Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Закрепление знаний

и способов действий

Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Обеспечение учеников буклетами, памятками, инструкциями, в которых есть алгоритмы, схемы, правила, формулы и так далее.

2) Использование компьютерных тренажеров.

3) Использование слайда(ов) с заданиями, в которых ученики должны применить свои знания в измененных условиях с организацией последующей само- или взаимопроверки на этом же или на другом слайде (переход осуществляется по гиперссылке). Анимация появления ответов, этапов решения и так далее настроена по щелчку, таким образом, дети не сразу видят все ответы, и есть возможность обсудить варианты ответов.

4) Использование слайда(ов), на котором(ых) подготовлены подписи, чертежи, схемы, формулы, иллюстрации, доступные для перемещения. Ученики имеют возможность собрать модель по образцу, поставить объекты в соответствие, поменять порядок и тому подобное.

5) Использование инструмента Перо (из инструментария интерактивной доски): ученики имеют возможность зачеркнуть, подчеркнуть, дописать, дорисовать.

Пример использования слайд-задания с пропусками

Учитель готовит слайд-задание с пропусками (рис. 1). Необходимо дополнить конструкцию предложения, определив время использования (продолженное или простое).

Цель: обеспечить закрепление знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации (также можно использовать и для актуализации знаний, и для подведения итога, обобщения).

Условия: наличие интерактивной доски, проектора, компьютера.

Преимущества: активизируется внимание всего класса, есть возможность мобильного управления объектами на доске для исправления ошибок (зачеркнуть, подчеркнуть, дописать, дорисовать). Подобные манипуляции можно осуществлять и на обычной доске, но здесь учитель выигрывает в многократности использования слайда, следовательно, в экономии своего времени.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы, выступает контролером правильности результата.

Деятельность учеников: один работает у доски, с помощью инструмента Перо синего цвета, дополняя конструкцию предложения в соответствии со временем использования, остальные выполняют задание в тетради.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, у доски.

Пример использования кроссворда с автоматической обработкой результатов

Подобные упражнения предлагаются на дисках Единой коллекции ЦОР, но не всегда соответствуют задумке учителя. Учитель готовит упражнение, с помощью которого учащиеся закрепляют умение формировать однокоренные слова (рис. 2).

Цель: подготовить упражнение на закрепление с возможностью автоматической проверки.

Условия: компьютерный класс, файл с кроссвордом ученики открывают с сетевого ресурса или с локального диска (учитель предварительно должен скопировать этот файл на каждый компьютер).

Преимущества: автоматическая проверка результатов и возможность исправления ответов. Подобную форму работы можно использовать не только в качестве контроля, это также очень удачное средство стимулирующего характера. Например, в начальной школе при работе со словарем ученик сразу видит результат своего труда, не дожидаясь завтрашних результатов проверки, которые на другой день не столь для него актуальны. Кроме того, появляется стимул заглянуть в словарь и посмотреть правильность написания слова.

Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, местоположении файла с кроссвордом.

Деятельность учеников: по формулировке вопроса определяют слово, вводят его в клетки кроссворда, нажимают на кнопку Проверить, узнают результат и, если допустили ошибку, то находят слова в словаре, исправляют и записывают в тетрадь.

Форма работы: парная, индивидуальная.

Пример использования слайд-задания на закрепление лексики

На слайде подготовлен список наборов букв, из которых ребята составляют слова, соответствующие лексике (теме) урока (рис. 3).

Цель: закрепить написание изученных слов (при вводе новой лексики), повторить изученные слова или другие знания, которые необходимы для работы на уроке.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера для учителя.

Преимущества: ученики имеют возможность видеть правописание слова и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию, активизируется внимание всего класса. Ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы. После ответа ребят учитель за своим компьютером по щелчку мыши показывает верный ответ: появляются картинка, верное слово. Далее выполняется самопроверка с помощью слайда, на котором анимация на картинку и слово (объект - надпись) настроена на вход, появление, по щелчку.

Деятельность учеников: опираясь на иллюстрацию, дети вспоминают и называют слова по порядку, который задан на слайде.

Форма работы: фронтальная.

Пример использования слайд-задания на закрепление лексики

Учитель готовит слайд с предложениями, но слова, которые необходимо использовать на данном уроке, заменены картинками (рис. 4).

Цель: создать основу для закрепления лексики урока.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.

Преимущества: название объектов, которые необходимо вспомнить, иллюстрированы. Таким образом, дети имеют возможность не только слышать слово, но и видеть его правописание и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию, активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы. После ответа учащихся за своим компьютером он, по щелчку мыши, показывает верный ответ. Наложена анимация на Рисунок (выход, исчезновение), на Надпись (вход, появление), по щелчку.

Деятельность учеников: опираясь на иллюстрацию, вспоминают нужное слово и отвечают устно.

Форма работы: фронтальная.

Обобщение и систематизация знаний

Дидактическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей.

Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:

1) Использование слайда(ов) с заданиями, в которых ученики выполняют классификацию, устанавливают аналогию, обобщают, сравнивают, систематизируют, конкретизируют и так далее с организацией последующей проверки на этом же или на другом слайде (переход осуществляется по гиперссылке). Анимация появления ответов, этапов решения и так далее настроена по щелчку, таким образом, дети не сразу видят все ответы, и есть возможность обсудить варианты ответов.

2) Использование слайда(ов) с заданиями, в которых ребята выполняют преобразование информации на модели, используя инструментарий интерактивной доски.

3) Использование слайдов, с помощью которых организуется проверка результатов работы по структурированию учебного материала в таблицу, схему. Анимация появления текста для заполнения пустых блоков и ячеек настраивается по щелчку.

Пример использования слайд-задания на классификацию

Учитель готовит слайд, на котором перемешаны слова в нескольких столбцах. В каждом столбце есть лишнее слово. Каждое слово является отдельным объектом Надпись (рис. 5).

Цель: обеспечить основу для выявления общего признака.

Условия: наличие экрана, проектора, компьютера для учителя.

Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы, активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе. Для наглядности верные ответы выделены другим шрифтом.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы, за своим компьютером по щелчку мыши показывает верный ответ (настройка анимации: верное слово выделяются более крупным шрифтом, наложена анимация на Надпись - изменение размера текста, по щелчку).

Деятельность учеников: определяют слова, объединенные между собой по какому-либо признаку.

Форма работы: фронтальная.

Пример использования листа Excel для подведения итогов на уроке обобщения

На рис. 6 приведена примерная таблица для выполнения этого задания.

Цель: автоматизировать оценочные действия для подведения итогов работы в группах.

Условия: компьютерный класс, файл с подготовленной таблицей (на компьютере учителя), в которой по формулам рассчитывается общий балл и на основании его - оценка.

Преимущества: автоматическое определение промежуточных и итоговых результатов, стимулирование контрольно-оценочных действий школьников, учитель и ученики сразу видят результаты своего труда.

Деятельность учителя: вводит в ячейки таблицы количество баллов, полученных группой на каждом этапе урока.

Деятельность учеников: выполняют задания на карточках, за компьютером, отслеживают свои результаты.

Форма работы: групповая.

Пример использования слайд-задания на сопоставление

Учитель готовит слайд, на котором в нескольких столбцах заданы объекты, которые необходимо сопоставить (рис. 7).

Цель: обеспечить основу для реализации приема сопоставления.

Условия: наличие интерактивной доски (экрана), проектора, компьютера.

Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы, активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.

Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы, при использовании интерактивной доски контролирует правильность выполнения задания, задает наводящие вопросы для коррекции ответов; при использовании экрана, выслушав ответ ребят, за своим компьютером по щелчку мыши показывает верный ответ: наложена анимация на объект Автофигура (стрелка) - вход, по щелчку.

Деятельность учеников: при использовании интерактивной доски ученик осуществляет распределение объектов с помощью перетаскивания текста или, используя инструмент Перо, соединяет рисунок и текст стрелкой - устанавливает соответствие, правильность выполнения осуществляется учителем и классом. При использовании экрана дети работают устно.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, у доски.

Дина ШАГАЛЕЕВА, Методист Центра развития образования, Нижневартовск