Два года назад мы принимали участие в проведении Всероссийской олимпиады по физике и хорошо справились с этой задачей. А благодаря лаборатории создается возможность найти и проявить себя и тем детям, которые склонны к естественным наукам. Более того, одна из наших учителей физики - Евгения Михайловна Елькина - обладатель президентского гранта. Она воспитала много одаренных детей, среди них - победитель международной олимпиады. Елькина - трижды победитель в двух номинациях в конкурсах благотворительного фонда Дмитрия Зимина «Наследие». Первая - «Учитель, воспитавший ученика», а вторая - «Наставник будущих ученых». Фонд Дмитрия Зимина нацелен на развитие естественных наук в России и осуществляет поддержку учителей. Чтобы определить тех, кого он будет награждать, фонд опрашивает студентов вузов и аспирантов.

Еще одним условием создания предметной лаборатории было софинансирование из местного бюджета. Город должен был выделить полтора миллиона рублей. Только при таком условии область давала свою долю. Город и область это сделали! Мы должны были израсходовать их в чрезвычайно спешном порядке. И мы создали лабораторию! Но сначала за свои средства отремонтировали кабинеты.

С одаренными детьми наша школа работает давно, больше 40 лет. Самой школе 42 года. В 1992 году она стала гимназией. Мы углубленно изучаем английский язык со 2-го по 11-й класс. А вообще дети, которые придут к нам учиться, изучают английский с 4 лет, еще в Центре развития ребенка - детском саду №30, с которым гимназия поддерживает контакт. С 5-го класса дети изучают второй иностранный язык: немецкий или французский на выбор. А с 8-го класса мы даем им возможность попробовать себя в других, уже не гуманитарных областях, в первую очередь математике и физике. Это диктуется тем, что Снежинск - город ядерщиков, а также уже сложившимися традициями и запросами родителей.

Система работы с одаренными детьми складывается из многих компонентов. И, наверное, первый из них - традиции. Второе условие - это, конечно, уровень квалификации учителей. Сегодня у нас шестеро имеют звание «Заслуженный учитель России», 29 учителей награждены знаками «Почетный работник общего образования», «Отличник образования», 21 человек получил государственные награды. 93 процента имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Систему дополнительного образования, которая создана в гимназии, поддерживает Управление образования и финансирует администрация Снежинска. В понятие «дополнительное образование» у нас входят в первую очередь предметные факультативы. Они расширяют и углубляют знания детей по разным предметам в послеурочное время.

Например, Евгения Михайловна Елькина занимается с детьми проектной деятельностью при изучении физики и работе физического практикума. Ее факультатив занимается экспериментальной физикой. Еще один учитель, Николай Иванович Легаев, проводит факультатив «Лабораторный эксперимент по физике в 8-9-х классах», рассчитанный на два года.

Итак, на основании потребностей наших детей сформировались три блока дополнительных образовательных программ по шести направленностям. Первый - факультативы, расширяющие и углубляющие учебные программы, при этом развивающие интеллектуальную и академическую одаренность. Второй блок ориентирован на индивидуализацию знаний детей. Третий способствует развитию социально-лидерской, творческой и спортивной одаренности.

Дополнительным образованием в гимназии охвачены все дети, занимающиеся по 116 дополнительным образовательным программам.

Для самореализации гимназистов необходимо их успешное выступление на уровне выше институционального. В 2007-2008 учебном году число участников дистанционных и открытых олимпиад достигло 680. За 5 последних лет победителями и призерами предметных олимпиад на муниципальном уровне стали 572 гимназиста, на региональном - 72, на федеральном - 13, на международном - два. Причем эти цифры имеют явную тенденцию роста.

Высокий рейтинг гимназия имеет в региональных, российских и международных математических турнирах, например в уральских турнирах юных математиков. Ежегодно гимназия участвует более чем в 30 творческих конкурсах, фестивалях, форумах. В апреле 2007 года на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура - Урал, Сибирь» две представленные работы по литературному краеведению заняли призовые места. Два года подряд наши гимназисты становились победителями и призерами региональной научно-исследовательской конференции «Наследие».

Во внеклассной предметной деятельности используются многообразные формы. Это математические, физические и химические бои, школа олимпиадного резерва по русскому языку, истории, обществознанию, физике и математике, научно-исследовательские лаборатории, научное общество учащихся, школьная научно-исследовательская конференция «Старт в науку», интеллектуальные игры, конкурсы, турниры, творческие студии, летняя школа по математике, физике и информатике, предметные недели и декады, музыкально-литературные гостиные.

Результатом всей этой многообразной работы стало вовлечение и педагогов, и детей в совместную интеллектуальную и творческую деятельность, создание благоприятной среды для самореализации личности, для ее профессионального самоопределения, для развития одаренности не только у отдельных, особо выдающихся ребят, но практически у всех гимназистов, ведь самая актуальная задача в современной педагогике - не развитие одаренных, а развитие одаренности в каждом.

В гимназии развито ученическое самоуправление, которое формирует социальную одаренность и лидерские качества. Здесь действуют совет старшеклассников, совет среднего звена, совет НОУ.

Развитие одаренности невозможно без психолого-педагогической поддержки, которая в первую очередь предполагает систему диагностики.

В 1-х классах проводится оценка интеллектуального уровня детей, а во 2-4-х классах проходят развивающие занятия. Это позволяет интеллектуально одаренным детям легко войти в систему наук, а ученикам со средними интеллектуальными способностями - успешно осваивать гимназическую образовательную программу. В 4, 5, 7, 9-х классах осуществляется диагностика структуры интеллекта. В 10-11-х классах проводятся психологические тренинги для успешной сдачи ЕГЭ.

Кроме того, гимназия привлекает специалистов Снежинского федерального ядерного центра, а также преподавателей челябинских вузов для подготовки учеников к ЕГЭ, для оказания помощи при написании научно-исследовательских работ и для преподавания в Школе олимпиадного резерва. Мы тесно сотрудничаем с Центром дополнительного образования, с детской музыкальной школой, с городскими библиотеками...

Огромную роль в достижении намеченных целей по развитию одаренности играют мотивационные ресурсы. В гимназии установлены стенды «Золотые и серебряные медалисты», «Отличники гимназии», «Победители олимпиад», «Спортивные достижения». Еженедельно обновляется раздел «Достижения учащихся» на официальном сайте гимназии. Регулярно проводятся выставки лучших творческих работ и отчетные концерты творческих коллективов. В научно-исследовательской лаборатории краеведения «Малахитовая шкатулка» собраны все научно-исследовательские работы ребят и их публикации (сборники «Одаренные дети: проблемы и перспективы», «Бирюковские чтения», «Наш мир», материалы конференции «Юность. Наука. Культура»). Талантливые ребята имеют материальную поддержку (постоянные и разовые стипендии), финансируются их поездки на турниры, конкурсы, конференции, в том числе за счет средств фонда попечительского совета. Решением педагогического совета утверждены благодарности выпускникам 11-го класса за особые успехи в изучении отдельных предметов, благодарственные письма педагогам по результатам работы с одаренными детьми, благодарственные письма родителям...