Сегодня мы реализуем предпрофильную подготовку и профильное обучение старшеклассников. Нас не удивить терминами «элективные курсы», «накопительные формы оценивания». Мы включаем в образовательный процесс цифровые образовательные ресурсы, находим ответы на интересующие нас вопросы в сети «Интернет», свободно общаемся с ребятами на языке современных информационных технологий. Наша школа была участником федерального эксперимента по обновлению содержания и форм обучения, внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения, использованию здоровьесберегающих технологий.

На протяжении всех этих лет я была участником инновационных процессов своего образовательного учреждения. В 2006 году передо мной поставили задачу: организовать дистанционное обучение учеников с использованием интернет-школы «Просвещение. ru». Сначала я очень плохо себе представляла, с чего начинать и какова моя роль в этом процессе. Но прошло два года, и я сделала для себя некоторые выводы, определила цели, задачи, формы и методы организации своей деятельности как педагога-куратора. Во многом определить свою роль мне помогли курсы повышения квалификации по программе «Подготовка педагогов-кураторов и сетевых преподавателей для дистанционного обучения на профильном уровне», статьи в журнале «Вопросы Интернет-образования». Я пришла к выводу: педагог-куратор - это учитель нового типа, понимающий специфику дистанционного образования, помогающий облегчить процесс дистанционного обучения, способный корректировать и контролировать процесс усвоения знаний; это человек, который помогает своим ученикам войти в мировое образовательное пространство, создавая тем самым специалистов нового класса. Не могу сегодня представить свою работу без выполнения таких функций, как целеполагание, планирование, организация и контроль. Иначе говоря, педагог-куратор в современном понимании этого слова - педагог и менеджер, работающий в открытой информационной образовательной среде. Успех в работе педагога-куратора определяет умелое сочетание функций педагога и менеджера.

Какие из этих функций сделать приоритетными? Это вопрос, на который можно ответить только через собственное осмысление своей деятельности. Вначале дистант осуществлялся в классно-урочной системе, затем в форме индивидуального обучения небольшой группы (пять человек по двум предметам) на профильном уровне. В 2007 году началось широкое использование интернет-ресурса по 11 предметам на профильном уровне (22 ученика) и на базовом уровне в классно-урочной системе - 50 человек.

Я убеждена, что приоритетная цель педагогической деятельности педагога-куратора - создание оптимальных условий для развития у детей информационной, деловой и социальной компетентностей как основных, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности; персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве и координация различных направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сформированная цель - это только начало деятельности. Результат во многом определяется умением педагога-куратора детализировать поставленную цель в конкретных задачах деятельности на определенный период, трансформировать их по отношению к каждому ученику. Постановка задач зависит от имеющихся ресурсов образовательного учреждения, сложившейся культуры образовательной среды школы, ее традиций, модели управления. В ходе работы я определила свои задачи так: сопровождение ученика в освоении навыков продуктивного функционирования в современном деловом пространстве, помощь в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составление ресурсной карты для реализации образовательных и профессиональных интересов, разработка совместно с ребенком индивидуальной образовательной программы, создание ситуации успешности в освоении им технологий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения.

Реализация задач определяет содержание и компетенции моей работы в рамках созданной инновационной образовательной среды школы. Управление образовательным процессом в нашей школе осуществляется через сочетание корпоративной и ролевой культур. Такая система управления имеет регламентируемые полномочия, и на меня возложена ответственность за подготовку управленческих решений. В рамках этой управленческой культуры я имею конкретный перечень функциональных обязанностей. Однако дистанционное обучение - инновационный процесс, а следовательно, не имеет проторенного пути. Поэтому, конечно, возникает немало проблем. Но я убеждена, что дистанционное обучение - это будущее в образовании. Оно реализует современную парадигму образования, способствует самоопределению личности, создает все возможности для траектории индивидуального развития ученика. Тем не менее бывают ситуации, когда возникают противоречия между желанием ученика изучать предметы дистанционно и несформированными на должном уровне навыками самостоятельного труда. В этом случае моя роль как педагога-куратора - оказать помощь не только в использовании интернет-ресурсов, но и в приобретении этих самых навыков самообразования и самоорганизации. Это первое. Второе: недостаточно высокий уровень диалоговой культуры ребят приводит к проблеме взаимоотношений с сетевым преподавателем. Дети свободно общаются на форуме со своими сверстниками, но не умеют построить диалог с сетевым преподавателем по изучаемым вопросам. Дистанционная форма обучения не в полной мере учитывает особенности психологии ученика. Если ученик задал вопрос, то он хочет получить на него ответ не сегодня, не завтра, а сейчас! Поэтому часто возникающие вопросы теряются в памяти ученика и не становятся эффективным приемом развития его интеллектуальных способностей. Решение этого вопроса лежит в плоскости формирования диалоговых культур всех участников сетевого взаимодействия.

Образование - это процесс, участниками которого становятся учителя, ученики, родители. Учителя постоянно осваивают новые формы обучения. Для детей они становятся привычными, а родители часто выпадают из образовательного процесса. В таких случаях трудно говорить об эффективной работе с учениками по достижению ими качественного образования. Решение этой проблемы, на мой взгляд, постепенно уйдет, если помимо регистрации детей и педагогов на сайте доступ к интернет-ресурсу получат и родители. Увеличение числа ребят, желающих изучать предметы с использованием интернет-ресурсов, создает педагогическому коллективу трудности в обеспечении условий индивидуального обучения, так как материально-технические и финансовые возможности школы ограниченны. Массовое использование дистанционных форм обучения в образовании требует специальной подготовки не только сетевых преподавателей и педагогов-кураторов, но и всех учителей.