Но молодежь после окончания школы сегодня предпочитает идти в вузы. По прогнозу Центра бюджетного мониторинга, уже в 2009 году из стен образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области выйдет 21632 выпускника, в то время как потребность кузбасской экономики - 22954 человека, а в 2015 году выпускников ожидается только 13704, притом потребность будет 21384 человека. Специалисты по кузбасскому рынку труда констатируют, что в ближайшие

15-20 лет основным инструментом регулирования на этих рынках может и должна стать региональная система профессионального образования. Для этого необходимо прежде всего придать ей новое, современное качество и создать необходимые условия для ее устойчивого саморазвития.

Решение проблемы обеспечения экономики региона трудовыми ресурсами требует совместных усилий органов государственной власти, образовательного сообщества, работодателей, общественных объединений и организаций области. Так появилась долгосрочная региональная межведомственная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2008 - 2015 годы. Проект программы разработан в соответствии с распоряжением администрации Кемеровской области от 25 апреля 2008 года «О мерах по обеспечению рабочими кадрами и специалистами основных направлений экономической деятельности Кемеровской области». Его разработчики - специалисты крупнейших отраслевых департаментов региона и ведущих учреждений профессионального образования Кузбасса, известные ученые, представители организаций и общественных объединений - социальных партнеров в сфере подготовки квалифицированных кадров. Руководитель комплексной рабочей группы - начальник Департамента образования и науки Кемеровской области Елена Руднева.

Очерченный в программе круг задач охватывает наиболее проблемные направления изменений регионального рынка труда и дает возможность реализовать комплексные меры по совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров, что позволит предотвратить или по меньшей мере снизить имеющиеся риски и станет одним из важных факторов конкурентоспособности области в долгосрочной перспективе.

В соответствии с логикой решаемых задач рабочая группа выстраивала структуру программных действий: каждая из сформулированных задач была акцентирована в виде названия раздела программы мероприятий. Всего таких разделов пять. В каждом из них насчитывается от 10 до 20 пунктов.

Мероприятия программы сконцентрированы по трем основным направлениям.

Первое - оптимизация объемов, структуры и качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для основных, наиболее значимых для региона направлений и видов экономической деятельности. Здесь предусмотрено создание и развитие сети территориально-отраслевых ресурсных центров и специализированных учебно-производственных полигонов, обеспечивающих внедрение нового содержания и передовых технологий профессионального обучения населения. Как представляется, именно создание такого рода крупных, интегрированных с реальной экономикой и современным производством образовательных структур, реализующих широкий спектр образовательных программ и предоставляющих самые широкие возможности для построения гибких образовательных траекторий обучающихся, позволит в сжатые сроки оптимизировать систему подготовки квалифицированных кадров в Кузбассе. Кроме того, предусмотрено стимулирование инновационных программ развития учреждений профессионального образования (прежде всего начального и среднего), а также разработан комплекс мер по внедрению региональных повышенных нормативов финансирования подготовки квалифицированных кадров и оснащения материально-технической базы.

Второе - создание системы, способной удовлетворить потребности современного изменяющегося рынка труда. Именно поэтому в программных мероприятиях предусмотрен разнообразный арсенал средств решения данной задачи - от всеобъемлющего мониторинга (рынка труда, качества подготовки, структуры и эффективности занятости) до обеспечения трудовой мобильности через обучение по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям широкого круга граждан, включая безработных, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и

т. д. Здесь же предусмотрены конкретные шаги по усилению профессионально-трудовой мотивации населения и совершенствованию системы его профессиональной ориентации.

Третье направление - организация государственно-частного партнерства и привлечение работодателей ко всем этапам подготовки и экспертизе качества выпускаемых квалифицированных рабочих и специалистов по основным видам экономической деятельности. В программных действиях предложены системные меры по формированию нормативно-правовой базы этого участия, заложены организационные и экономические механизмы для привлечения средств (в том числе через систему стимулов и широкое распространение долгосрочных договоров о государственно-частном партнерстве).

Их эффективная реализация позволяет решить целый ряд проблем, в частности:

- минимизировать ущерб, связанный с изменением демографической ситуации, и стимулировать экономическую активность населения;

- восполнить дефицит квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и решить проблему эффективной занятости в регионе;

- укрепить систему довузовского профессионального образования, которая без принятия экстренных мер может разрушиться уже в ближайшие годы.

Предлагаемые разработчиками целевые показатели программы достаточно конкретны. В результате ее действия предполагается снижение уровня общей безработицы от сегодняшних 7,1 процента до 4-4,5; сокращение средней продолжительности поиска работы безработными с 8,8 до 4-4,5 месяцев; увеличение доли лиц трудоспособного возраста, занятых в экономике, с 80,4 до 91-91,5 процента. В рамках самой системы профессионального образования к уже существующим сегодня трем ресурсным центрам добавятся еще 11. До 85 процентов образовательных учреждений будут иметь долгосрочные договоры государственно-частного партнерства; до 90 процентов возрастет удельный вес выпускников начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение года по профилю полученной профессии (специальности).