У нас сейчас сильно развивается профильность. При подготовке к ЕГЭ мы индивидуально работаем по темам, связанным с этимологией. В гуманитарных классах проходят заседания различных НОУ - научных обществ учащихся, и ребята в них с удовольствием и интересом исследуют этимологию слов. Также мы готовим детей к университетской конференции: в нашей школе уже стало традицией ежегодное участие в конференции Воронежского государственного университета. И дети каждый раз находят новые интересные темы (даже если они берут фразеологизмы в русском языке, то первое, с чего начинают, - это происхождение фразеологизмов). Ребята пишут рефераты с предоставлением своего наработанного материала, в котором используются этимологические справки.

Если брать программу, то в ней нет раздела, специально посвященного этимологии. С пятого по девятый класс изучаются все разделы - фонетика, лексика, словообразование и так далее, а раздела «Этимология» нет. Мы обращаемся к нему на уроках, когда возникает необходимость. Иногда учитель даже испытывает затруднения, когда дети задают интересующие их вопросы, связанные с происхождением тех или иных слов. Прежде чем ответить, приходится обращаться к словарям и специальной литературе.

Но во время изучения современных произведений вопросов не очень много. Возможно, потому, что современный русский язык не предполагает глубокого проникновения в историю и дети обычно оперируют современными понятиями. Но с теми, кто интересуется филологией и собирается в будущем связать с ней свою профессию, мы всегда готовы обсудить историю происхождения слов. У нас много подготовительных элективных курсов, и учителя-словесники часто включают в свои курсы этимологию. Елена Федоровна Косова даже разработала специальный курс, посвященный этимологии.

Больше всего вопросов у детей появляется на уроках литературы, когда они встречаются с архаизмами. Например, многих интересует строчка из стихотворения Пушкина «глаголом жги сердца людей». Мы объясняем, что раньше «глаголить» означало говорить, «глагол» - это слово. В современных произведениях подобных слов немного, и ребятам обычно все понятно и без дополнительных объяснений.

Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы многоуровневого общеобразовательного комплекса №2, Воронеж