Досье «УГ»

[i] Принимая участие в Конкурсе, Участник тем самым дает свое согласие на обработку его персональных данных Организатором, а также на передачу его персональных данных третьим лицам, осуществляющим непосредственную реализацию Конкурса и с которыми Организатором заключен соответствующий договор. Принимая участие в Конкурсе, Участник дает свое согласие на то, что его работы с указанием имени и фамилии могут быть опубликованы в средствах массовой информации. Участвуя в Конкурсе, Участник тем самым подтверждает, что он ознакомлен с его правами, касающимися его персональных данных, в том числе с тем, что он может отозвать свое согласие на обработку персональных данных, обратившись по указанному ниже телефону службы потребителей. В случае отзыва согласия на обработку персональных данных Участник не допускается к дальнейшему участию в Конкурсе.

Права Участника как субъекта персональных данных. Участник имеет право:

- на получение сведений об Организаторе как операторе его персональных данных;

- требовать от Организатора как оператора его персональных данных уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

- принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

Комментарий «УГ»

Все призы будут доставлены участникам конкурса до 30 января 2009 года.

По всем вопросам, связанным с конкурсом «Академия Always», обращайтесь по адресу: 101000 Москва, а/я 99, с пометкой - «Академия Always», а также по телефону (8-800)200-20-20 (звонок бесплатный по России) или по электронному адресу akademia-always@mail.ru

Но сначала немного напомним читателям об идее и целях конкурса.

Итак, конкурс проводится в рамках образовательной программы, которую с 1990 года успешно реализует в школах Российской Федерации компания «Проктер энд Гэмбл», производитель продукции под товарным знаком Always. Программа направлена на повышение уровня общей гигиенической культуры, социальной адаптации и формирование навыков здорового образа жизни у девочек-подростков.

В рамках данной программы в школах крупных городов Российской Федерации специально подготовленные врачи (в основном гинекологи) проводят уроки гигиены и здоровья для школьниц 7-х и 8-х классов с использованием предоставленных компанией ООО «Проктер энд Гэмбл» наглядных материалов.

В других городах к проведению подобных уроков привлекаются учителя-предметники и классные руководители. Им в помощь безвозмездно предоставляются лекционные, демонстрационные и раздаточные материалы, специально разработанные ведущими педагогами, гинекологами и подростковыми психологами России. Для удобства использования предоставляемая лекция написана не в виде тезисов, а в виде текста, адаптированного для восприятия подростками. В нем собрана наиболее важная и современная информация по теме женской гигиены и здоровья.

Помимо актуальной информации, которую подростки приобретают на данных уроках, каждая девочка получает в подарок красочную информационную брошюру. Брошюры написаны простым и понятным для подростков языком, поэтому хорошо воспринимаются девочками 12-13 лет.

За многие годы существования проекта подобные лекции посетили более 5 млн девочек-подростков в возрасте 12-13 лет.

В целях расширения программы весной 2007 года на страницах «Учительской газеты» появилась новая рубрика - «Академия Always». Рубрика предназначена для учителей и классных руководителей, интересующихся вопросами гигиенической культуры и воспитания здорового образа жизни у подростков. В публикациях были затронуты темы здорового образа жизни, принципов личной гигиены, ответственного отношения к своему здоровью, правильного питания, а также психологии, субкультуры и языка современных подростков. Приглашенные эксперты в области педиатрии, гинекологии, психологии и педагогики дали немало советов о том, как наладить разговор с подростком на ту или иную деликатную тему.

Одновременно с публикацией экспертных рекомендаций был объявлен конкурс среди учителей на лучшую методическую разработку и реализацию классного часа или урока, посвященного женской гигиене и здоровью. Итоги конкурса были подведены в декабре 2007 года и опубликованы в «Учительской газете» №52, а также на сайте: http://www.procterandgamble.ru/programs/.

Сегодня закончилась вторая волна данного конкурса.

По условиям конкурса до 30 сентября 2008 года участники должны были провести классный час (или урок) для девочек 7-8-х классов на предложенную тему с использованием предоставляемого текста лекции и демонстрационных материалов «Always» и в конце урока собрать отзывы девочек[i]. Все материалы о проведенном мероприятии: фотографии и видеорепортажи, а также отзывы девочек необходимо было до 30 октября 2008 года отправить по указанному адресу.

Победителями конкурса стали те, кто:

1) пригласил на урок учениц 7-8-х классов;

2) использовал текст лекции и демонстрационные материалы;

3) провел практическую часть занятия;

4) стимулировал участие девочек в беседе (пункты 1-4 оценивались по подготовленной и высланной преподавателем методической разработке урока, а также (при наличии) по фото- и видеоматериалам);

5) собрал и прислал заполненные присутствующими девочками отзывы;

6) сумел создать доверительную атмосферу на уроке;

7) раскрыл тему доступным и понятным для девочек-подростков языком.

(Пункты 6-7 оценивались по отзывам девочек.)

Новые лица

Конкурс «Академия Always-2008» отличался по составу участников от конкурса-2007. Во-первых, увеличилось число участников, расширилась география нашего конкурса. Свои заявки прислали школы из разных регионов - от Калининградской до Иркутской области. Более активными в этом году оказались учителя сельских школ: число заявок от них по сравнению с прошлым годом значительно выросло.

Во-вторых, авторами уроков на этот раз являлись в основном учителя биологии, классные руководители, школьные медработники или приглашенные специалисты из районных медицинских учреждений. Напомним, что в прошлом году до 80% участников были учителями русского языка и литературы. Однако подобная смена преподавательского состава не повлияла на общую атмосферу каждого урока. Практически ни один урок, несмотря на содержание в нем информации о физиологических, психологических и социальных изменениях во время полового созревания, правилах гигиены, не обошелся без поэзии, без упоминания темы женственности и материнства.

Педагогов - участников конкурса объединило умение:

- устанавливать контакт со школьницами, завоевывая их доверие;

- подбирать простые и понятные слова и объяснения;

- включать в урок интерактивные, игровые элементы;

- использовать научные знания и развеивать обыденные мифы для того, чтобы передать адекватную и актуальную для школьников информацию;

- внушать девочкам веру в себя, в ценность своей личности, что помогает преодолеть тревожность и снизить неуверенность в себе, свойственную подросткам.

Первые среди лучших

Победителями конкурса на лучшую методическую разработку/план классного часа, посвященного вопросам женской гигиены и здоровья, стали 10 учителей и педагогических коллективов. Каждый из них получает главный приз - телевизор.

В школе №28 станицы Анастасиевской Краснодарского края урок с использованием материалов Always проводили социальный педагог Светлана Руцкая, педагог-психолог Ольга Моторная, заведующая школьной библиотекой Елена Чуб и фельдшер школы Ольга Тарасенко. Каждая из них выступила на уроке в качестве эксперта: фельдшер-акушер рассказала о менструальном цикле и правилах поведения в эти дни; педагог-психолог - об особенностях эмоционально-психологического состояния подростков; социальный педагог помогла девочкам определить, насколько глубоки их знания по теме, и исправить выявленные ошибки и пробелы в знаниях. В заключение урока заведующая библиотекой дала рекомендации о том, в каких книгах девочки могут найти дополнительную информацию по теме. Иллюстрации для лекции и кроссворд, предложенный в брошюре для девочек, проецировался на доску. Это помогло сделать работу коллективной, объединить присутствующих на занятии девочек.

В мультимедийной презентации Веры Ванеевой, учителя биологии из г. Шумерля Чувашской Республики, использованы персонажи из брошюры Always - Дуся и Туся. Их портреты, реплики и замечания стали удачными дополнениями к лекции, помогли сделать ее более доступной, как будто рассказываемой от лица таких же девочек-подростков, как сами слушающие. Чтобы показать девочкам, где можно получить недостающую информацию, педагог вместе с ученицами посетила сайт, специально разработанный для девочек-подростков, www.devchat.ru. Оправдывая определение своего урока как «интегрированного урока биологии и психологии», В.Ванеева дала школьницам несколько советов о том, как можно управлять своим настроением во время ПМС. Например, она советует коллекционировать, записывая в блокнот, приятные события или сказанные в твой адрес добрые слова, и перечитывать их, когда становится грустно.

Началом урока Ольги Егорушиной, учителя истории и обществознания школы №5 г. Михайловка Волгоградской области стала инсценировка легенды об Афродите. Педагог предложила обсудить, какими качествами обладает богиня, и ответить на вопрос, может ли каждая из девочек стать богиней. Оказывается, обладать качествами Афродиты - быть здоровой, опрятной, с хорошим настроением - может каждая. Заинтриговав девочек, преподаватель рассказала о том, как с помощью простых правил гигиены достичь поставленной цели. На уроке преподаватель предложила девочкам закрыть глаза и поразмышлять о том, что они думают о своем теле, какие мысли и ощущения хотели бы изменить. После такой медитации О.Егорушина предложила обсудить, какие ощущения/ мысли были приятными, а какие - нет, какие новые мысли пришли в голову. Этот тренинг и особенно обсуждение после индивидуально проделанной работы над собой, по ее словам, помогает обнаружить аналогичные переживания у сверстниц, закладывая тем самым основу понимания не только себя, но и другого.

Удержать внимание слушательниц во время информационно насыщенной лекции поможет чередование беседы с «играми-энергизаторами», считает Светлана Зыкова, социальный педагог Харанжинской СОШ из Иркутской области. Например, рассказывая о правильном питании, можно предложить девочкам сесть в круг и разделиться на три группы (яблоко, груша, виноград). По сигналу ведущего «фрукты» одной группы меняются местами. Подвижная игра позволит не только отдохнуть, но и хорошенько запомнить, какие именно продукты полезны для здоровья. В своей лекции преподаватель напомнила девочкам, что зимой нужно носить теплое белье и обувь, - совет, актуальный не только для школы, расположенной в Сибири. Для урока о здоровье и гигиене особенно важна доверительная атмосфера. Он пройдет более успешно, если разделить девочек на небольшие группы так, чтобы внутри них не было конфликтующих между собой учениц, уверена С.Зыкова.

Необычную форму закрепления материала предложила ученицам класса компенсирующего обучения Татьяна Киященко, педагог школы №34 г. Белгорода. Вместе они сочинили сказку о стране Always, жительницы которой - прокладки - отправляются на поиски кладов, посещая разные уголки острова, например, долины рек Ежедневка и Тонкая или мыс Лунного цикла. Созданную историю педагог с ученицами опубликовали в красочной иллюстрированной книге, сделанной руками девочек. Таким образом, материал закрепляется на уровне моторной памяти. Педагог из Белгорода считает, что для успеха урока в малочисленных школах, важно правильно подобрать время беседы. Если мальчики узнают о встрече, они обязательно постараются побывать на ней. Т.Киященко провела свой урок во время летней трудовой практики, еще один удачный вариант, по ее мнению, урок трудового воспитания, когда дети занимаются раздельно.

Расширить тематическое наполнение лекции решила Надежда Паршукова из Гимшерской СОШ Республики Коми. Отдельную презентацию она посвятила влиянию экологических и социальных факторов на здоровье. После проведения урока Н.Паршукова передала свои материалы - презентации, тексты лекций и образовательную программу по валеологии для 1-9-х классов - в соседнюю Лопьювадскую СОШ. Преподаватели Лопьювадской школы провели аналогичный урок.

Сопоставление свойств гигиенических средств на уроке А.Салыновой в лицее г. Бор Нижегородской области проводили сами ученицы. Для подготовки лекции педагог использовала дополнительную литературу по психологии и здоровью подростков. Чтобы создать ощущение таинственности и уважения, Надежда Соколовская, учитель биологии и химии СОШ №2 г.Мегиона Ханты-Мансийского АО, начала урок с чтения стихов В.Брюсова «Ты - женщина, ты - книга между книг...». Компьютерную презентацию с музыкальным оформлением использовала на своем уроке Ольга Шипицына, учитель здоровья Баранниковской школы Свердловской области. На урок она пригласила эксперта - детского врача.

Все вышеперечисленные преподаватели, а также коллектив Молодежного центра репродуктивного здоровья г. Балтийска в качестве приза получают телевизор стоимостью до 4000 руб. для использования в классе педагога, принимавшего участие в конкурсе (или ином школьном кабинете по согласованию с администрацией школы).

Специальный приз - фен для личного пользования - получит С.Белова, заведующая Молодежным центром репродуктивного здоровья г. Балтийска Калининградской области. Ее лекции собрали самое большое число слушателей - 167 человек из разных школ. На лекцию приходили небольшие группы детей в сопровождении школьных учителей. Обстановка в центре менее формальная, чем в школе, это помогает школьницам чувствовать себя более свободно, задавать самые сокровенные вопросы. Опыт по исследованию гигиенических средств в Центре проводили одновременно с лекцией. «Беседа, совмещенная с практическим занятием, помогает преодолеть психологический барьер, сделать урок живым, эмоциональным», - говорит педагог.

Представляем победителей

30 педагогов - участников нашего конкурса, занявших второе место, тоже получают призы от «Академии Always» - набор гигиенических средств для личного пользования. Мы представляем их методические решения, которые помогут в проведении урока о гигиене и здоровье для девочек-подростков в 7-8-х классах.

Работе с родителями уделила большое внимание Надежда Сарычева, учитель обществознания Виноградненской средней школы из Республики Калмыкия. На родительских собраниях она рассказала мамам о предстоящем мероприятии, раздала «Памятку маме девочки-подростка». Ведущими самого урока стали одиннадцатиклассницы в образах Туси и Дуси, их соведущими были школьная медсестра и акушерка сельской больницы. О собственных переживаниях и начале первых менструаций рассказала и классный руководитель девочек. Все это помогло установить доверительные отношения: заместитель директора по воспитательной работе пишет, что после того, как старшие рассказали о своем личном опыте взросления, девочки на уроке тоже были откровенными и открытыми.

Побеседовать с родителями до урока решила и Галина Фомина, социальный педагог СОШ №1 г. Кольчугино Владимирской области. Оказалось, некоторые родители были уверены: подобную беседу должен провести учитель биологии. Другие мамы признались, что думали, будто в наш век девушки смогут получить нужную информацию самостоятельно.

Правильно начать

Вопросами, обращенными к девочкам, открылся урок И.Веденевой, педагога специальной (коррекционной) школы-интерната №3 VIII вида. Она спрашивала, что отличает девушку от девочки, девушку от женщины и с какого возраста можно считать девочку девушкой. Ответы на вопросы сразу превратили урок в беседу, превратили девочек из пассивных слушательниц в активных участниц, создали психологический настрой на доверительную беседу.

Интересным, насыщенным важной информацией девочки назвали урок Любови Трофимовой из СОШ №4, г. Нижний Ломов Пензенской области. 75 учениц Светланы Беловой, учителя биологии СОШ №45 г. Архангельска искренне поблагодарили ее за урок и пожелали, чтобы аналогичные беседы со взрослыми проводились чаще. Доступность изложения, отбор важной и интересной информации отметили участники лекции Венеры Яруллиной, учителя МХК и музыки школы №16 г. Зеленодольск Республики Татарстан.

Создать особую атмосферу взаимного расположения помогает медитация, считают другие педагоги. Юлия Гладнева, педагог-психолог Углянской СОШ, предложила девочкам представить, как прорастает зернышко, какой цветок появляется. «Человек - как и растение, проходит этапы становления», - объяснила учитель, когда девочки открыли глаза. Вопросы «от имени девочек» она формулировала сама, будто опасаясь, что девочки все же постесняются спросить о том, что их волнует: сколько крови теряется во время менструации, почему возникают болезненные ощущения, что делать, если менструация начнется в школе. Тема медитации Татьяны Глебашевой, фельдшера вохтожской средней школы №2 Вологодской области, - «Сотвори звездочку в себе». Она предложила, закрыв глаза, представить, как внутри растет маленькая звездочка, которая несет миру любовь, добро и тепло. Эта работа напоминает, что каждый день (даже если этот день критический) нужно улыбаться друг другу и сохранять хорошее настроение и себе, и окружающим.

Время проведения занятия о гигиене - значимый фактор успеха урока, считает Елена Крюкова, учитель русского языка и литературы из г. Дивногорск Красноярского края. Говорить на деликатную тему с уставшими после уроков, раздраженными детьми не имеет смысла, уверена она. Поэтому свой классный час в школах №6, 7, 2 она начинала в 17 часов, когда девочки успевали отдохнуть после уроков и пообедать. О комфорте учениц, создании доверительной атмосферы позаботилась И.Шлемина из Избошуской школы Вологодской области. Для этого окна закрыли занавесками, создав сумерки, откровенничать в которых гораздо проще.

Сосредоточиться на одной теме - менструальном цикле, отложив на другой раз беседу о психосоциальных аспектах девочек подросткового возраста, решила Валентина Гурьева, учитель биологии тотемской СОШ №3 Вологодской области. Судя по отзывам, решение педагога было правильным. Ученицы 7-8-х классов МСШ №1 г. Макарьев Костромской области в своих отзывах пишут, что раньше не понимали «причин менструации», не знали о том, как и зачем составлять календарь, о том, что раньше замечали изменения в организме, но не понимали их. Они сожалеют, что такие беседы не проводились раньше, и замечают, что мамы «рассказывали все не так подробно», как Е.Карпушева - заместитель директора по воспитательной работе. «До участия в проекте я не задумывалась, что тема о том, как заботиться о себе, какие средства использовать, может объединять, а не разъединять», - говорит педагог Г. Чиркунова из Хибинской гимназии Мурманской области. На ее лекции экспертами выступили сами девочки, пересказывая часть лекции о репродуктивной системе и гигиене.

В роли ученика

Ненадолго стать исследователями предложила школьницам Анна Канева, классный руководитель 8-го класса с. Кипиево Республики Коми. Она не предлагала девочкам готовых рецептов, а предложила самим придумать правила поведения и гигиены, используя записанные на доске слова - календарь, охлаждение, купание, поход, танцы, гигиенические процедуры. Сформулировать «Памятку о гигиенических правилах и навыках здорового образа жизни» вместе с ребятами решила и Наталья Янькова, учитель биологии СОШ №2 г. Петушки Владимирской области.

Похожий прием использует в своем уроке Тамара Павлова, социальный педагог, фельдшер СОШ с. Большелуг Республики Коми. Она предложила ответить, что является самой большой драгоценностью на свете. Подсказкой было изображение девушки, а ответом - здоровье человека, его внутренний мир. Такое начало установило тон разговора: разговор был о самом важном, о тебе. В своей презентации педагог использовала современные картинки для иллюстрации вредных привычек. Так, неправильную осанку демонстрирует девочка с портативным компьютером. Для активизации моторной памяти учитель использовала подвижные игры. Например, когда ведущий называет полезные привычки (мыть руки перед едой, умываться утром и вечером, использовать специальные косметические средства для проблемной кожи и не выдавливать угри), девочкам надо найти того, у кого есть такая же полезная привычка, и поменяться с этим человеком местами.

Активное участие школьников - секрет Людмилы Мироновой из СОШ №22 г. Северодвинска. После лекции педагога, предложенной Always, ученицы провели «медицинскую консультацию» от имени диетолога, психолога, терапевта. На уроке Валентины Пархоменко, учителя русского языка и литературы из Республики Коми, главными персонажами были гости из страны Непромокайки: жители страны - прокладки, Нехворайка, доктор Айболит и доктор Пилюлькин. Они рассказывали о правилах гигиены, этапах взросления и изменениях в организме, демонстрировали опыт. А еще Валентина Пархоменко написала для урока много актуальных стихов. Вот один из них:

Происходят с тобой изменения,

Не пугайся критических дней.

Подошло просто время взросления,

Все изменится в жизни твоей.

Ты теперь уже даже готова

Скоро в будущем мамою стать,

И проблемы все те же самые

Дочкам будешь своим объяснять.

Урок-диалог получился у Анастасии Пепиной, классного руководителя из г. Сыктывкара. Стиль беседы, а не лекции был задан с самого начала, когда педагог предложила девочкам объединиться в несколько групп и придумать окончания для фразы «Когда девочка взрослеет...». В своей лекции педагог объяснила причины тех изменения, о которых вспомнили ребята. В продолжение своей целенаправленной работы учитель привела данные предварительного опроса, который показал, что почти половина девочек не уверена в необходимости вести менструальный календарь. Учитель объяснила, для чего нужно записывать даты начала и окончания месячных. Несколько девочек написали в отзывах, что только теперь поняли, для чего нужен календарик, и пообещали его заполнять.

Разноцветные уроки

Красочные мультимедийные презентации с иллюстрациями использовали во время лекций Вера Бадалина, СОШ №1 г. Краснокамска Пермского края, Людмила Гренкова, учитель биологии, гимназия №4 г. Норильска Красноярского края. Слайды помогли лучше запомнить информацию детям с развитой визуальной памятью. Пока учитель рассказывала, ребята имели возможность еще раз на презентации прочитать и лучше запомнить факты из лекции. Наталья Говорова, зам. директора по воспитательной работе СОШ №35 г. Стерлитамак Республики Башкортостан тоже использовала для лекции презентацию. А для проведения опыта она пригласила на свой урок учителя химии Татьяну Устинову.

Иллюстрацией к уроку Н.Стрекаловских, учителя биологии и ОБЖ Богдановичской открытой сменной школы Свердловской области, стала брошюра Always. Педагог обращала внимание девочек на иллюстрации и важную информацию, собранную в брошюре. Можно быть уверенным, что девочек заинтриговали не только яркие картинки, но и содержание.

Занятие Л.Армеевой и В.Некрасовой из Верховской СОШ Вологодской области делилось на четыре блока - лекция о гигиене (беседу вел медработник), информация о правильном питании, викторина и ответы на вопросы из копилки. Темы для беседы выбирали ученицы - с помощью кубика: какая цифра оказывалась сверху, такая тема предлагалась для обсуждения. Если какой-то цифре не была присвоена тема, вопрос для обсуждения предлагали ученицы. Вопросы викторины были составлены по информации из брошюры, например, о том, как влияет употребление в пищу острых и пряных продуктов (способствует возникновению потливости).

Игру-конструктор «Знаешь ли ты себя?» предложила для закрепления материала Лариса Юрикова, учитель биологии СОШ №2 г. Торжок Тверской области. Участницы получили карточки с определениями или описанием функций органов репродуктивной системы. Девочкам нужно было найти их названия на рисунке. Выигрывали те, кто давал больше правильных ответов. К своей конкурсной работе Юрикова приложила разработку факультативного курса, посвященного гигиене и репродуктивной системе человека, для учащихся 4-11-х классов.

Необычные школы

Проведение урока по плану, предложенному Always, особенно важно для детей, оставшихся без попечения родителей. В таком случае педагог - единственный взрослый, источник достоверных данных о гигиене, репродуктивном здоровье, правилах выбора и обращения с гигиеническими средствами. Именно такую роль взяла на себя Светлана Таныгина, учитель социально-бытовой ориентировки коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

с. Большие Уки Омской области. Помимо информации, содержащейся в брошюре, преподаватель составила для детей специальную краткую «Памятку девочке-подростку».

В конкурсе «Академия Always» принимали участие учителя и малокомплектных школ. Например, на лекции В.Вавиловой, учителя биологии с. Подберезье Псковской области, присутствовали 11 девочек - учениц 7-8-х классов, всего в этой школе учатся 80 человек. Столько же человек посещают Бекетовскую СОШ Вологодской области. Заместитель директора по воспитательной работе из этой школы - Петрова Татьяна рассказала, что беседы о личной гигиене и с мальчиками, и с девочками здесь проводятся ежегодно. На этот раз в работе использовались материалы Always. В 6-11-х классах школы, где работает Валентина Брюханова, учитель биологии из Республики Коми, всего 23 девочки. Чучина Наталья, медработник Полдарской СОШ Вологодской области провела занятие для всех 14 девочек 7-8-х классов своей школы.

Выдержки из отзывов

Юным слушательницам и участницам занятий по теме женской гигиены и здоровья очень понравился урок с использованием материалов Always. Они отмечали, что иллюстрации оживляют лекцию, делают ее более доступной. Особенный интерес вызвал опыт, который наглядно демонстрировал, по каким критериям следует выбирать гигиенические средства. Девочки с сожалением замечали, что раньше им никто не рассказывал об отличиях между разными типами и видами гигиенических средств. «Раньше я не обращала внимания на правила гигиены, теперь понимаю, зачем они», - сообщает одна из участниц.

  • СОШ №5, г. Михайловка, Волгоградская область

  • Брюханова Валентина, учитель биологии МОУ СОШ с. Щельябож, г. Усинск, Республика Коми