Благодаря информационно-образовательной платформе некоммерческого партнерства «Телешкола» дети получили богатые потенциальные возможности для реализации своих потребностей в обучении. Кроме того, организация обучения на основе дистанционной поддержки создает дополнительные условия для повышения мотивации обучения и позволяет учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности старшеклассников при построении содержания профильного обучения. Позволяет содействовать профессиональному самоопределению ребят, развивать творческий потенциал и инициативу через участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах, а также создавать условия для широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки.

В районных школах были созданы координационные советы, которые прежде всего составили планы работ. Далее началось сотрудничество с учениками и их родителями, которым необходимы более углубленные знания по тем или иным предметам. В 2006-2007 учебном году ученики нашей школы, которые избрали дистанционную форму обучения, выбирали такие предметы, как русский язык, алгебра, литература, информатика и физика.

Использование информационно-образовательной платформы некоммерческого партнерства «Телешкола» для обучения на профильном уровне проходило в нашем районе в условиях частичного экстерната по индивидуальным учебным планам, которые были разработаны администрациями школ с участием учеников и их родителей. Режим освоения образовательных программ на базе сетевого ресурса интернет-школы «Просвещение.ru» в форме частичного экстерната предусматривает систематическую самостоятельную работу учеников с методической поддержкой сетевых преподавателей и педагогов-кураторов интернет-школы. При этом посещение уроков в школе по предметам частичного экстерната не предполагается. Школа, в которой учится ребенок, издает локальные нормативные акты. В них обозначены предметы, изучаемые учеником самостоятельно, лица, ответственные за обеспечение технических возможностей для самостоятельной работы ученика. Составляется расписание школьных занятий ребенка с учетом того, что он не присутствует на уроках по предметам, выбранным для самостоятельного изучения. Школа также обеспечивает организацию доступа ребенка к сетевому ресурсу интернет-школы.

Учебное время, высвободившееся у такого ученика, может быть использовано им для посещения элективных курсов по профилю, для проектной деятельности, для самостоятельной работы по выбранным предметам... Самостоятельная работа может проходить как в школе (в компьютерном классе, в медиатеке), так и дома, с домашнего компьютера. Все вопросы, связанные с процессом обучения в форме частичного экстерната, ребенок может разрешить с помощью форумов с сетевым учителем, педагогом-куратором и вообще со всеми, кто организовал образовательный процесс в интернет-школе. Родители также могут быть зарегистрированы в интернет-школе, и им будет доступен электронный журнал с полной информацией об успехах ребенка.

Итоговая отметка по выбранным предметам заносится в качестве годовой в школьный классный журнал для десятиклассников и в аттестат о среднем (полном) общем образовании для одиннадцатиклассников (в том случае, если они не сдают экзамен по выбранным для самостоятельного изучения предметам в рамках государственной аттестации).

Итак, в эксперименте приняли участие три школы: увельские - средняя №1 и №2, а также Нагорненская школа. Главной целью было удовлетворить учебные запросы детей на профильном уровне.

Непросто было найти сетевых преподавателей, ведь нужно было не только желание учителя, но и владение компьютером на высоком уровне. Мы сформировали списки детей и учителей дистанционной школы, предметов, которые дети выбрали для этой формы обучения. И отправили их в челябинское областное Министерство образования. В августе, перед началом учебного года, мы снова опросили детей, не передумали ли они: все-таки совершенно новая форма учебы. И получилось, что у нас 10 ребят хотели иметь профильное обучение: пятеро нуждались в физике, четверо - в алгебре, а один ребенок - в русском языке и литературе. Ясно, что мы не смогли бы организовать их в один профильный класс. Они были созданы по всей области. То есть ребенок из Увельской школы и из школы, которая находится совсем в другом районе области, оказались в одном классе по физике.

Начинать учебу в этой форме, в 2006 году, конечно, было страшно поначалу. Нет живого учителя, который направляет ребенка. Он сам становится себе игроком, сам выстраивает собственную траекторию учебы, сам изучает материал. Конечно, дистанционный учитель его тоже направляет, пишет сообщения, письма, ставит оценки. Но все это происходит не так явно, как при «живом» учителе. К тому же в то время у нас еще была проблема с устаревшими компьютерами. Но она быстро разрешилась: в школу поступил компьютерный класс, мы получили надежный, без сбоев, выход в Интернет.

Для одного мальчика проблемой стала нагрузка на глаза. У него было слабое зрение, и он ушел из дистанционного обучения. Тогда мы поняли, что такая форма все же не каждому ребенку под силу. Кто-то информацию воспринимает только зрительную, кому-то нужно все демонстрировать, кто-то не может индивидуально трудиться, не организован на самостоятельный труд.

Ребята и учителя-сетевики прошли авторизацию на сайте телешколы, получили доступ к ресурсам. И каждый учитель получил свою страницу. На ней - список всех его учеников, и там прописано, откуда ребенок: из поселка Увельского ли, из другого города или села. К каждому ученику прикреплен курс - тот, который он выбрал. Этот курс состоит из тем. По математике, например, было 80 тем, по физике - около 30.

Дальше сетевой преподаватель, который закреплен за конкретным учеником, высылает ему календарно-тематический план. В нем прописаны сроки. Например, на первую тему следует потратить 2-3 часа и к такому-то числу необходимо эту тему закончить.

По каждому уроку сетевой преподаватель проводит консультации в режиме off-line и в режиме on-line, когда в определенное время ученики этого конкретного сетевого преподавателя встречаются в Интернете и в разной форме «проговаривают» материал, который они изучили. Задают вопросы, отвечают друг другу. Решают задачи.

Мне было очень интересно работать сетевым преподавателем, попробовать свои силы. Кроме того, это же еще и профильный уровень. И он дался не так-то просто. Но мы все преодолели вместе с ребятами.

Светлана СЕДОВА, методист дистанционного обучения ММЦ, сетевой преподаватель, учитель математики школы №1, пос. Увельский