Сельскохозяйственная опытническая работа воспитывает у ребят интерес к природе, учит наблюдать жизнь растений и животных, воспитывает интерес к агробиологическим знаниям, стремление познать оптимальные условия жизни и развития живых организмов через опыты на уроках сельскохозяйственного труда. Опытническая работа в школе ведется на протяжении многих лет. Начиная с начальных классов дети выращивают известные им растения. Проводят опыты, например с редисом: «Влияние густоты посева на урожай корнеплодов». При подведении итогов опыта ученики убеждаются в том, что урожай на загущенных грядках меньше вдвое, плоды мелкие, часто прорастают в цветочную кисть, урожай же на опытных делянках высокий, плоды крупные.

На участке начальных классов дети выращивают новые сорта уже известных им растений. Наряду с луком-репкой одногнездной выращивают луковицы многогнездных сортов, капусту белокочанную «Подарок» и сорта капусты савойской «Вертю», капусту листовую «Пекинская», кольраби, новые сорта свеклы столовой «Несравненная», «Цилиндра» и др. Основная задача опытнической работы в начальной школе - способствовать накоплению знаний о жизни растений, сведений о лучших условиях их жизни, знакомство с новыми сортами, непревзойденными по вкусовым качествам, скороспелости, урожайности.

В среднем звене школьники уже ведут документацию - оформляют опытнические дневники. Темы опыта подбираются таким образом, чтобы детям была ясна цель исследования и применения полученного на своем личном подворье или в фермерском хозяйстве. В течение трех лет проводилось исследование по теме «Влияние яровизации на урожай картофеля и сроки его созревания». Клубни картофеля за 30-40 дней до посадки школьники раскладывают в теплом и хорошо освещенном помещении, где они прорастают, образуя толстые зеленые ростки. Раз в неделю клубни переворачивают. Проращивание картофеля на свету называется яровизацией. После посадки на опытной делянке всходы появляются на 5-7 дней раньше, чем на контроле.

Ведутся фенологические наблюдения: появление первых всходов, формирование куста, первые бутоны и полное цветение.

Ученики 9-10-х классов входят в полеводческую бригаду, которая занимается выращиванием полевых культур (пшеница, овес). На полевом отделе пришкольного участка ребята проводят опыты с зерновыми и зернобобовыми культурами. Темы опытов: «Влияние густоты посева на развитие яровой пшеницы и ее урожай», «Влияние глубины заделки семян на развитие яровой пшеницы». Данные этого опыта производственная бригада уже использует на полях.

Наша школа своим примером показывает, что трудовое движение - неотъемлемая часть модели российской сельской школы. Почему жива производственная бригада? Потому что ученическая бригада - это прекрасная, разносторонняя школа, в которой учатся и трудиться, и управлять, и заниматься научно-опытнической работой, строить отношения в коллективе.

Валентина СМЫШЛЯЕВА, директор школы, заслуженный учитель России, пос. Мирный, Уйский район