По версии газеты Washington Profile, первый блог появился в сети «Интернет» в 1992(!) году. Им стала новостная страница Тима Бернерса-Ли. А уже через 4 года блог-культура получила широкое распространение за рубежом.

Российские пользователи Всемирной паутины вступили в процесс активного освоения возможностей общения посредством блогов всего несколько лет назад. Однако темпы его внедрения, адаптации к специфике Рунета, скорость освоения Сети пользователями и увеличение числа сторонников уже к 2005-2006 гг. позволили квалифицированным изданиям сделать вывод о перерастании технологии блога в важный фактор социальной жизни, управляющий мнением и интересами крупной группы российских пользователей Глобальной сети, новоразвивающейся общественной силой.

Многие современные социологи и психологи (Владимир Волохонский, Михаил Соколов, Юлия Зайцева, Наталья Курчакова, Павел Протасов) одновременно являются создателями блогов и их активными пользователями. По их мнению, на современном этапе развития блоги - источник информации, субкультура, социальная сеть, культурный феномен, плацдарм испытания пиар-технологий, независимая пресса и тому подобное. Именно поэтому авторы наиболее популярных блогов, ведущие свои «живые журналы» (русское название сервиса LiveJournal.com), обрели статус авторитетных и популярных персон, к их мнениям стали прислушиваться.

В сетевом сообществе блог выполняет следующие функции:

коммуникации;

самопрезентации;

развлечения;

сплочения и удержания социальных связей;

мемуаров;

саморазвития, или рефлексии;

психотерапии.

Широчайшая область применения, популярность, простота внедрения и использования, большой охват целевой аудитории не только делают блог перспективной и актуальной технологией СМИ, но и активизируют его внедрение в прочих областях деятельности. Так, весьма продуктивной, на мой взгляд, может оказаться разработка технологии применения блога в образовательной системе. Поэтому к перечисленному списку выполняемых блогом социальных функций стоит добавить еще одну - образовательную.

В современной интернет-среде термин «блог» достаточно устоялся и определяется как «сетевой журнал, в который регулярно добавляются различные записи». Однако в силу использования специфичной интернет-дефиниции в принципиально отличной сфере научного познания необходимо уточнить понятие «блог» с позиции педагогической науки. Учитывая идеи повышения эффективности образовательного процесса в условиях формирования единого мирового образовательного пространства, имеет смысл понимать его как «регулярно обновляемую личную web-страницу учителя, предназначенную для оперативного обмена информацией с целью повышения методического мастерства».

Исходя из данного определения ключевой функцией блога в педагогической среде становится образовательная. Она направлена на методическую поддержку учителей и является основным средством информационного пространства образовательной системы региона. При этом данная функция базируется на сетевом сотрудничестве учителей и методистов региона, формируя сетевое сообщество на добровольческом начале. И это сообщество является первоосновой для блогосферы как совокупности всех блогов учителей. А ее уже с полным правом можно считать информационным наполнением единого информационно-методического пространства образовательной системы региона.

Учитывая разновидности блога (по автору, по виду мультимедиа, по особенностям контента и по технической основе), можно утверждать, что наиболее эффективен коллективный или социальный блог, специально разработанный на индивидуальном движке и существующий на отдельном хостинге. Данная мера необходима для ведения модерации блога, учета новых блоггеров и для более эффективного использования его пользователями сети.

Сформированное на принципе сотрудничества сообщество блоггеров способствует обмену опытом между преподавателями при подготовке дидактического материала к уроку, для составления эффективных мультимедийных презентаций, поиска информации и сетевого общения, представления информации широкому кругу пользователей сети «Интернет» и других задач.

Для облегчения выполнения этих задач работник образования может использовать сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу вверх из небольших усилий множества формально независимых пользователей. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий, аудиозаписей и так далее.

Следовательно, разработав данную сетевую среду (блогосферу) и внедрив ее в практику образовательных учреждений, можно гарантировать повышение качества образованности выпускников и повышение самообразования преподавателей, поскольку всегда под рукой найдется блог, на котором можно найти подсказку для решения того или иного вопроса.

На мой взгляд, разработка методической блогосферы может быть осуществлена в несколько этапов.

1 этап - технический. Подразумевает компьютеризацию образовательного учреждения. На сегодняшний день, согласно отчету Управления образования и науки Липецкой области, все образовательные учреждения Липецкой области оснащены компьютерной техникой и подключены к Глобальной сети. Это стало возможным благодаря программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)», реализация которой осуществлялась в рамках ПНП «Образование». Таким образом, данный этап в регионе пройден.

2 этап - программный. В ходе него осуществляется внедрение сетевого программного обеспечения для формирования блогосферы. Для реализации данного этапа можно воспользоваться различными сценариями для блога, находящимися в свободном распространении по лицензии GPL.

3 этап - обучающий. Направлен на методическую подготовку преподавателей к умению пользоваться блогосферой. Здесь необходимо будет заинтересовать учителей в создании личных блогов и использовании блогов коллег, что делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один».

4 этап - информационный. Для того чтобы блогосфера начала работать, необходимо провести начальную работу по привлечению методистов и распространению информации о формировании сетевой методической поддержки учителей региона. Этот этап может оказаться самым тяжелым, но после его реализации блогосфера встанет на путь саморазвития, и методическое сообщество сможет развиваться самостоятельно.

В ходе поэтапного внедрения системы телекоммуникационного образовательно-педагогического общения в систему образования региона можно не только сформировать единое информационно-методическое пространство образовательной системы региона, но и создать благоприятные условия для повышения качества образования.

Таким образом, блогосфера может стать информационной составляющей образовательного пространства региона.

Илья ФРОЛОВ, Липецкий государственный педагогический университет