Кукольное представление «На златом крыльце сидели...» может стать хорошим дополнением к библиотечным урокам, посвященным знакомству учеников со словарями. В частности, мы использовали его к юбилею Сергея Ожегова. Не менее интересным может получиться урок о «Толковом словаре русского языка» Владимира Ивановича Даля. Если в школьной библиотеке нет кукол, спектакль вполне можно поставить с активом или юными читателями.

Появляется дедушка.

Дед: Ох-ох-ох, старость не радость. Посижу на солнышке, погляжу на улицу.

Пробегают две девчонки, играя в догонялки, крича: «А вот и не догонишь...»

Дед: Остановитесь, уймитесь, сладу с вами нет. Разве так играют?!

1-я девочка: А как надо играть?

Дед: Так много разных игр в наше время было. Народ их много веков собирал. Из поколения в поколение передавал. Я вот помню, мы детворой и в дразнилки играли, и в вопилки, потешки знали, ну дак и пестушки да заклички говаривали... Интересно было...

2-я девочка: Ой, дедушка, стой! Мы и слов-то таких не знаем.

1-я девочка: Расскажи, дедушка, нам про них. Научи своим забавам.

Дед: А вы знаете, что такое забава?

2-я девочка: Я знаю, мне бабушка говорила. Забава - это игра значит, чтобы скучно не было.

Дед: Ай да молодец внучка, точно сказала. Мы ребятишками собирались на лужайке и, чтобы нам не было скучно, играли в эти забавы. Ну пойдем в дом, я вас научу всему, что помню и знаю.

Уходят.

Библиотекарь: Ребята, а вам знакомы слова «пестушки», «заклички», «потешки»? Нет? Тогда давайте внимательно посмотрим, что же будет дальше.

Вновь выходят девочки.

1-я девочка: Теперь мы так много знаем про эти непонятные слова.

2-я девочка: А давай ребятишек научим, а то они слишком современные и то, что знали их прабабушки и прадедушки, и слыхом не слыхивали...

1-я девочка: И видом не видывали.

2-я девочка: А с чего начнем?

1-я девочка: Конечно, со считалок. Так всегда начинались русские забавы. На кого выпадало последнее слово, тот и ответ держал.

Раз, два, три, четыре,

Мелет муха рожь в овине.

Помогает мужичок -

Паучок-крестовичок.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим.

Выходи водить сам друг,

Крестовик - большой паук!

1-я девочка: Как интересно играть в такие игры! И совсем не хочется ни драться, ни ругаться.

2-я девочка: Ругаться и обзываться - это очень плохо.

1-я девочка: Плохо сейчас, потому что эти дразнилки злые и обидные. А вот раньше они были веселые и совсем не обидные. Правда?

2-я девочка: Да, нас дедушка научил таким веселым дразнилкам, вот послушайте:

Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь:

- Федя, не сметь!

1-я девочка: Или вот, например:

Толик, Толик

Сел на столик

И поехал на войну,

Дрался-дрался, испугался

И кричит: «Домой хочу!»

2-я девочка: Я еще одну считалку знаю: «Шла Аленка по тропинке...»

Нет, так неинтересно - только нам с тобой считаться. Надо еще кого-то взять в считалку.

Входит бабушка.

2-я девочка: Бабуля, давай с нами считаться!

Бабушка: Это вы что, так играете? (Девочки кивают.) Ой, деточки, я уже стара для игр.

1-я девочка: Ну бабушка, ну родненькая...

Бабушка: Эх, уговорили, давайте играть.

Девочки, хлопая в ладоши, кричат «Ура!».

1-я девочка говорит новую считалку. Последнее слово выпадает на бабушку.

1-я девочка: Бабушка, с тебя фант. Спой нам песенку.

Бабушка: Лучше я вам пестушку расскажу. Знаете, что это такое?

2-я девочка: Знаем, знаем, нам дедусь рассказал. Пестушки - это маленькие стихи для маленьких деток.

Бабушка: Правильно, раньше не говорили «надо нянчить и воспитывать детей», а говорили «пестовать деток», отсюда и пошло слово «пестушки». Я начну, а вы продолжайте:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушенки.

Расти доченька здоровая,

Как яблонька садовая.

1-я девочка: Как красиво и ласково. Я тоже хочу, чтобы мне мама каждое утро говорила такие слова:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

2-я девочка: Ребята, только послушайте, какие красивые слова слышали малыши в старину:

Ой ты, мой сыночек,

Лазоревый цветочек,

Пшеничный колосочек,

Сиреневый кусточек.

Бабушка: Вот и время скоротали, да еще и с пользой. А еще, когда я была маленькая, мы любили придумывать и загадывать загадки. Вот я вам сейчас загадаю: «Четыре ноги, пятая грива, шестой хвост, погоняй не бойсь».

Девочки вместе: Знаем, знаем - это лошадь!

Бабушка: Молодцы, девчата. С вами поиграла и сама молодой стала. Ну а теперь мне пора. Приходите ко мне в гости, еще поиграем.

1-я девочка: Обязательно, бабушка, придем. И подружек приведем.

Библиотекарь: Ребята, а кто из вас запомнил эти необычные, слова, которые произносили герои нашего представления? Назовите их.

Ответы ребят.

Татьяна КАЗАНКОВА, библиотекарь Новошизненской средней школы пос. Опытная станция, Волгоградская область