Активные участники проекта

учитель - осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, организует исследовательскую и практическую деятельность учащихся, консультирует детей во время выполнения проекта, анализирует результаты проекта;

ученики - выполняют исследовательскую и практическую работу по изучению свойств воды, представляют результаты собственной деятельности на школьной научно-практической конференции;

родители - помогают детям работать с различными информационными источниками, оказывают моральную поддержку во время презентации продукта деятельности (предварительной защиты), могут входить в состав жюри, осуществляют фото- и видеосъемку, выпускают газету или фотоальбом, отражающие этапы реализации проекта.

Задачи проекта

1. Изучить свойства, состояния воды.

2. Выдвинуть и развить гипотезу о том, что происходит постоянный круговорот воды в природе.

3. Используя различные источники, проводя опыты и наблюдения, получить информацию для доказательства гипотезы.

4. Научить представлять результаты поиска в различных видах (рисунок, схема, таблица, презентация).

5. Повышение творческой, познавательной активности и учебной мотивации.

6. Создание комфортных взаимоотношений при взаимодействии групп сменного состава.

Ресурсы проекта

1. Мультимедийный комплекс.

2. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 7-13 лет. 2 CD.

3. Детские энциклопедии.

4. Доступ в Интернет.

5. Призы для награждения.

Ожидаемые положительные результаты проекта

1. Продукты деятельности педагога:

методическая разработка цикла занятий по теме проекта;

методическое сопровождение проекта: пакет вопросов для организации исследовательской деятельности; источники информации; вопросы и ответы викторины по теме проекта; образец грамоты для награждения победителей.

2. Продукты деятельности учеников:

мультимедийные презентации к защите;

сценарии творческой защиты проекта;

газеты.

3. Продукты деятельности других участников: фотографии, фотоальбомы, отражающие этапы проведения проекта.

Методические рекомендации по организации и проведению проекта

Занятия 1 - 3. Постановка задачи. Предварительная защита проектов. Публичная защита.

Цели:

Создание ситуации, стимулирующей выдвижение гипотезы и необходимость ее доказательства.

Определение порядка работы.

Деление на группы.

Сбор материала, проведение наблюдений, опытов, обработка, классификация материала, выбор формы защиты.

Предварительная защита проектов.

Оценивание работы других групп.

Доработка проектов.

Публичная защита.

Сроки выполнения: 4 недели (между 1-м и 2-м занятиями -

2 недели консультаций и подготовительной работы, 1 неделя - подготовка к защите; между 2-м и 3-м занятиями - 1 неделя доработки).

Ход занятия

Мотивация

Вспомнить с детьми, о чем говорили на прошлых уроках. Что такое гипотеза? Почему необходимо искать факты для доказательства гипотезы?

Учитель: Я хочу рассказать вам одну историю.

В одной семье жил мальчик по имени Почему. Конечно, на самом деле звали его не так, у него было красивое имя Семен. Но мама и папа звали сына Почему. Такое странное имя они дали ему потому, что Семен очень любил задавать вопросы. Почему светит Солнце? Почему кричит петух? Почему падают листья? Почему?.. Тысячи вопросов в день задавал он родителям. Умные родители старательно отвечали на все вопросы сына. И вот однажды отправился Семен гулять. Погода в этот день была пасмурная, то и дело накрапывал дождик. Гуляя во дворе, Семен набрел на большую лужу перед самым домом. Только он надумал измерить ее глубину, как мама позвала его обедать. Пока Семен ел салат, суп, жареную рыбу, тучи рассеялись, выглянуло солнышко. Сытый мальчик побежал опять гулять. Выбежав во двор, он прямиком направился к луже, ведь ее глубину измерить он так и не успел. Каково же было его удивление, когда он не обнаружил лужи на привычном месте! Мальчик заглянул под скамейку, за сарай, за дом - лужи нигде не было. «Куда, куда исчезла моя лужа?» - закричал мальчик и бросился домой…

Так у мальчика появился новый вопрос.

Выдвижение гипотезы. Деление

Учитель: А вы могли бы ответить на этот вопрос?

Обобщая ответы детей, учитель записывает на доске выдвинутое предположение.

Учитель: Как называется предположение такого вида? (Гипотеза.) Любая гипотеза требует доказательств или опровержения. Сегодня нам предстоит спланировать работу, которая поможет вам это сделать.

Работать вы будете в группах (происходит деление на группы по 6-7 человек).

Учитель: Какой объект природы нам предстоит изучить, чтобы доказать нашу гипотезу?

Дети отвечают, вместе приходим к выводу, что надо подробно изучить воду.

Работа малыми группами. Мозговой штурм

Каждая группа на отдельном листочке в течение 5 минут записывает все сведения (схематично, рисунком или словами), которые им известны о воде. Предварительно обговариваются правила мозгового штурма:

Один говорит, остальные слушают.

Записываются все идеи и мысли.

Ничего не отвергается.

Учитель: Достаточно ли ваших сведений, чтобы привести убедительные доказательства нашей гипотезы? Достаточно ли сведений, которые вы вспомнили, для серьезного изучения нашего объекта? Легко ли вам ориентироваться в собранном материале?

После этой беседы делается вывод о необходимости составления плана совместной работы, определения источников, порядка и времени совместной работы.

Каждая группа получает путевой лист, где указаны направления, в которых пойдет исследование, вопросы, на которые предстоит ответить, место, куда вписываются источники информации, план действий.

Путевые листы для групп

1. План работы.

a) Изучите вопросы исследования.

б) Найдите в книгах материалы о том, что исследуете.

в) Спросите других людей, что они могут рассказать вам о вашем объекте.

г) Познакомьтесь с кино-, телефильмами по теме исследования.

д) Обратитесь к компьютеру (диски, Глобальная сеть «Интернет»).

е) Понаблюдайте, проведите необходимые опыты.

ж) Запишите все, что вы узнали (на отдельном листочке - одна мысль, подтверждение или обобщение).

2. Проведите подготовку к защите.

Весь собранный материал просмотрите совместно: выделите главное и второстепенное.

Разбейте на группы весь материал (объедините предметы, процессы, явления). Подумайте, что может являться составляющей частью другого материала.

Выстройте по порядку основные идеи.

Предложите свои примеры, сравнения, сопоставления.

Сделайте вывод - ответьте на главный вопрос исследования.

Подумайте, как выгоднее представить вашу работу (устное сообщение, газета, театральная постановка, компьютерная презентация, выпуск журнала… А, может, у вас есть другая идея?).

Подготовьтесь к защите (приготовьте, если нужно, рисунки, схемы, костюмы и т. д.).

Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей.

3. Выступите перед классом со своими доказательствами.

Вопросы и материалы исследования

1. Где встречается вода в природе?

2. Много ли воды на Земле?

3. Какая бывает вода?

4. Что вы знаете о свойствах воды? Изучите их, проведя опыты. (Учебник: Дмитриева, Казаков. «Мы и окружающий мир», 2-й класс, стр. 98, 105, 106).

5. Что вы знаете о состояниях воды? Изучите их, проведя опыты. (Учебник: Дмитриева, Казаков. «Мы и окружающий мир», 2-й класс, стр. 100 - 101).

6. Почему вода бывает в трех состояниях? От чего это зависит?

7. Приведите примеры жидких, твердых, газообразных веществ в природе.

8. Как и когда происходят переходы воды из одного состояния в другое?

9. Представьте путешествие воды в природе. На что это может повлиять?

10. Какие интересные факты о воде вы нашли еще?

Адреса в сети «Интернет», где может быть полезная информация:

http://mega.km.ru/

http://www.yandex.ru

http://www.rambler.ru

Каждой группе назначается время для консультаций, учитель курирует работу, при необходимости помогает, рекомендует форму защиты, участвует (при необходимости) в процессе репетиций.

Предварительная защита

В классе проводится предварительная защита проектов. Оппонирующие группы заполняют экспертные листы, работая по правилам. Во время защиты важно задавать вопросы отвечающей группе. Критика должна быть конструктивной, оценивание - позитивным.

Правила оценивания

1. Как прошла защита проекта?

2. Что особенно понравилось в защите?

3. Как раскрыта тема?

4. Найден ли ответ на проблемный вопрос?

5. Убедительным ли было доказательство?

6. Какие моменты оказались неясными?

7. Какие моменты хотелось бы дополнить?

Наталья КАМЕНКОВА, учитель начальных классов лицея №6, заместитель директора по учебной работе, финалист конкурса «Учитель года России-2008», Миасс, Челябинская область

«Путешествие капельки» сценарий защиты проекта, разработанный учениками 2-го «В» класса лицея №6 города Миасс Челябинской области и их родителями

Для выступления группы родители изготовили подвижную ширму, на которой текст иллюстрировался вырезанными из бумаги фигурками. Дети сами двигали объекты и читали стихотворение.

На небе синем

В маленькой тучке

Капельки жили

Дружненькой кучкой.

Солнце сияло,

А тучка росла,

Все тяжелела

День ото дня.

Капелькам тесно

Стало внутри,

Начали падать

На землю они.

Дождик полил,

И цветы расцвели.

Капельки дружные

В землю ушли.

Вглубь проникая,

Они не пропали,

А под землею

Друг друга искали.

И встречая

Подружек своих,

За руки крепко

Держали их..

Так под землей

В ручеек

собрались

И до реки большой

Добрались.

В речке

слилися

С большою водой

И очень довольны

Остались собой.

Солнце на небе

Жарче горит,

Каплям домой

Возвращаться

велит.

Дружные капельки

В пар превратились,

И быстро на небе

Они очутились.

Там охлаждаясь,

Сами собой

Капельки снова

Стали водой.

На небе синем

В маленькой тучке

Капельки жили

Дружненькой кучкой.

Солнце сияло,

А тучка росла,

Все тяжелела

День ото дня.

Вдруг ветер подул,

Наступила зима.

В туче стала

Мерзнуть вода.

Но капельки наши

Не испугались,

Ведь в красивых

снежинок

Они превращались.

Тесно снежинкам

Стало внутри,

На землю начали

Падать они.

Белым, пушистым,

Теплым одеялом

Землю укрыли,

Как покрывалом..

Чтоб пролежать так

До самой весны,

О лете увидеть

Яркие сны.

Наступила весна,

Снег растаял везде.

Капли опять

Оказались в земле,

Напоили ее,

И цветы расцвели.

Капли в земле

Друг друга нашли…