Развивающее обучение + проект

Учитель начальных классов лицея №3 города Котласа Архангельской области Наталья Коровинская вышла за рамки развивающей системы обучения Эльконина - Давыдова. Свое выступление Наталья Игоревна назвала «Проект о проектах, или Как поймать время?». Идея - организация проектной деятельности на ступени начального образования в условиях развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Обе технологии удачно совместились и взаимно обогатили друг друга.

«Здание» педагогического опыта Натальи Коровинской сложилось из следующих «кирпичиков»: диагностирование индивидуально-личностных особенностей учеников, построение образовательного процесса на основе технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова, создание ориентировочной схемы действий участников проекта, систематическая реализация учебных проектов, использование ИКТ в проектной деятельности, приобщение к проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

И вот какие конкретные проекты педагог из Котласа предложила своим ученикам, проанализировав содержание всех предметных курсов: «Во 2-м классе реализуется проект по окружающему миру «Как поймать время?». Это отправная точка проектной деятельности. В 3-м классе - проект по литературному чтению, два проекта по окружающему миру. В 4-м классе - два крупных проекта по окружающему миру».

Навигатор ценностей

«Исследовательская, поисковая деятельность - естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире», - считает Юлия Громова, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе прогимназии «Истоки» города Сегежи Республики Карелия. Ее педагогический проект называется «Навигатор ценностей». Рассчитан он на четыре года, его цель - формирование личностной системы жизненных ценностей с помощью проблемно-поисковых технологий активного обучения.

Первоклассники исследуют фольклор. Вместе с ними Юлия Николаевна преодолевает притяжение времени - самые строгие рамки. Ребята переносятся в прошлое, включаясь в исследовательскую деятельность по изучению слова, фольклорного текста. Во 2-м классе дети исследуют семейные реликвии. Причем вместе с родителями, которым не меньше интересна эта тема.

Знакомство с историей своей семьи привело к созданию 28 исследовательских сочинений. «Чаще всего в работах учеников встречалось упоминание о Великой Отечественной войне. Это закономерное явление, трудно найти хотя бы одну семью, которую бы не опалила огненным крылом война», - рассказывает Юлия Громова. Подпроект этого года - создание семейного архива. Детям помогают работники библиотеки, краеведческого музея, республиканского архива. Письма с важной информацией шлют родственники из ближнего и дальнего зарубежья. И все на полном серьезе, ведь это история, и по большому счету не все ли равно, кто занимается исследованием - ученый с регалиями или младшеклассник с блеском в глазах?

У вас совесть есть?

Учитель начальных классов средней школы №19 города Брянска Ирина Мураль самой большой проблемой считает рамки обыденности, которые делают школу скучной для малышей. Почему дети не хотят учиться и что сделать, чтобы это нежелание преодолеть? Диагностика ребятишек с отрицательной учебной мотивацией показала, что основных причин три - «меня не оценили», «у меня все равно ничего не получается» и «учиться не всегда интересно». Ирина Павловна сделала вывод: необходимо формировать адекватную самооценку, устойчивый познавательный интерес и создать такие условия, чтобы у ребенка пробудилась вера в собственные силы.

О формировании адекватной самооценки Ирина задумалась, когда ученик третьего класса, получив неудовлетворительные результаты контрольной, спросил: «У вас совесть есть? Я написал вам два листа, вы мне «два» поставили». Получается, ребенок не умеет себя объективно оценить. Как быть? У каждого ученика Ирины Мураль появился экран самооценки. «Ребенок оценивает свою работу сам, а затем я ставлю знак - согласна или нет, предлагаю проверить. В ходе индивидуальной беседы приходим к общему выводу. Самое главное - научить детей анализировать свою деятельность».

Чтобы ребята могли увидеть наглядно даже самые маленькие свои успехи, Ирина Павловна предложила им вести тетради личных рекордов с листами продвижения по каждому предмету. «Ребенок должен учиться победно», - уверена она.

И наконец, чтобы учиться было интересно, надо придать уроку эмоциональную окраску. Так возникли уроки-образы, уроки-исследования, уроки-выставки, уроки - театрализованные игры.

Наталья Каменкова, учитель начальных классов, зам. директора по учебной работе лицея №6 Миасса Челябинской области, вышла представлять свой опыт с... моделью самолета в руках. Ее проект так и называется - «Мой первый самолет». Посвящен он развитию исследовательских и практических навыков.

Ученикам Натальи Владимировны оказалось тесно в рамках программы. Да-да, ни больше ни меньше. Изучая тему «Свойства воздуха и применение свойств воздуха человеком», дети задали вопрос, ответ на который не удалось отыскать в учебниках. Почему летит, не падает бумажный самолет? «Так возникла идея разработки проекта, в который, с одной стороны, войдет исследовательская деятельность учащихся, с другой стороны - их практическая деятельность», - рассказывает Наталья Каменкова.

Первый этап проекта - дедуктивное исследование. Ответ-гипотеза: «Наверное, самолет держит воздух». Дальше дети в группах подбирали примеры, которые эту гипотезу подтверждают. Актуализация знаний, наблюдения, опыты...

Следующий этап практический - изготовление модели. Ребята учились запускать самолет, чинить его, искать причины неудач и снова запускать. «Замкнутый круг: я бросаю самолет, понимаю, что у меня что-то не получается, ищу ответы на вопросы в книгах. Ответ есть - я что-то меняю, самолет летит. А дальше творчество: что если я посажу пассажиров, полетит или нет? А если киль сломался, полетит или нет?» - объясняет Наталья Каменкова принцип работы. «На мой взгляд, у каждого ребенка обязательно в этой жизни должен быть самолет, который он сделал своими руками и запустил».

Одна семья

Учитель начальных классов гимназии №9 Екатеринбурга Екатерина Белоцерковская сразу оговорилась - она покажет, «чему научилась вместе с детьми». Проект «Мы вместе» позволил создать модель такой образовательной среды, где дружно сосуществуют дети, учителя, родители и все остальные родственники. Семейное и школьное образование «в одном флаконе», барьеры преодолены. С каждой семьей Екатерина Белоцерковская работает индивидуально - ведь совершенно специфичны многодетные, неполные, полные варианты. А еще есть такие «ячейки», в которых главную роль играет... бабушка. Все это Екатерина Геннадиевна учитывает. Учительнице очень хочется, чтобы созданная ею система работала самостоятельно, без руководителя. Вот уехала Екатерина на конкурс «Учитель года России». И что? В первый же день пришла эсэмэска: «Конкурс «А ну-ка, бабушки!» провели. Бабушки довольны». На сердце стало радостно. И можно прочитать стихи, посвященные коллегам:

Нет благородней людей на свете

И бескорыстней найти нельзя,

Школа, родители и наши дети,

Все мы вместе - одна семья.