«Именно дистанционное обучение обеспечивает равные возможности получения образования, независимо от места проживания и материальных условий, дает доступ к богатейшим информационным ресурсам, размещенным в Интернете, - убеждена сотрудник Центра образования «Технологии обучения» Елена Стребкова. - Его эффективность достигается главным образом за счет индивидуального подхода. Используя электронные учебные материалы, учитель может быстро формировать из различных элементов курсы, соответствующие образовательным потребностям отдельных учеников или групп детей».

Однако при всех неоспоримых преимуществах, которые дистанционное образование дает особой категории детей, грамотно организовать этот процесс очень сложная задача. Ведь для того чтобы учиться, не выходя из дома, недостаточно просто иметь оснащенный стандартными программами компьютер с выходом в Интернет. Для организации действительно эффективного процесса необходимо, помимо прочего, иметь доступ к современным системам организации обучения, позволяющим разработать и использовать учебный курс с учетом особенностей каждого ученика.

И здесь особенно примечателен опыт работы муниципального образовательного учреждения - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы «Гармония», успешно функционирующей в Одинцовском районе Московской области с августа 2002 года. Она уникальна тем, что это одна из немногих в России сельских школ надомного обучения для детей с серьезными проблемами здоровья.

Обучение в «Гармонии» (кстати, бесплатное) осуществляется по трем программам: общеобразовательной, специальной (коррекционной) программе образовательного учреждения VIII вида и экспериментальной (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта).

В рамках эксперимента программы для каждого ребенка разрабатываются индивидуально, с учетом его психических, умственных и физических особенностей. Учебным планом школы предусмотрен выбор оптимальной формы обучения: очная, комбинированная (очно-дистанционная), семейная или дистанционная. При этом дистанционно в школе «Гармония» обучаются и школьники других образовательных учреждений района.

С 2003 года здесь реализуется проект «Дистанционное обучение для детей с проблемами здоровья». Внедрение ИКТ и технологий ДО в учебный процесс прошло в «Гармонии» все возможные стадии. Изначально необходимость использования дистанционных средств обучения была вызвана тем, что четверо детей не могли посещать школу по состоянию здоровья. Тогда преподаватели школы просто готовили задания и присылали их ребятам по электронной почте. Подготовив ответы, ребенок сканировал их (или набивал в текстовом редакторе) и отсылал учителю.

Конечно, данный метод обучения вряд ли можно считать «полноценным», так как при общении исключительно по электронной почте затруднен диалог между учителем и учеником и практически невозможно взаимодействие между самими учениками. Однако использование таких элементов электронных средств коммуникации доказало необходимость внедрения технологии ДО при обучении детей с проблемами со здоровьем.

В 2006-2007 учебном году эксперимент вышел на качественно новый уровень. Совместный проект Министерства образования Московской области как заказчика, благотворительного Фонда первого Президента России Бориса Ельцина, организовавшего финансирование, партнера Apple в области образования - компании «ДПИ-компьютерс», осуществившей поставку техники, и Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы, обеспечивающего методическую поддержку, позволил создать в «Гармонии» все необходимые условия для реализации задуманного. Именно этот проект положил начало организации самого современного дистанционного образования детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья в Московской области.

По словам Александра Дроздова, исполнительного директора фонда, поддержка проекта по ДО детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, началась весной 2006 года. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить необходимые условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Специализированное компьютерное оборудование и адаптированное программное обеспечение дало возможность детям с особыми потребностями получить доступ к необходимой информации, пообщаться со сверстниками.

«Для этой категории детей важно не только обеспечить возможность получения качественного образования, но и дать им предпрофессиональные навыки, чтобы они могли чувствовать себя полноправными членами общества, - отмечает генеральный директор компании «ДПИ-компьютерс» Михаил Зайдфодим. - В частности, технологии, на которых базируются использованные нами решения, позволяют им овладевать навыками компьютерной анимации и видеомонтажа, звукомонтажа и музицирования, осваивать фотодело или программирование под разными операционными системами».

Благодаря средствам, выделенным фондом в 2006 году, в школу поставили 40 комплектов оборудования Apple. Оборудование было установлено в домах у 30 детей, 18 из которых учились в школе «Гармония», а 12 - в других образовательных учреждениях Одинцовского района.

Выбор в пользу технологий Apple можно объяснить тем, что эти компьютеры особенно удобны для ДО в связи с их надежностью, минимальным риском заражения вирусными программами, а также наличием предустановленного программного обеспечения и операционной системы Mac OS. Компьютер «Макинтош» дает детям с особыми потребностями широкие возможности как для обучения, так и для творчества. Ребенок может с его помощью рисовать, создавать и озвучивать мультипликационные и видеофильмы. В таком компьютере есть даже музыкальный класс.

Все преподаватели «Гармонии» прошли специальное обучение, получив основные навыки владения техникой Apple, а также научились работать в оболочке Moodle (модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде). Благодаря участию в проекте Центра образования «Технологии обучения» ребята и взрослые получили возможность организовать обучение, используя электронные учебные материалы, разработанные специалистами ЦИТУО.

Сюда вошли не только материалы по программе общеобразовательной школы, но также и огромное количество курсов по выбору, которым могут позавидовать даже ученики лучших столичных лицеев и гимназий: «Информационный поиск», «Интернет-журналистика», «Web-программирование», «Уроки журналистики на английском», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Анимация во Flash», «Натурная мультипликация», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Робототехника» и многие другие.

Для того чтобы максимально эффективно использовать предлагаемые образовательные ресурсы, рабочее место ученика, помимо «традиционных» компьютера и монитора, включает в себя все необходимое периферийное оборудование: сканер, принтер, web-камеру, конструктор ЛЕГО, цифровой микроскоп. Дети, которые занимаются на специализированных творческих курсах, получают в пользование музыкальную компьютерную клавиатуру, цифровую фото- и видеокамеру. Для детей с ограничениями в движении созданы специальные мышь и клавиатура, которые облегчают работу на компьютере. Все участники проекта имеют бесплатный высокоскоростной доступ в Интернет.

К концу 2007 года для коллектива школы «Гармония» стала очевидной необходимость создания собственного web-сервера для использования учебных курсов, разработанных самими преподавателями школы. В этом же году в рамках реализации ФЦПРО Рособразованием были выделены средства на закупку еще 24 рабочих мест ученика и 7 рабочих мест преподавателя. Был разработан сервер с интегрированной образовательной оболочкой Moodle, в которой учителя могли разместить собственные учебные курсы. К слову, среда Moodle, будучи открытой системой, применяется во всем мире для организации дистанционного обучения. Ее создатели предоставили педагогам возможность организовать эффективное ДО по своему усмотрению. И теперь любой преподаватель, не будучи профессиональным web-программистом, дизайнером или верстальщиком, может без труда сделать учебные материалы, содержащие разнородные мультимедийные объекты, всевозможные тесты, задания разного типа и уровня сложности.

Учителя и ученики получают доступ на web-сервер, на котором размещаются учебные материалы, а затем по специально разработанному для каждого школьника расписанию изучают тот или иной курс. Связь для общения в режиме on-line устанавливается при помощи соответствующего программного обеспечения.

У автора курса также есть возможность смоделировать различные типы уроков. Например, с помощью такого элемента, как «Лекция», можно не просто «преподнести» готовый материал, но и организовать виртуальную «эвристическую беседу» с ребенком.

Еще один важнейший элемент дистанционного обучения - ЦОР, к которым можно отнести любой оцифрованный объект, содержащий тот или иной образовательный ресурс (флэш-ролик, презентация, изображение, текстовый документ, звуковой файл и так далее). Важную роль играет возможность разработки и интеграции в качестве ЦОР интерактивных мультимедиамоделей, моделирующих лабораторные и иные эксперименты. Это незаменимо при дистанционном изучении естественно-научных дисциплин и чрезвычайно полезно при изучении других предметов.

Одна из проблем ДО - это, безусловно, недостаток живого общения. Система школьных форумов позволяет организовать сообщество, при помощи которого устанавливаются межличностные связи между учениками, что способствует выработке у них коммуникативных навыков. В то же время для тех детей, которые могут передвигаться, организованы очные занятия - ребят привозят в школу на специальных автобусах.

Проект «Дистанционное обучение для детей с проблемами здоровья», реализуемый «Гармонией», по своей сути уникален. И необычность его заключается не только в возможностях используемой техники и технологий, но и в том, что коллектив школы не стал ограничиваться предоставленными им широкими возможностями уже разработанных систем, а использовал их для самостоятельного поиска и развития.

В то же время нужно отметить, что программа по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями, реализуемая Фондом первого Президента России Бориса Ельцина при содействии компании «ДПИ Компьютерс», известна и в других образовательных учреждениях. Комплекты оборудования поставлены в школу-интернат №18 Рязани, Центр «Динамика» для детей с церебральным параличом Санкт-Петербурга, школу №201 «Согласие» Екатеринбурга и другие образовательные учреждения страны.

Олег ПЕТРИЧКО, заместитель директора по УВР специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы «Гармония», Одинцовский район

perasperas@mail.ru