Защита прав, а не их ограничение

«Мы, народ Соединенных Штатов...» - торжественно начинается Конституция США.

Все демократические конституции мира в первых строках определяют источник государственного устройства, государственной власти, источник права. Этим источником является народ, граждане страны. Именно граждане прямым выражением своей воли во время выборов поручают своим представителям принимать законы, определять доходы и расходы государства, обеспечивать права и свободы всем людям.

Граждане России прямым выражением своей воли избирают президента и поручают ему быть гарантом закрепленных в Конституции прав и свобод личности, дают ему право назначать по согласованию с народными представителями (депутатами Государственной Думы) председателя правительства, а следовательно, формировать исполнительную власть. Кроме того, народ может непосредственно выражать свою волю через референдум (голосование по наиболее важным вопросам жизни общества и государства), избирать органы местного самоуправления.

Воля народа - основа гражданского, правового государства. В Конституции РФ зафиксирован принцип реального народовластия, признается частная собственность и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной собственностью, признается многопартийность. Впервые в истории нашей страны признаны и гарантированы права и свободы человека в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, общество получает надежный юридический фундамент.

Развитие демократических процессов тормозит правовой нигилизм значительной части общества. Это и понятно: семи-десяти лет явно недостаточно для становления опыта правового поведения как граждан разных поколений, так и тех, кто находится у власти.

Во время пребывания в Австралии российские педагоги при знакомстве с работой верховного суда страны увидели, как один из верховных судей, свободный от процесса, терпеливо отвечал на самые различные вопросы детей 12-13 лет. А российским педагогам он спокойно объяснил: «Это же мои будущие избиратели!» Так же поступил и один из депутатов германского бундестага, отпросившийся с пленарного заседания, чтобы встретиться с экскурсией школьников из того региона, жителей которого он представлял в парламенте.

Конечно, глубокого понимания зависимости своей деятельности и поступков от воли избирателей пока не хватает многим нашим избранникам. Однако не менее важно, чтобы сами избиратели тоже осознавали себя источником власти и понимали, что следование закону - единственная возможность обеспечить право на свободу себе и другим людям. Поскольку такого уровня сознания и поведения в нашем обществе еще не достигнуто, путь к этому, несомненно, лежит через образование и школу как один из важнейших его институтов. Это - один из главных аргументов в пользу создания в школе действующей модели общества, основанного на праве и законе.

Для создания проекта такой модели необходимо прежде всего выделить существенные признаки правового государства, понять основные принципы его конституции и нормы (законы), обеспечивающие основные права граждан. Следует также понять, какие атрибуты демократической власти необходимы и достаточны для руководства школьным сообществом. К примеру, во всяком современном государстве в отличие от Древних Афин или Великого Новгорода невозможно обеспечить прямое участие граждан в составлении и принятии законов, поэтому и существует представительная власть.

Насколько возможно и нужно стремиться создать условия для такого прямого участия всех учеников и учителей в подготовке и принятии внутришкольных законов? В школе, где 300-400 учеников? В коллективе из 500-700 учеников? Как следует сочетать прямое участие в законотворческой деятельности и представительство? Видимо, единого подхода здесь нет, и обсуждать особенности подхода - дело взрослых и детей в каждой конкретной школе. Однако все-таки можно выделить несколько принципов - оснований, общих для всех в этой работе.

Законы (правила, нормы) должны строиться не по чужому образцу, а исходить из реалий собственной жизни, поэтому важно перед разработкой проекта хорошо представлять себе ту сферу школьной жизни, которую будет регулировать закон. Важно узнать общественное мнение о проблемах для учеников и учителей в этой сфере, их отношение к предполагаемым нормам, собрать предложения о том, какими правилами можно улучшить и совершенствовать эту сферу.

Один из важнейших принципов внутришкольного законодательства состоит в том, что законы не могут создаваться только для детей. Законы в школьной общине действуют для всех - для детей и для взрослых. Это положение, однако, чаще всего нарушается. У некоторых педагогов всегда появляется соблазн при помощи нормы закона, которая создана и принята детьми, предъявлять к ним требования, которые сами не выполняют. Обязывая, к примеру, законом учеников не опаздывать к началу урока, сами могут и задержаться, обязывая уважительно относиться к учителю, сами позволяют себе резкие высказывания. Конечно, и то и другое всегда встречается в многообразной школьной жизни, важно не исключить эти нарушения вовсе, а обоюдно на основе совместно принятых правил жизни стараться и взрослым и детям их соблюдать, а при нарушении равноправно отвечать за это.

В связи с этим возникает вопрос о том, что должна представлять норма, закрепленная законом, - санкцию или правило? Ведь при создании школьных норм всегда есть соблазн и у учеников, и у учителей установить прежде всего строгую ответственность за нарушение. И тогда закон превращается, по сути, в свод наказаний за самые незначительные деяния. В цивилизованных демократических обществах законы определяют, как правило, то, что нельзя делать, все же остальные действия граждане совершают сами по своей воле, желаниям и потребностям.

Известно ведь, что и в странах с авторитарными, недемократическими режимами также действуют законы, однако они прежде всего стремятся регламентировать всю жизнь подданных. В законе прежде всего должны определяться меры по гарантии прав граждан, а потом уже их обязанность и ответственность за нарушение прав других людей и по отношению к обществу и государству, охраняющим эти права. Вот почему важно создавать в школе ситуации, позволяющие понимать, что главная цель законов - защита прав, а не их ограничение.

Чтобы урегулировать с помощью закона ту или иную сферу жизни школы, решить какую-то важную проблему, необходимо создать ситуацию, при которой возможно рассмотреть несколько вариантов решения, несколько альтернатив предполагаемых норм. Следовательно, должен существовать механизм по созданию и обсуждению вариантов проектов различными группами.

В условиях школы в отличие от больших государств нужно создавать такие условия, чтобы в подготовке, обсуждении и принятии законов участвовало как можно больше членов школьного сообщества. Известный педагог Т. Конникова, автор монографии «Организация коллектива учащихся в школе», убедительно доказала, что участие детей в выработке норм, правил общей жизни делает их активными носителями и защитниками этих норм. Это положение полностью относится и к законотворческой деятельности в школе.

Конечно, невозможно всем вместе на общем собрании писать закон. Его проект всегда готовит какая-то группа или несколько групп, но к обсуждению, внесению добавлений и изменений в эти проекты нужно стараться привлекать как можно больше детей и взрослых. При этом, как непременное условие, следует опубликовать принятые законы, акцентировать внимание на их содержании и оказать помощь в том, чтобы научить детей пользоваться ими при возникновении проблем и конфликтов.

Известно, что чем стабильнее действующие в обществе законы, тем стабильнее общество. Действительно, если пользоваться давно принятым законом, то это становится привычкой. Правда, по отношению к коллективу школы это не совсем так. Особенность школьного коллектива - в постоянном изменении его состава: приходят новые ученики, взрослеют те, кто в силу возраста не участвовал в законотворчестве. А ведь чувство причастности должно быть присуще всем! Вот почему необходимо регулярно обсуждать уже принятые законы, предлагать внести в них изменения и дополнения. Возможно, это не столько ведет к совершенству самого закона, сколько рождает ощущение своего авторства.

Задания

1. Попытайтесь описать условия, при которых удастся привлечь к созданию норм школьной жизни возможно больше взрослых и детей. Обсудите эти условия в малых группах, оцените их с позиций демократии, с учетом особенностей различных школьных коллективов.

2. Составьте текст небольшого внутришкольного закона по проблеме, которая волнует лично вас. Обсудите это в малой группе. Сообща придумайте несколько ситуаций, которые могут побудить детей использовать совместно принятый закон.

3. Составьте рецензию на один из текстов закона «Школы самоопределения». Что, по вашему мнению, в нем обеспечивает защиту прав человека, что противоречит этому? Насколько этот закон универсален? Как его можно изменить применительно к школе с другими условиями?

Что можно, а что нельзя делать и ученику, и педагогу

Основанием правового пространства школы является наличие и использование прав и обязанностей всеми, кто в школе учится и учит. Закон Российской Федерации об образовании определяет основные права участников образовательного процесса, однако в каждой школе эти права могут быть конкретизированы и расширены. Кроме того, само обсуждение различных вариантов этих прав и обязанностей имеет большое значение для правового образования и становления правового опыта. На основе широкого обсуждения эти права и обязанности могут быть оформлены в виде школьного закона.

В первую очередь надо определить те права, которыми пользуются все без исключения члены школьного коллектива. Это, прежде всего, закрепленное равенство в гражданских правах: избирать и быть избранными; свобода действий, мнения и слова; равенство при отстаивании своих интересов в органах школьного коллектива; право на информацию. Каждый член коллектива может предложить провести любое культурное мероприятие в школе (кроме запрещенных российским законодательством) и взять инициативу его проведения в свои руки, может стать инициатором создания кружков, секций, клубов, проектов и т.п.

Школьный закон должен предполагать право создавать и участвовать в работе любых неполитических и нерелигиозных объединений в школе. Права предполагают наличие обязанностей: соблюдение устава, конституции и законов школы; участие в самообслуживании (дежурство по школе и классу, уборка школьной территории); бережное отношение к имуществу школы и имуществу других людей.

Особенности школы как образовательного учреждения требуют включить в число обязанностей такие, как обязанность учащихся использовать возможности и условия школы для получения образования в соответствии со своими потребностями и возможностями, индивидуальными образовательными планами и программами, а также обязанность администрации и педагогов предоставлять ученикам условия для получения образования.

Школьный закон может иметь и отдельные статьи, касающиеся прав и обязанностей учителей и учеников. Необходимость такого разделения не относится к общим гражданским правам, а диктуется разными позициями, занимаемыми учителями и учениками в школе. Так, очень важно обозначить реальные права учеников в образовательном процессе. При их обсуждении в классах, на общем собрании и совете школы следует предложить для дискуссии целый ряд вопросов. Например, таких:

Имеет ли право ученик свободно выбирать предметы сверх базисного плана, темы для изучения, темп изучения? Если имеет, то с какого класса он может это делать?

Возможно ли свободное посещение уроков по договоренности с учителями при обязательной сдаче всех видов работ?

Возможен ли индивидуальный образовательный план? При каких условиях и кем он может быть принят?

Возможно ли отказаться от учителя в силу психологической несовместимости или в случае оскорбительных действий по отношению к ученику?

Можно ли уходить с урока в случае необходимости? Нужно ли при этом объяснять причину?

Имеет ли право учитель удалять с урока и на каком основании?

Можно ли без согласия учеников задерживать класс на перемену?

Совместное обсуждение подобных вопросов взрослыми и детьми способствует не только созданию правового поля, но и взаимопониманию, помогает лучше видеть общие проблемы и осуществлять последующее законотворчество.

Задание

Напишите известные вам права учителей в школе и права учеников. Какие права должны быть у тех и других исходя из ваших представлений об идеальной школе? Как вы полагаете, в чем причина расхождений? Чем, на ваш взгляд, может помочь совместная работа взрослых и детей над законом о правах и обязанностях? Как ее начать?

Методика проведения занятий

В процессе совместного моделирования руководитель и слушатели выделяют существенные признаки правового государства, обсуждают основные принципы его конституции, законы, обеспечивающие основные права граждан, атрибуты его демократической власти. Ведется дискуссия о возможности представить школьное сообщество как действующую модель такого государства. Выделяются основные принципы такой модели. Слушатели выделяют особенности своей школы, учитывая ее историю, уровень коллективных взаимоотношений, этническое и социальное своеобразие взрослых и детей.

Создаются группы, объединяющие слушателей со сходными условиями, которые разрабатывают проект по вовлечению учителей и детей в процесс осознания действующих в школе норм и правил и их закрепления в различных вариантах школьных основных законов. Проводится семинар на тему «Проблемы вовлечения детей в создание норм и правил школьной жизни в отечественной и мировой педагогике».

Слушатели обсуждают возможные педагогические ситуации, побуждающие взрослых и детей оформить соответствующие нормы как обязательные для каждого законы. Проводится тренинг по оформлению предложенных норм в текст правового характера.

Слушатели осуществляют сравнительный анализ проектов и взаимное рецензирование, определяют основания процедур обсуждения, принятия и функционирования законов. Ведется дискуссия о возможном влиянии действия совместно принятых норм на состояние коллективных взаимоотношений, обсуждаются возможные негативные и позитивные эффекты создания правового пространства. Слушатели раскрывают смысл и самой техники по созданию образовательных ситуаций, закрепляющих ценности и опыт правового поведения в условиях возникающего правового пространства. Создаются и обсуждаются в ролевой игре (учитель, ученики разного возраста, администрация, родители) проекты законов.

Парламент. Что он может?

Самоуправление вчера и сегодня

Возможность привлекать учеников к управлению школьными делами обсуждалась, вероятно, с той поры, когда идея самоуправления зародилась в городах и государствах Европы в ХIV-ХV вв. Школы как самоуправляющиеся общины рассматривались в трудах и опыте Л. Толстого, К. Вентцеля, П. Каптерева и др. После Октября 1917 г. в период, еще не подвергнутый гонениям революционного романтизма, идея управления школой теми, кто в ней учится и учит, являлась едва ли не основным принципом революционных преобразований в советской школе.

Однако в Положении о единой трудовой школе (1918) говорилось, что «центром всех занятий школьных коллективов... должна быть совместная учащимися и учащими разработка вопроса, как коллективу создать трудовую школу, и совместная работа по практическому осуществлению ее». Весь дух и содержание этого важного для дальнейшего развития советской школы документа были направлены на то, чтобы сделать самоорганизацию детей прежде всего средством для реализации педагогических задач взрослых.

Как показала практика, да и теория советской школы последующих лет, именно педагогические и идеологические (а в тех условиях они во многом являлись синонимами) цели подменяли цели демократические. Иными словами, пытаясь создать детские организации, ввести школьное самоуправление, взрослые подчиняли их своим задачам: улучшить успеваемость и дисциплину, занять детей полезным делом, использовать органы детского коллектива (не важно, как они назывались - комсомольское бюро или совет отряда или дружины, штабы или учкомы) для подчинения детей взрослым нормам, морали и ожиданиям.

Не случайно американский социальный психолог А. Бронфенбрейнер по результатам своего исследования зависимости моральных суждений детей от моральных ценностей взрослых в США, Швейцарии и СССР отметил в 1965 г., что наибольшей зависимостью своих суждений отличаются советские дети. Конечно, в условиях подчинения школы единой идеологии задача развертывания подлинного демократического самоуправления не могла быть решена, хотя в истории советской педагогики было много попыток создать такое самоуправление. Они предпринимались прежде всего в тех коллективах, которые не были связаны жесткими программами и установлениями. Прежде всего это происходило во внешкольных коллективах, особенно временного типа (пионерских лагерях, лагерях труда и отдыха). Известен опыт Фрунзенской коммуны в Ленинграде (И. Иванов, Ф. Шапиро), опыт лагеря «Маяк» (О. Газман), Всероссийского лагеря «Орленок». Этот опыт не канул в Лету. В работе этих коллективов найдено столько интересных и подлинно новаторских подходов к проблеме самоуправления, что многие из них, обогнав свое время, с успехом могут быть использованы и развиты сегодня. Главная проблема состоит в том, чтобы преодолеть взгляд на ребенка как на объект воспитательных усилий взрослых и принять его как равного гражданина в детско-взрослом сообществе школы. Отсюда следует, что необходимо создавать такие органы управления этого сообщества, которые бы признавались и детьми, и взрослыми как полномочные и референтные для всех.

Это вовсе не означает, что при этом исключаются какие-либо объединения как взрослых (педагогический совет, проблемные группы, методобъединения и т.п.), так и учащихся (клубы, секции, научные общества и т.п.). Просто эти объединения, будучи автономными в реализации своих целей, должны подчиняться общим правилам и признавать власть и роль органов коллектива, избранных всеми.

Наделяя тот или иной орган коллектива полномочиями, прежде всего необходимо определить, на что направлены эти полномочия. Нередко при решении такого вопроса взрослые, да и дети тоже, отягощенные опытом прошлых лет, по инерции прежде всего думают о том, какие решения будет принимать данный орган, за что отвечать, какие санкции накладывать за нарушение своих решений. А ведь в идеале главная функция общественных институтов в подлинно демократическом государстве - защита прав и свобод личности! Именно в моменты формирования того или иного органа, в процессе совместного обсуждения его полномочий создаются самые подходящие ситуации, в которых приобретается опыт, помогающий рассматривать любую организацию с позиции защиты прав человека. Особенно это относится к проблеме высшего органа коллектива.

Меньшинство и большинство

В нормальном демократическом государстве высшим органом является представительная власть. Право принимать законы избиратели поручают избранным ими представителям (депутатам парламента, Законодательного собрания, Государственной Думы и т.п.). Возможно и прямое изъявление воли народа через референдум или, как в демократиях древности, - путем народного собрания (Древние Афины), вече (Великий Новгород).

В условиях школы, создающей действующую модель демократического общества, важно прежде всего обеспечить возможность каждому непосредственно ощущать свою причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека. В связи с этим возможны, по крайней мере, три варианта высшего органа коллектива: общее собрание всех членов школьного коллектива начиная с 6-7-х классов; конференция представителей классных коллективов; школьный парламент (совет школы), избираемый путем прямого и равного голосования. При выборе варианта важно, конечно, учитывать размеры школы, ее традиции и особенности, но главным условием остается обеспечить возможность каждому почувствовать свою причастность к общему делу!

Задание

Опишите условия школ, для которых приемлем каждый из вариантов. Какой из них вы бы выбрали для своей школы? Обоснуйте свой выбор.

Определяя функции высшего органа, важно избегать передачи ему текущих дел. Естественно, собирать его часто в большой школе невозможно. Высший орган должен решать самые важные вопросы общей жизни. Правда, в небольших школах, особенно малокомплектных, возможны еженедельные, а то и ежедневные сборы коллективов. В ряде частных школ на Западе (школа Самархилла в Англии; Садбери Валей скул - в Массачусетсе; «открытые школы» в Калифорнии, США; Хедера - школа в Израиле и др.) такие собрания проводятся ежедневно для выслушивания претензий о нарушении прав ученика или учителя, где каждый может высказаться по поводу того, что ему понравилось или чем он недоволен за прошедший день. По каждому поднятому вопросу решение принимается немедленно большинством голосов. Тематику общего собрания коллектива как высшего органа можно разделить на несколько вариантов:

1. Регулярные ежедневные, еженедельные, ежемесячные сборы по обсуждению итогов прошедшего периода (что было хорошего за минувший период, что не понравилось, что можно сделать, чтобы было лучше).

2. Сборы по обсуждению одной из проблем, актуальной для всех (как бороться с вандализмом, на что израсходовать денежные средства, как готовить и проводить защиту итоговых творческих работ, что можем сделать для жителей своего микрорайона и т.п.). По каждому поднятому вопросу решение принимается немедленно большинством голосов.

3. Собрания по обсуждению проекта важных документов (устав школы, изменения в конституции школы, новый школьный закон и т.п.).

4. Общий сбор по просьбе одного из членов школьного коллектива (жалоба на неправильные действия администрации, нарушение законных прав и свобод и т.п.).

Естественно, что в зависимости от тематики процедура подготовки и проведения будет различной. В одних случаях требуется тщательная подготовка (например, проект внесения изменений в основной закон или обсуждение актуальной проблемы), в других (подведение итогов или конфликтная ситуация) такая подготовка не нужна. Однако процедура проведения должна учитывать по крайней мере два обстоятельства: разновозрастный состав участников собрания (одновременно участвуют и взрослые, и дети 11-12 лет) и обязательное обсуждение и принятие решения.

Общие сборы не должны превращаться в памятные многим линейки, когда директор или завуч распекает нерадивых учеников или нарушителей дисциплины. Соблюдая равенство прав взрослых и детей, нельзя допускать, чтобы большинство выступающих были взрослые, и превращать собрание в подобие педсовета, когда говорят учителя, а дети лишь при этом присутствуют. В некоторых коллективах установлено правило: взрослые выступают лишь после двух-трех выступлений ребят. Такое «неравноправие» легко объяснить тем, что у детей меньше жизненного опыта, а потому им труднее сразу определить свое отношение к вопросу, труднее сформулировать мысль или проблему. Следовательно, в начале собрания необходимо не только коротко и понятно изложить информацию по обсуждаемому вопросу, но и сделать ее проблемной. Например, предложить две-три противоположные точки зрения по ее решению, два-три взаимоисключающих мнения, привести данные предварительного анкетирования членов коллектива. Это побуждает каждого выбрать один из вариантов решения или предположить свой.

Ценно то, что на таких собраниях приобретается опыт отношений между большинством и меньшинством. В отличие от партийной демократии советских лет, так называемого демократического централизма, при подлинной демократии права меньшинства вовсе не приносятся в жертву голосующему большинству. Ведь в меньшинстве в современном обществе могут оказаться и малая нация, и политическая партия, и социальная группа - молодежь или пенсионеры. Задача большинства при этом - учитывать мнения и интересы тех, кого меньше. Проблема меньшинства - проблема сложная и неоднозначная, опыт ее решения следует формировать во всем правовом пространстве. Общее собрание - наиболее важное место для цивилизованного подхода к этой проблеме, которая без преувеличения является в современном мире одной из глобальных проблем.

Уместно вспомнить слова, приписываемые У. Черчиллю: «Только идиоты полагают, что демократия - это власть большинства. На самом же деле демократия - это учет интересов меньшинства». На сборе могут быть использованы различные процедуры учета мнения меньшинства. Например, выслушав мнения всех желающих, выдвинув различные варианты решения и проголосовав, можно вновь выслушать аргументы тех, кто оказался в меньшинстве, т.е. дать им еще одну попытку убедить присутствующих в правильности своего предложения. И если меньшинство настаивает на повторном голосовании, необходимо провести его.

Самый высокий тип принятия решения - голосование по консенсусу, т.е. согласование решения до тех пор, пока его формулировка не удовлетворит всех членов коллектива. Конечно, добиться консенсуса, особенно в большом коллективе, непросто. По многим вопросам его не добиться вовсе, однако показать и взрослым, и школьникам, что такой путь возможен и желателен, необходимо. Многое при этом зависит от ведущего общее собрание. Вначале им, наверное, может быть кто-то из педагогов, пользующийся доверием ребят. Этот человек должен обладать быстрой реакцией на ситуацию и знать демократические процедуры. Он должен предоставлять возможность высказаться всем, кто имеет различные точки зрения, не спешить отстаивать собственную точку зрения или мнение, которое лично ему понравилось. Он обязан все время удерживать тематику обсуждаемого вопроса, не позволяя выступающим отклоняться от темы. Большим его умением следует считать умение сформулировать для всех присутствующих внесенные предложения.

Постепенно необходимо передавать право вести собрание подготовленным старшеклассникам. Однако если таких не окажется, ничего страшного не произойдет, вести собрание останется взрослый. Если он будет оперативен, справедлив и объективен, то это не ущемит демократии.

Задание

Составьте памятку ведущему отчетное собрание школьного коллектива, собрание по рассмотрению одной из актуальных проблем, собрание по обращению одного из членов коллектива о нарушении его прав. Попробуйте в ролевой игре воспроизвести такое собрание. Обсудите с коллегами действия ведущего.

Большой совет дает совет

Чаще всего органы самоуправления называют советами школ. Их состав, функции и полномочия в разных школах весьма различны. Это различие во многом обусловлено тем, в чем конкретная школа видит свою миссию. Если она выступает прежде всего как ретранслятор знаний, то функции совета невелики: хорошие учителя и без совета могут научить. Если совет - совещательный орган при сильном директоре, его права ограничены решением только текущих вопросов. Если школа видит свою важнейшую роль в том, чтобы быть институтом гражданского общества, то совет школы - один из важных его элементов, который может обеспечить соблюдение прав человека и организовать получение опыта демократического поведения. Функции такого совета весьма обширны.

Прежде всего совет подготавливает проекты школьных норм и правил, разрабатывает устав школы, ее конституцию, предлагает поправки, добавления и изменения к ним. В некоторых школах совет и принимает эти законы. Целесообразно, однако, стремиться к тому, чтобы общешкольные нормы принимали все члены школьной общины, которые обсуждают проекты, принятые советом на классных собраниях, и голосуют за них.

Большое внимание совет уделяет образовательному процессу. Конечно, коллегиальный орган не может давать рекомендации по методике преподавания, обязывать внедрять или пользоваться теми или иными обучающими технологиями, проверять использование дидактических средств и т.п. Все это - дело самих педагогов и их профессиональных объединений, однако совет вправе после проведенного опроса учеников и их родителей составить коллективный заказ на образование. Такой заказ включает предложения тех, кто учится в 6-7-х классах по содержанию учебного процесса и целям образования. Такой заказ может лечь в основу учебного плана школы на новый учебный год, который утверждается советом в конце прошедшего учебного года. Разумеется, коллективный заказ не может противоречить утвержденному в России базисному учебному плану, однако школьный компонент этого плана вполне может быть скорректирован исходя из заказа. Кроме того, само обсуждение заказа, мнения по вопросу «Чему мы хотим, чтобы нас учили» являются той образовательной ситуацией, которая не только ставит ребенка в позицию субъекта собственного образования, но и дает опыт демократического подхода к образованию.

Важная функция совета - руководство образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью. Конечно, совет не должен подменять в этих вопросах соответствующие службы школы - учебную часть, хозяйственников и директора, но самые принципиальные вопросы должны выноситься на совет. Так, например, составление плана-заказа школьным трудовым мастерским по ремонту и изготовлению оборудования, календарный график школы (четверти, каникулы, время практики), набор факультативов и мастерских, система оценивания и промежуточной аттестации, необходимость строительства теплицы, вопросы бесплатного питания и т.п. могут стать предметом обсуждения на совете.

Совет на основе предложений членов школьного сообщества и первичных коллективов разрабатывает программу общешкольных дел и организует ее выполнение. Сама эта программа должна быть результатом творчества как можно большего количества людей. Совет может обобщить предложения, высказанные в период отчетно-выборной кампании, предложить классным коллективам провести разведку на предмет участия в интересных и полезных делах в микрорайоне, провести анкетирование, например, по таким вопросам: «Какие традиционные дела нам стоит провести в этом году?», «Что мы можем сделать, чтобы каждому было интересно в школе?» и т.п.

Естественно, члены совета не могут быть организаторами всех дел в школе, да это и не нужно. Одна из его задач - организация разнообразной деятельности детей по интересам, поэтому совет заботится о развитии сети кружков, клубов и секций в школе.

Задания

1. Составьте варианты возможных функций совета для школ с разным уровнем развития демократического самоуправления (например, директор доверяет только некоторые организационные функции, он согласен делегировать совету некоторую часть своих прав, готов пойти на то, чтобы совет мог наложить «вето» на его решения, и т.п.).

2. Проведите в группе ролевую игру «Заседание совета школы». Распределите роли и позиции. Попробуйте после выступлений сформулировать возможное решение. Придерживайтесь известных вам демократических процедур. Обсудите ход игры.