Техническое и программное обеспечение

В рамках ПНП «Образование» был обеспечен доступ к Глобальной сети более чем 59000 школ РФ. Это позволило дать широкополосный Интернет с полным доступом практически в каждую школу. Параллельно осуществлялись мероприятия по оснащению школ новой компьютерной техникой, в результате чего сейчас число учеников на компьютер составляет порядка 20 человек.

Важно то, что за эти годы осуществлялась подготовка сотрудников школ, училищ, колледжей и вузов. Примерно 41 процент из них сейчас владеют навыками, необходимыми для работы с компьютерными программами. База вычислительной техники обновлена на 80 процентов. Участниками программы стали 57 вузов и 2 федеральных университета - Южный и Сибирский. Они представляют собой не только разные федеральные округа, но и направления - среди них есть как естественно-научные, так и гуманитарные вузы.

Основа для реализации информатизации - деятельность и развитие в вузах сегмента Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы. Более 500 институтов и научных организаций стали коллективными пользователями этой сети. Основу ее инфраструктуры составляют опорные узлы, а международная связанность обеспечивается каналом пропускной способностью 10 Гб/с. Этой же емкостью могут пользоваться московские и питерские вузы. Сеть выходит за пределы страны, включая в себя на западе Стокгольм, Амстердам, Вашингтон, а на востоке - Пекин, Гонконг.

Важный аспект ПНП связан с обеспечением лицензионной поддержки базового пакета ПО для образовательных учреждений РФ. За предыдущие годы в 55 учебных заведений были поставлены базовые комплекты лицензионного программного обеспечения. При этом осуществлялся также широкомасштабный проект по апробации использования в общеобразовательных учреждениях свободного ПО. Консорциум российских фирм, во главе которого стоит «Армада», входящая в компанию РБК, разрабатывал адаптацию пакета программ с открытым кодом для образовательных систем как общего, так и начального, среднего и высшего профессионального образования.

За предыдущий год в Пермскую, Томскую области, а также в Республику Татарстан были поставлены комплекты лицензионного свободного ПО и материалы по его использованию в образовательном процессе. Надо сказать, что эти пробные пилотные проекты достаточно эффективны, поэтому вызвали большой интерес у образовательных учреждений и в других субъектах РФ, откуда было получено более 600 заявок с просьбой присоединиться к проекту.

Электронные продукты

Следует отметить, что именно можно считать одним из критериев использования информационных технологий в учебном процессе. В первую очередь это замеры трафика и увеличение той емкости каналов, на которые выходят пользователи. Так вот, наблюдается абсолютно стабильное увеличение объемов трафика, причем эта тенденция устойчива в течение 5 последних лет.

В рамках программы создана и развита Федеральная коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая сейчас насчитывает более 75 тысяч единиц ЦОР. Отрадно, что этими ресурсами в образовательном процессе пользуются не только школы, но и учреждения системы НПО и СПО.

Два года назад был введен в промышленную эксплуатацию Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, оснащенный самыми современными сетевыми машинами и мощными серверами с достаточным объемом цифровой памяти. Сейчас там размещено порядка 10 тысяч модулей электронно-образовательных ресурсов нового поколения. Эти мультимедийные средства позволяют учителю сопровождать практически любой урок в школе, а ученику - пользоваться и применять эти средства во внеклассной, внешкольной, домашней работе или для самообразования.

Активно развиваются ресурсы Единой коллекции ЦОР, о чем говорит тот факт, что ежедневно его посещают порядка 14-15 тысяч пользователей. Кроме того, одной из характеристик позитивной деятельности федеральной системы информационно-образовательных ресурсов является то, что ежедневно из этой системы пользователями скачивается более 100 тысяч web-документов. Заканчивается разработка порядка 7,5 тысячи вариативных электронно-образовательных ресурсов для основного общего, среднего и полного образования. Кроме того, будет сдано порядка 10 тысяч ЭОР в виде модулей по 34 наиболее востребованным профессиям начального и 9 специальностям среднего профессионального образования, что делается в стране впервые.

В 2008 году Рособразование реализовало более 50 проектов, которые направлены на развитие образовательного интернет-пространства России. В их выполнении участвует целая группа вузов.

Нанотехнологии

Федеральная программа развития наноиндустрии началась в январе этого года, и пока можно говорить лишь о том, в каком направлении велись работы. О результатах приемочная комиссия сообщит позже. Пока что ведется интенсивный мониторинг научно-образовательных и научно-популярных ресурсов в области наноиндустрии, которые разрабатывались в России и за рубежом и могут применяться в образовании.

Идет формирование кадровой системы наноиндустрии, так как это новая отрасль требует наукоемких технологий высокого уровня. Россия - одна из 12 стран, которая приступила к активной реализации работ в этой области и активному использованию их результатов. Надо сказать, что последние три экипажа МКС одеты в нижнюю одежду, которая была создана на основе достижений наноиндустрии и позволяет в случае необходимости утеплять и охлаждать тело космонавта, осуществлять ежесекундный мониторинг его состояния и так далее.

Задачей этого года была разработка типовых учебных планов для заданного набора специальностей, которые строятся на междисциплинарном подходе для подготовки аспирантов и студентов по работе с современным нанотехнологическим оборудованием. Кроме того, в составе информационной инфраструктуры наноиндустрии системы обучения тоже проходят работы по изменению учебных планов и обеспечению их методическим материалом. К концу года будет сдано более 10 новых мультимедийных учебных модулей, которые обеспечат разные уровни профессионального образования. В то же время часть разработок может быть использована и для средней школы.

Сейчас ведутся работы по формированию федерального портала нанотехнологий и наноматериалов. Конкурс уже состоялся, и теперь предстоит трехлетний период выполнения задуманного. По этой же программе были осуществлены закупка, разработка и создание лабораторного оборудования для вузов, которые входят в национальную нанотехнологическую сеть. К ним относятся МИФИ, МГТУ имени Баумана, Институт стали и сплавов и так далее - всего 36 университетов России, в которых согласно постановлению Правительства РФ создаются научно-образовательные комплексы.

В то же время решается задача по организации удаленного доступа к уникальному оборудованию для исследования в области нанотехнологий и технологического производства наноматериалов и наноэлементов, что позволит любому вузу и любому студенту из разных точек России через высокопроизводительную сеть осуществлять прямое участие в научных экспериментах и создавать свои программы.

Условия для развития

Надо отметить, что в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития информационно-образовательного пространства. Повышается информационная грамотность населения, растет потребность на продукцию и услуги в области ИКТ. По итогам прошлого года IT-отрасль занимает 6-е место в структуре тех отраслей, которые несут основной вклад в формирование ВВП страны. Быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий. Это сети, медиацентры, спутниковые сегменты Сети и так далее.

Происходят интенсивные обновления технологий обучения, ориентированных на то, чтобы дать людям возможность все время заниматься процессом самоподготовки. В условиях мирового кризиса очень велика роль образования, ибо оно позволит решить многие проблемы за счет предоставления гражданам возможности сменить свою профессию, обучиться новым технологиям и войти в новое производство. Это не только расширение границ межкультурного взаимодействия, но и инструмент выхода из трудной экономической ситуации.

Сейчас происходит более интенсивное использование ИКТ для замены неквалифицированного труда узкоспециализированным и замены некачественных технологий более новыми, эффективными, менее энергоемкими. Повышается роль ИКТ в процессе управления с учетом инновационного профессионального образования. Проходят инфраструктурные изменения системы высшего образования, вследствие чего возникают федеральные исследовательские университеты. И это все может решаться только на уровне изменения процессов менеджмента и перехода на другие качественные механизмы управления качеством образования. Без информационных технологий такие задачи не решаются.

Проблемы, риски и задачи

К сожалению, уровень компьютерной грамотности по-прежнему остается достаточно низким в целом по стране. Особое внимание в этом плане необходимо уделять подготовке кадров в области ИКТ непосредственно для сферы образования, чтобы научить школьного учителя, преподавателя колледжа, университетского профессора. Нужно придерживаться системной, новой, сбалансированной политики в области ИКТ как профессиональной подготовки, так переподготовки и дополнительного образования. Необходимо внедрять качественно новые информационно-педагогические технологии, а также найти способы, как эффективно обучить людей новым знаниям и умениям. И все это должно делаться на основе ИКТ-компетентности, которую можно считать измерителем того, как и чему мы научили пользователей.

Особое внимание в подготовке кадров в области ИКТ для сферы образования нужно уделять социальным сетям или социальным сообществам, которые позволяют людям повышать свою квалификацию, обмениваться информацией на своем рабочем месте, не отходя от компьютера. Необходимо уделять очень большое внимание и разработать механизм внедрения сетевого сообщества в практику работы массовой школы. Дмитрий Медведев говорил о том, что нужно разработать новый портрет и новую концепцию школы. И я убежден, что имелась в виду не только средняя общеобразовательная школа, а российская система образования в целом.

Информационное неравенство

К сожалению, все перечисленные достижения последних лет не устранили проблемы информационного неравенства. Раньше нас сравнивали с другими государствами цивилизованного мира, и с точки зрения информатизации разрыв был колоссальный. Теперь же проблема переместилась внутрь России и касается в первую очередь степени доступа к сети «Интернет» и предоставления телекоммуникационных услуг.

Типичный пример: 1 Мб/с пропускной способности канала «Москва - Санкт-Петербург» на километр трассы сейчас стоит 28 копеек в месяц. Это практически европейская цена. Зато 1Мб/с на километр трассы «Москва - Новосибирск» стоит приблизительно 2,8 рубля в месяц. А вот 1Мб/с на километр трассы «Новосибирск - Владивосток» - это уже 28 рублей. Вот и все цифровое неравенство. Затраты дальневосточных вузов на пользование сетью «Интернет» на два порядка превышают среднеевропейские, хотя финансирование из бюджета среднего студента в Москве и Хабаровске абсолютно одинаковое. Поэтому нужно повысить емкости телекоммуникационных каналов. Добиваться этого можно за счет как федеральных, так и дополнительных региональных средств, а также за счет регулирования госмонополий. Нелишне напомнить, что «Ростелеком» и «Транстелеком» - это компании с 51 процентом государственного капитала.

Кроме того, есть и другой аспект неравенства - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, которым ИКТ призваны помочь стать полноправными членами общества. Пока что этого, увы, не происходит. Если брать весь пласт научных конференций в области информатизации образования, методик образования и так далее, то эта тема звучит крайне редко.

Поэтому нужно стремиться развивать специализированные информационные ресурсы для детей-инвалидов с ограниченными физическими возможностями, а также совершенствовать технологии доставки и использования подобного информационного контента для них.

Заинтересованные стороны

Сейчас вопрос о том, что такое электронные учебники и какие наименования присутствуют на рынке, не столь важен. Теперь гораздо интереснее те разработки, которые находятся на публичных серверах. Именно этими учебниками нужно предоставлять возможность пользоваться как можно более широко. Но для этого необходимо их производить. На сегодня 18 ведущих российских компаний в области IT, такие как «1С», «Новый диск», «Кирилл и Мефодий» и другие, ведут работу в этом направлении. К сожалению, за 3-4 последних года из наших институтов не поступило ни одного предложения ни в одну из фирм по поводу электронных учебников и образовательных средств.

Чего же мы тогда хотим - чтобы процесс совершенствования высшего профессионального образования проходил без участия профессорско-преподавательского состава? Конечно, можно закупать западные продукты, русифицировать и использовать их, однако цена будет гораздо более высокая, к тому же деньги уйдут из страны.

И еще - особое внимание нужно уделять не просто созданию новых цифровых продуктов, а тому, чтобы они создавались на базе имеющихся стандартов, на открытых платформах и спецификациях. Важно, чтобы работа эта была внутрисистемной и стандартизованной.

Региональные сегменты

В каждом регионе есть своя собственная программа развития информационной инфраструктуры, часть которой отведена вопросам информатизации образования. На это из бюджетов субъектов РФ ежегодно выделяются довольно значительные деньги. Однако полная система взаимодействия отсутствует. Мы провели изучение на протяжении 2-3 лет и пришли к безрадостному выводу: каждый регион делает то, что ему хочется. В результате общее информационное пространство страны не формируется, и это отнюдь не приводит к улучшению общения и реализации возможностей тех, кто работает в этой системе. Возникают препятствия телекоммуникации, не решаются проблемы зеркалирования и кэширования, что мешает доступу к наиболее востребованным ресурсам с сокращением трафика.

Необходимо осуществлять интенсивное использование распределенных информационных систем и виртуализацию внутри них, особенно когда мы переходим на новые технологии. Подчас студенту и преподавателю не хватает вычислительных ресурсов в рамках своего вуза. Но группы университетов способны легко решить любые задачи за счет создания систем виртуального общения и виртуальных машин. И это нам уже давно пора не просто исследовать, а использовать и внедрять.

Многоплатформенность

Надо понять, что в образовании это понятие чрезвычайно важно. Наши специалисты в области ИКТ с советских времен уникальны, потому что отечественная школа учила программистов и системщиков именно на основе многоплатформенности. Причем, как ни парадоксально, во многом благодаря тому, что образование у нас было бесплатным, а электронные продукты - нелицензированными. Поэтому преподаватели свободно обучали студентов всему, что имели. В итоге наши системные программисты для решения задачи пользуются ядром из Microsoft, применением - из Oracle, компилируя новые системы, и этим они очень серьезно отличаются от разработчиков за рубежом.

Сейчас, конечно, мы стремимся жить по закону и пользоваться только лицензионными программами. Не надо воровать, но нужно сохранить лучшее, что было. А лучшее - это умение работать сразу в нескольких средах, не зацикливаясь на чем-то одном. Необходимо продолжить обучение студентов по принципу многоплатформенности, тем более что в мире существует не более 10 университетов с подобным подходом.

Нормативно-правовая база

Любые действия по распространению контента, его производству и коммерциализации связаны с решением вопросов правообладания, выполнением нормативной базы. А она, увы, не настроена на распространение информационных и образовательных ресурсов для широкого использования. Поэтому ее нужно совершенствовать.

В частности, так называемое распределенное обучение у нас абсолютно не обеспечено нормативной базой. Поэтому оно в стране и не работает. Это задача для тех, кто занимается юридическими вопросами, обслуживает интересы, в том числе высшей школы и вообще системы образования.

Информационная безопасность

Любой практик знает: как только у нас появляется доступный и хорошо посещаемый ресурс в Сети, он сразу подвергается DDoS-атакам. Отечественных систем, препятствующих и осуществляющих системную защиту серверов от подобной агрессии, пока что нет, и мы вынуждены покупать их за границей. Тем не менее нам вполне по силам решить и эту задачу. Ведь наши специалисты известны своими оригинальными решениями и разработками во всем мире.

Но нужно не просто создать продукт, а довести его до массового производства, обеспечить обновление и техподдержку. На решение этих задач в федеральной программе развития образования и в других федеральных программах со следующего года будут выделяться средства.

Управление и мониторинг

Этот момент касается как органов управления образования, так и любого подчиненного им учреждения. У нас очень много полезных наработок, но когда дело доходит до их реализации на практике, мало кто представляет, как воплотить в жизнь конкретные решения. Поэтому с советских времен мы привыкли составлять липовые отчеты и рапортовать об успешном внедрении, которого на самом деле нет. Если проанализировать все кандидатские диссертации и подсчитать описанные там результатов внедрения, получится, что Советский Союз был самой богатой страной в мире и вряд ли мог распасться в связи с экономическими проблемами.

Следовательно, необходимо не только создавать что-то новое, но также искать эффективные пути и механизмы внедрения уже существующих разработок. Для этого вполне можно использовать наши федеральные порталы, которые пока, к сожалению, остаются информационно-справочными. И если у человека возникает какой-либо конкретный вопрос, связанный с процессом или местом обучения, такой ресурс не дает прямого ответа, равно как и не может обеспечить возможность организовать общение с носителем знаний по данной проблеме.

Значит, нужно создавать подобные сервисы, вводить новые элементы, решения и технологии, чтобы каждый вуз мог с их помощью рекламировать себя, а также помогать внедрению в жизнь собственных разработок. Но это лишь один из механизмов достижения результата. А значит, нужно искать новые и новые.

Александр ТИХОНОВ, директор ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»