Путь, на который вступила современная Россия, призван создать новую среду обитания людей, новые государственные и общественные структуры.

Что такое политическая культура? Какие требования предъявляет политическая культура демократического общества к личности? Каковы функции политической культуры и критерии ее прогресса?

Культура любого народа многообразна, охватывает буквально все: фольклор, традиции, нравственность, устои, производство и быт, политику и право. Проще говоря, культура выражает всеобщность человеческого существования. В ней свое особое место занимает политическая культура, без которой невозможны политическая и гражданская жизнь общества, политические отношения в отдельных государствах и в международном масштабе.

Политическая культура как понятие. В научном обиходе это понятие употребляется как в широком, так и узком смысле слова. В первом случае в «политическую культуру» включают: 1) политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства; 2) политические институты общества; 3) представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе и регионе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования. При узком подходе к политической культуре берется только последнее, то есть содержание третьего пункта.

Содержание и формы политической культуры складывались постепенно. Как духовный компонент политической системы политическая культура вошла в научный оборот сравнительно недавно, в середине ХХ в. Хотя сам термин стал употребляться политическими мыслителями эпохи Просвещения (например немецким философом И. Гердером, французским писателем и философом Вольтером) еще в ХVIII в.

В российской политической литературе данное понятие встречается у В.И.Герье (70-е годы ХIХ в.). В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях различными западными (М. Вебер, О. Шпенглер и др.) и отечественными (Н.Я.Данилевский, В.О.Ключевский, Н.М.Карамзин, М.М.Сперанский, П.А.Сорокин, Н.А.Бердяев и др.) научными школами.

В обществоведческий лексикон понятие «политическая культура» вошло во второй половине ХХ века усилиями ряда социологов, прежде всего американских - Г. Алмонда и С. Вербы. Эти авторы задались вопросом, почему одни и те же политические системы и институты работают в различных странах по-разному, а перенесенные из США в Азию не прижились вообще.

В 1959 и 1960 годах Г. Алмонд и С. Верба проинтервьюировали в США, Канаде, Великобритании, ФРГ и Мексике около 5 тыс. человек. В их опросах фигурировали ответы на три важных вопроса: 1) какое воздействие на жизнь опрашиваемых оказывало правительство той или иной страны; 2) какие обязательства, с их точки зрения, они испытывали перед правительством; 3) что они ожидали от правительства. Полученные результаты были проанализированы и обобщены в их совместном труде «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» (Нью-Йорк, 1963). В политическом процессе названных стран они выделили три вида политической культуры: участника, субъекта и прихода-общины.

1. В политической культуре участника люди осознают себя гражданами и участвуют регулярно в политическом процессе. Они гордятся политической системой своей страны и обычно согласны обсуждать политические вопросы. Участники уверены, что до некоторой степени сами могут оказывать влияние на политику и готовы организовываться в группы для протеста против несправедливости. В анкете участники констатировали, что они гордятся участием в голосовании и считают, что все люди обязаны участвовать в работе политических организаций, что они сами активны в своих общинах, часто являются членами одной или более добровольных организаций.

2. Политическая культура субъекта стоит на более низком уровне по сравнению с политической культурой участника. Субъекты понимают, что они граждане своей страны, следят за политическими новостями, но не гордятся ее политической системой и не чувствуют большой ответственности перед своим государством. Они также полагают, что могут оказывать влияние на политику только на уровне разговора с местными властями. Обычно им не приходит в голову организовываться в группы влияния на власть. В голосовании участвуют, но без энтузиазма.

3. На еще более низком уровне находится политическая культура прихода-общины, где люди не чувствуют себя гражданами большой страны и находятся на уровне этноса. Они идентифицируют себя с небольшой территорией проживания. Поэтому не гордятся тем, что происходит за границами их прихода-общины, ничего не ждут от федерального правительства. Сами члены прихода мало читают и еще меньше знают о событиях в стране и мире, редко с кем обсуждают политические вопросы. У них нет политической компетентности и ответственности. Отсутствие у жителей прихода чувств гражданина затрудняет формирование в общине демократии.

Полученные сведения позволили Алмонду и Вербе сделать заключение о том, что ни в одной из пяти стран нет чистой политической культуры участника, субъекта или прихода-общины. Во всех этих странах наблюдалось их смешение в разных пропорциях.

В США, например, была в основном политическая культура участника с добавлением культуры субъекта. Англичане были ближе к балансу первых двух типов политической культуры: достаточно участников для демократии и субъектов, чтобы подчиняться властям.

В Германии доминировала политическая культура субъекта: люди, как и при Гитлере, покорно подчинялись распоряжениям правительства и не желали вмешиваться в политику. Все это позволило Алмонду и Вербе сделать вывод о наличии в пяти странах разных уровней политической культуры. При этом с одной политической культурой общины без культуры участника и субъекта ни одна из стран существовать не могла и не может. Такие государства либо распадаются, либо завоевываются другими. Именно это и произошло в прошлом с народами большей части Азии, Африки и Латинской Америки. Возобладание культуры эгоцентризма и национализма в 1917-1920 гг. обусловило распад России, а затем Советского Союза в конце 80-х - начале 90-х годов.

Но, с другой стороны, нежелательно и преобладание в обществе чистой культуры участника. Это чревато опасностью политического хаоса, поскольку многие стали бы отстаивать личные или групповые цели. Если подобное происходит (как во время политических революций и радикальных реформ), то интенсивная политическая культура участника после некоторого бурного периода идет на убыль. Об этом свидетельствуют опросы населения на территории Российской Федерации в 1989 г. и 1994 г.

Из полученных данных следовало, что более 40% доверяли своему правительству, но готовы разделить с ним ответственность за проводимую им политику реформ лишь 8%. В то же самое время более 60% в 1994 г. отказали в своей прямой поддержке властям.

Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какую бы среду деятельности он для себя ни избрал. Одним политическая культура нужна в большей степени, другим в меньшей, но нужна всем. Однако рабочие, крестьяне и служащие пытаются совсем уйти из политики. В 2001-2003 гг. явка по России избирателей на выборы глав администраций и губернаторов снизилась до 30% списочного состава.

В Великобритании и США основам политологии обучают в основной школе. К 12 годам две трети детей здесь имеют собственные симпатии и антипатии, которые в целом совпадают с позициями их родителей. Конечно, политические знания детей поверхностны, поскольку они еще не располагают достаточной информацией и способностью давать самостоятельную оценку политическим событиям, партиям, движениям, лидерам, а также участвовать в практической деятельности, иметь и отстаивать свою политическую позицию.

Политическая культура, следовательно, - явление сложное и многогранное, видимо, не случайно существует несколько десятков его определений.

Типология и структура политической культуры. Политическая культура, с другой стороны, под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов и других субъектов политической жизни.

Способность автономного развития политической культуры на разных уровнях подметили в свое время политологи Г. Алмонд и С. Верба. На основе анализа разных компонентов и форм политических систем пяти стран западного мира они выделили следующие «чистые типы» политической культуры: патриархальный, или тип общин, для граждан которого характерно отсутствие интереса к политической жизни; подданнический, или тип субъекта, где присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти; сочетается с низкой индивидуальной активностью населения; наконец, активистский, или тип участника, уделяющего много внимания политике, обычно гордящегося политической системой своей страны.

Предлагаемая политологами типология политической культуры сопровождалась рядом оговорок. Особое внимание обращалось на то, что по мере совершенствования или смены политической системы патриархальные и подданнические ориентации адаптируются к активистской политической культуре и поглощаются ею.

Переходя к рассмотрению структуры политической культуры, следует подчеркнуть, что она проявляется не в предметах духовного производства, а в конкретных отношениях субъектов и объектов политического процесса. Поскольку существуют четыре группы подобных отношений, то ими определяется четырехуровневая структура политической культуры: 1) отношения индивида, слоя, класса, нации к политической системе и ее элементам; 2) отношение индивида, группы, нации к самому (самим) себе. Здесь фиксируется индивидуальное, групповое, национальное самосознание; 3) отношения политической системы и ее элементов (государство, партии, общественные объединения) к индивидам, слоям, группам; 4) отношения государства, партий, ассоциаций к самим себе. Здесь проявляется культура функционирования политической системы.

Структура политической культуры, следовательно, представляет собой многоуровневый характер (личность, социальная или национальная группа, общество). Вместе с этими субъектами в структуру традиционно включаются их политические интересы, знания о политике, убеждения, ценностные ориентации, суждения, оценки политических явлений, политическое сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политической деятельности, умения и опыт. Другими словами, в структуру политической культуры интегрируются не только психолого-правовые нормы и элементы духовной культуры, но и устойчивые взаимосвязи между ними. Соединение значимых компонентов политической системы и режима власти с культурой субъектов образуют новое качество общества, национальной группы или отдельной личности.

От личности выпускника школы, его политического поведения, знания политики государства во многом зависит будущее состояние политической культуры в стране. Уровень политической культуры учащихся состоит, на наш взгляд, в следующем. Во-первых, в желании и умении старшеклассников самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства. Во-вторых, в способности и готовности учащихся к политическому диалогу. В-третьих, в проявлении нравственной убежденности и гражданской позиции. Политическая культура школьника как социального субъекта выявляется в воспроизводстве установившихся в обществе и его социальных группах политических ориентаций, установок, убеждений, образцов политического поведения. Поведение молодежи является в определенной мере распредмеченным слепком с конкретного российского общества. Для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы.

В то же время старшие поколения России тянутся к политической культуре участника правопорядка, стабильности, духовности. Все это диктует необходимость согласования интересов носителей различных политических культур и субкультур во имя сохранения гражданского согласия. Фрагментарно-радикальные и националистические политические культуры отдельных субъектов Российской Федерации - источник нестабильности политической системы.

Политическая культура для своей реализации исторически, юридически и фактически наделяется определенными социальными функциями.

Функции политической культуры служат теми векторами, по которым политическая культура входит в общественно-политическую и духовную жизнь, обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы. Приведем наиболее значимые из них: 1) познавательно-воспитательная функция сводится к повышению политической информированности и компетентности граждан, с тем чтобы поддерживать их стремление к политическому осмыслению социальных процессов, к развитию в каждом индивидууме гражданской ответственности, политической этики; 2) регулятивная функция направлена на конечное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге на активное включение самих масс в этот процесс; 3) защитная (охранная) функция нацеливает субъектов политической системы на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер того или иного общества; 4) коммуникативная функция передает сложившуюся в обществе политическую культуру через средства печати и массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого, знание мировой и отечественной политической лексики (например, демократия, охлократия, популизм, радикализм, авторитаризм, тоталитаризм, либерализм, социализм, гражданское общество и т.п.). История свидетельствует, что непонимание или незнание понятий политической культуры и связанных с ними явлений порождает крупные политические и гражданские проблемы; 5) интегративная функция политической культуры обеспечивает консолидацию всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских, отечественных ценностей, идей, традиций и принятых норм и принципов политического общежития. Сегодня таким объединяющим фактором выступает идея сплочения всех 89 территориальных и национальных субъектов России.

Политическая культура Российской Федерации пока представляет собой явление сложное и противоречивое. Сегодня с переменным успехом идет борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизм - авторитаризм, централизация - регионализация, глобализация - изоляционизм), столкновение различных политических субкультур (радикал-либеральной, национально-патриотической, коммунистической), представители которых пользуются разной политической лексикой и в силу склада своего мышления прибегают к столь разным системам политической аргументации, что, похоже, едва понимают друг друга.

Все это обусловливает необходимость формирования политической культуры и отдельных ее субкультур многонационального, социально разнородного российского общества. Неодинаковы и требования к политической культуре различных категорий граждан. Чем больше от человека требуется профессионализма в политической деятельности, тем выше требования к его политическому образованию, к политической культуре. Какой же объем знаний и какого содержания знания необходимы для того, чтобы стать политически культурным деятельным человеком? На этот конкретный вопрос даются разные ответы. Анализируя литературу конца 80-х - 90-х годов, нельзя не заметить, что формирование политической культуры авторы рекомендуют начинать: 1) с изучения политических взглядов и общественных идей в самом широком, плюралистическом смысле; 2) с почтения к национальному флагу, гимну, уважению к власти - от президента до руководителей местного уровня; 3) с усвоения основ законодательства страны, действующих норм права, правового статуса гражданина; 4) с познания присущих той или иной стране политической системы власти, отношений между ее институтами и институтами гражданского общества; 5) с ознакомления со структурой и содержанием гражданского общества, особенно наиболее его динамичной сферой - миром политических партий и общественно-политических движений; 6) со знакомства с международной жизнью и проводимой правительством внешней политикой.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук