Сергей СЕДЫХ, директор лицея №5, Воронеж:

- Достаточно активное. Например, вместе с учениками и педагогами они участвуют в общелицейских мероприятиях, особенно в спортивных: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Спорт вместо наркотиков». Мы проводим совместные заседания совета лицея и представителей родительских комитетов классов, а в начале каждого учебного года школьная администрация отчитывается на общем родительском собрании об итогах прошедшего года. В классах родители помогают в проведении ремонта. За все их старания мы говорим им спасибо и вручаем благодарственные письма.

Аида БЕЛОУСОВА, преподаватель информатики гимназии №116, Екатеринбург:

- Родительский комитет в нашей гимназии очень активен. Многие мамы (редко папы) понимают, что их роль - не только формирование и распределение родительского фонда, но и полноправное участие в жизни гимназии. Их интересует все: как организовать питание, чтобы дети были довольны и не пропускали обеды, как устроить неформальное общение после школы, проводить праздники и так далее.

Правда, чем старше становятся дети, тем реже родители появляются в школе. Это и понятно: в жизни класса возрастает роль управления учащихся.

Людмила СУРНИНА, заместитель директора по УВР школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Папы и мамы принимают активное участие в родительских собраниях, «круглых столах», индивидуальных беседах, проводимых педагогами-психологами, логопедами. Совместно с педагогами родители организуют экскурсии на производство, участвуют в подготовке защиты творческих проектов учащихся, в конкурсах рисунков, поделок на разные темы. Ежегодно в школе проводится «Праздник микрорайона», на котором каждый класс вместе с родителями представляет итоги своей внеклассной деятельности.

Наталья АЛЕКСЕЕВА, мама первоклассника Валеры,

Санкт-Петербург:

- Я вхожу в родительский комитет класса, но выхода на уровень родительского комитета школы у меня нет. Поэтому пока лично мое участие в жизни школы заключается в посещении родительских собраний и организации различных праздников. Правда, нужно заметить, что родительские собрания проходят нетрадиционно: наш классный руководитель Ирина Михайловна Пылина всегда начинает разговор не с «детской» темы, а с взрослой. Приводит примеры, размышляет вместе с нами над проблемами детско-родительских отношений.

Анатолий БИЖОВ, директор лицея №137, Омск:

- При поступлении ребенка в лицей мы составляем договор, где обговариваем обязанности, в том числе и родителей. Мамы и папы учеников - равноправные партнеры лицея. Когда они видят заинтересованное отношение педагогов, они готовы оказывать школе помощь в организации мероприятий, в поездках, в экскурсиях. Например, сейчас мы разрабатываем новые формы здоровьесбережения, и помогает в этом родитель-врач. Совместно - дети, родители, учителя - выпускаем школьный альманах «Жемчужинка», где каждый может представить образцы своего творчества. Это очень сближает.

Юлия ЕВСТИГНЕЕВА, домохозяйка, Великий Новгород:

- Для большинства родителей учеников начальных классов участие в жизни школы означает помощь учителю, ведущему основные предметы в классе, или классному руководителю. Кто-то рисует стенгазету и оформляет классный уголок; кто-то сопровождает детей в поездках, экскурсиях.

Ведь некоторые родители способны дать своему ребенку и его одноклассникам знания и умения, выходящие за рамки компетенции учителей, - это люди необычных профессий: актеры, писатели, журналисты, художники.