А термин «право» определяет конкретные действия человека (право избирать и быть избранным, на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т.п.). Часто разграничение между правами и свободами провести очень трудно, поскольку в соответствующей литературе политические правомочия также именуют и «свободами».

Неприкосновенность

частной жизни

Частная жизнь - предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, включает физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом (свободна от внешнего воздействия).

В России защищается человеческое достоинство, а также запрещается распространение ложных сведений, порочащих доброе имя и репутацию. В России клевета и оскорбление наказываются не только гражданским, но и уголовным законодательством. Честь и достоинство - единственные из личных прав, которые продолжают действовать и после смерти человека. Предусматривается институт посмертной реабилитации несправедливо осужденных.

Проблема неприкосновенности частной жизни является одной из наиболее интересных и актуальных у современных подростков. При этом однозначных ответов нет ни у школьников, ни у взрослых. На семинарах для преподавателей споры вызвал вопрос о том, можно или нет читать чужие письма и дневники,оглашать перед всем классом оценки за контрольную, требовать единообразия одежды и облика учеников в школе и т.п.

Статья 23 Конституции РФ устанавливает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, которое в РФ не может быть ограничено и в период военного положения, хотя тайна корреспонденции может быть нарушена по судебному решению. В понятие неприкосновенности частной жизни входит также защита чести и доброго имени.

В этом направлении существуют основные запреты:

запрет на сбор и публикацию информации о частной жизни человека без его согласия;

запрет контроля над частной жизнью человека путем прослушивания телефонных переговоров, перлюстрации (вскрытия и прочтения) переписки, скрытой видео- и аудиозаписи (только при наличии санкции при подозрении в преступлении);

запрет на разглашение должностными лицами личной или семейной тайны (работники воспитательных и образовательных учреждений и судов обязаны сохранять тайну усыновления, нельзя разглашать врачебную тайну, запрещено использовать без разрешения дневниковые записи);

запрет требовать сведения, касающиеся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи (без особого постановления компетентных органов нельзя открывать тайну денежного вклада).

Вместе с тем неприкосновенность частной жизни имеет и определенные границы: в целях борьбы с терроризмом и преступностью, а также для охраны здоровья и безопасности других граждан возможно вмешательство специально уполномоченных для этого органов в частную жизнь граждан (проверка их корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров, осмотр жилища и т.п.).

Признание государственной власти и право на несогласие с действиями властей в рамках гражданского участия

В данном разделе представлены материалы, связанные с различными формами участия граждан в политической жизни. Дается информация о процессе голосования и процедуре выборов, формах защиты своих прав (митингах, демонстрациях, петициях, обращениях к властным структурам, забастовках и т.п.), участии граждан в управлении демократическим государством.

Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, законным или незаконным. Знание о возможностях выразить свое мнение по происходящим политическим процессам и показать несогласие с властями является важным с точки зрения предотвращения насильственных и агрессивных форм социального протеста, терроризма и политического бандитизма. На сайте проекта (http://www.unb.ca/democracy или http://www.spiritofdemocracy.com содержится материал о движении суфражисток в конце ХIХ - начале ХХ веков, который ставит важную общественную проблему - можно ли бороться за свои права насильственными методами.

Конституция РФ закрепляет право граждан на политическое участие. В статье 30 устанавливается право на объединение, которое часто трактуется как свобода союзов и ассоциаций. В качестве таких объединений, в деятельности которых реализуется политическая активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы. В демократических государствах общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, их уставы принимаются самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации или служить основанием для ограничения прав и свобод человека. Основными формами общественных объединений являются: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения (благотворительность); органы общественной самодеятельности (жилищные).

Статья 31 Конституции РФ провозглашает право граждан на мирные собрания и публичные манифестации. Подразумеваются три вида правомочий: право на личные действия (организация публичных мероприятий и участие в них); право требования (предоставление общественных зданий, улиц, площадей, необходимых для проведения массовых публичных мероприятий); право притязания (возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты - принцип «разрешено все, что не запрещено законом»). Собрания должны проводиться мирно и без оружия. Их целью в условиях демократии является: обсуждение значимых для общества проблем, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Предусматривается уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Письменное заявление подается в местную администрацию не позднее чем за 10 дней до даты его проведения, инициаторами могут быть только лица, достигшие 18 лет. В уведомлении указываются цели, сроки и место проведения мероприятия. Местная администрация обязана рассмотреть его и дать ответ о принятом решении не позднее чем за 5 дней до проведения публичного мероприятия. Она может предложить изменить время и место проведения, но решение можно обжаловать в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган.

Существует и ряд ограничений права граждан на объединения:

запрет на создание партийных организаций в государственных структурах (вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях);

политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу (на заводах, в учреждениях, фирмах);

запрет создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

Основными формами выражения гражданами своих взглядов и мирного протеста против действий властей являются:

собрания (могут проводиться в закрытом помещении, не требуется разрешения властей, а лишь согласие собственника, организаторы могут попросить прислать представителя органов правопорядка);

митинги (собрания, которые проводятся на открытом воздухе - требуется уведомление и согласие властей);

демонстрации (собрания в движении, хотя одним из видов может быть «сидячая» демонстрация, требуется утверждение маршрута движения);

шествия (направление по определенному маршруту с определенной целью);

пикетирование (публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, другими изобразительными средствами).

Любое из перечисленных публичных мероприятий может быть запрещено в следующих случаях:

если не было подано заявление о проведении;

состоялось решение компетентных органов о запрете;

нарушен порядок проведения мероприятия;

возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

нарушен общественный порядок.

Необходимо отметить, что в демократическом обществе очень важно обращать внимание на создание возможностей гражданам для проявления своего несогласия с теми или иными решениями властных структур. Такой подход способствует развитию мирных форм протеста, предотвращает рост терроризма и использования насилия, снижает уровень общественной агрессии и создает ситуацию диалога власти с народом.

С политическим участием также связаны и права граждан в организации и деятельности государства. Такое участие может быть в двух видах: непосредственное (волеизъявление на выборах, референдумах, личное участие в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления) и опосредованное (избрание своих представителей в органы государственной власти, органы местного самоуправления). В Российской Федерации устанавливается равный доступ к государственной службе, что призвано обеспечивать сменяемость и обновление аппарата управления. Вместе с тем законом устанавливаются следующие основания для отказа в принятии на государственную службу:

несоответствие возраста (право поступления на службу в РФ имеют граждане с 18 лет до 60 лет);

признание человека недееспособным решением суда;

лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

наличие заболевания, препятствующего выполнению должности;

близкое родство с государственными служащими.

Надлежащая

правовая процедура

Под надлежащей правовой процедурой подразумевается отправление правосудия с соблюдением установленных в демократическом обществе правил и принципов. В статье 39 Великой хартии вольностей (1215) записано следующее положение: «Ни один свободный человек не может быть захвачен, взят под стражу, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или каким-либо иным путем погублен... кроме как по законному суждению равных себе по положению или по закону страны». Ряд статей Конституции РФ, в частности статьи 46-54, устанавливают процедурные правила для осуществления правосудия в нашей стране. В качестве основных компонентов реализации принципа надлежащей правовой процедуры устанавливаются:

гарантия судебной защиты прав (каждый человек имеет право на справедливое разбирательство своего дела);

рассмотрение дела компетентным судом;

квалифицированная юридическая помощь (адвокат);

презумпция невиновности (человек не виновен до решения суда, не обязан доказывать свою невиновность, все сомнения толкуются в пользу обвиняемого);

нельзя повторно осудить за одно преступление;

никто не обязан свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников;

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы;

предоставление возможности без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным или народным заседателем (судьей можно стать с 25 лет при наличии высшего юридического образования и стажа работы по профессии не менее 5 лет).

Уважение к многообразию

Общество при его пристальном рассмотрении оказывается похожим на мозаичное панно, состоящее из отдельных фрагментов - религиозных и национальных групп, молодежных объединений, политических партий и общественных организаций, клубов по интересам. Мир вокруг нас очень разнообразен, в нем есть инвалиды, вегетарианцы, верующие и неверующие, пацифисты и нигилисты. Очень важно, чтобы это разнообразие учитывало как государство в своей политике, так и простые люди в повседневной жизни. При этом следует помнить не только о различиях, но и о том, что объединяет представителей общества одной страны, где проходят границы многообразия, ведь доведенная до абсурда социальная пестрота грозит распадом и прекращением существования веками формируемого единства. Таким объединяющим началом, по мнению участников проекта «Дух демократии», являются определенные ценности, разделяемые представителями данного общества. Среди таких общероссийских ценностей преподаватели выделили следующие: коллективизм, духовность, сохранение исторических и культурных традиций предков, патриотизм, терпимость, стремление к поиску правды и справедливости, открытость и гостеприимство. Долгое время в нашей стране учитывались только интересы большинства, при этом забывалось, что в обществе существуют разнообразные группы, имеющие свои специфические потребности. Поэтому в демократическом обществе является важным налаживание эффективного межгруппового взаимодействия с учетом разных интересов.

Необходимо отметить, что социальное многообразие не подразумевает разрушение сплоченности членов социальной общности, а лишь подчеркивает наличие разных подходов внутри большой социальной группы. Основными факторами групповой сплоченности можно назвать следующие:

сходство главных ценностных ориентиров членов группы;

определенность и ясность общих целей;

совместная деятельность членов группы по решению поставленных задач;

отсутствие противоборствующих группировок и неразрешимых конфликтов;

умение взаимодействовать для достижения общепризнанных целей;

преодоление агрессии, нетерпимости, ксенофобии (страха перед незнакомыми лицами), склонности к насилию.

Социальное многообразие не может быть бесконечным, так как в этом случае общество распадется на отдельные части. Поэтому в демократическом обществе существуют рамки многообразия и признается важным наличие консенсуса (от лат. consensus - соглашение, единодушие, согласованность) - наличия сходных ориентаций, позволяющих установить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу.

Толерантность

Толерантность (от лат. tolerantia - терпимость) - терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. В демократическом обществе толерантность признается важнейшей ценностью. Эта ценность подразумевает готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие к ним симпатии или даже неприязнь. В то же время толерантность не следует отождествлять с равнодушием и безразличием. Так, например, она не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.), пропагандирующие терроризм и ненависть к определенным группам людей. Границы толерантности также определить достаточно трудно. Обычно государство своими законами устанавливает эти пределы. Демократия, несмотря на признание в качестве своей ценности толерантного отношения к различным взглядам и идеям, отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан. В частности, Конституция РФ запрещает действия, направленные на разжигание классовой, национальной, расовой, религиозной, половой и иной розни, пропаганду насилия, экстремизм и человеконенавистнические взгляды, открытое оскорбление общественной морали.

Гражданственность,

патриотизм и ответственность

Патриотизмом называется любовь к Родине, преданность Отечеству, забота о его процветании. Сложно однозначно определить, что такое верность и патриотизм. Эти чувства могут иметь как локальный характер (любовь к своей малой родине, земле, на которой родился и живет тот или иной человек, где жили его родители и предки), так и общегосударственный (к стране, ее народу, культуре и традициям). Следует отличать патриотизм от шовинизма, расизма и агрессивного национализма, которые выдвигают идею национальной исключительности, требуют привилегий для отдельных народов, делят людей на представителей высшей расы и второго сорта. Патриотизм способствует единству общества и государства, объединяет граждан для решения общих целей и задач, помогает переживать периоды войн, революций и других общественных потрясений.

В последнее время в связи с процессами глобализации во многих странах предпочитают вместо патриотизма говорить о гражданственности или лояльности. Понятие «патриотизм» в ряде стран, приверженных одной идеологии или религии, подразумевает слепое следование этой идеологии, готовность отдать свою жизнь не просто за свою родину, но и за идею или религию. Это свойственно, в частности, мусульманским экстремистам, в то время как настоящий ислам является миролюбивой религией. В связи с этим в некоторых либерально-демократических государствах часто употребляют термины «гражданственность» и «лояльность». Часто синонимом этого слова называют законопослушность.

Понятие «ответственность» является важнейшим для современной демократии. Ответственность является той рамкой и той границей, которая позволяет людям сохранять существующий порядок и предотвращает взаимную вражду и хаос.

Ответственность - осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью с позиций выполнения принятых норм и правил.

Это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи.

Это обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чем-либо отчет.

Это способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии - чувство невыполненного долга.

Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, - долг, ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, - обязанности. И, наконец, ответственность - поступки.

Ответственность - разностороннее понятие, весьма распространенное и динамическое. Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся.

Методические особенности урока

и внеклассного занятия

Изменения, происходящие в российской системе образования, направлены не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводятся учеными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому в проекте «Дух демократии» предполагается, что ученик не будет пассивным объектом воздействия, а самостоятельно сможет найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, в том числе и зарубежными.

Разработанные занятия обычно строятся по следующей схеме: мотивационная часть (является определенным трамплином, с которого учащиеся начинают свое знакомство с темой), работа над основной проблемой (обычно идет в группах с использованием различного вида документов, фотографий, картин, художественных текстов, многие из которых учащиеся должны самостоятельно найти в интернете), создание нового продукта (написание собственного документа, создание набора определенных правил, рисунок своего символа и т.п.), а также оценивание и рефлексия. Познакомиться с тем, как это выглядит на практике при разработке занятий, можно на сайте проекта или в приложении «Уроки» данного пособия.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, кандидат педагогических наук; Андрей ИОФФЕ, кандидат исторический наук