Как правило, выделяют следующие виды источников:

1) письменные (документы);

2) вещественные (предметы);

3) устные (воспоминания);

4) этнографические (обычаи, обряды).

На уроках истории, безусловно, чаще всего школьники работают с письменными историческими источниками - документами. Очень важно организовать познавательную деятельность так, чтобы исторический документ выступал в роли свидетеля эпохи, источника новой информации, а не был простой иллюстрацией к тексту учебника.

Некоторые затруднения могут возникнуть у учителя на этапе подготовки к работе с документом. Преподаватель заранее должен подобрать текст (или комплект текстов) по изучаемой теме, адаптировать его к уровню восприятия школьников, выделить и объяснить наиболее сложные для понимания отрывки. Кроме того, предложенный текст должен нести максимальную информационную нагрузку, и желательно быть неоднозначным в своей трактовке, порождать споры.

Желательно, чтобы каждый школьник имел копию изучаемого документа, а также схему его анализа.

На подготовительной стадии учитель должен определить приемы работы с конкретным историческим документом: конспектирование, тезирование, составление плана, анализ по предложенной схеме и т. д. При этом следует учитывать множество факторов: во-первых, индивидуальные особенности познавательной деятельности отдельных учащихся; во-вторых, уровень развития знаний, умений и навыков; в-третьих, интересы, наклонности школьников. Кроме того, следует помнить о возрастных особенностях учеников.

Условно школьников можно разделить на три возрастные группы и, исходя из этого, планировать учебную деятельность.

1. Учащиеся 5-7-х классов. Данная возрастная группа характеризуется высокой степенью активности, но при этом быстрой утомляемостью. Учащиеся проявляют повышенный интерес к изучаемому предмету. Явно превалирует аксиологическая направленность познавательного процесса. Учащиеся охотно дают оценку деятельности исторических персонажей, характеризуют события. Однако школьники в этом возрасте некритически относятся к своим собственным взглядам. Система ценностей не устоялась, учащиеся не признают ошибки, допущенные ими, легко меняют направленность мыслительной деятельности. Именно в этот период формируются навыки работы с историческими источниками, поэтому необходимо подготовить школьников к подобной деятельности, сделать работу с документами привычной, знакомой. Текст исторического источника должен быть коротким, содержать яркий факт, привлекающий к себе внимание. Документ можно использовать на уроке в качестве иллюстративного материала. Целесообразно предложить учащимся составить план к тексту, ответить на поставленные вопросы.

В этом возрасте школьники учатся определять выходные данные источника, его вид, выявлять факты, нашедшие отражение в документе.

2. Учащиеся 8-9-х классов. В этом возрасте происходит переход от преимущественно образно-эмоционального восприятия окружающего мира к рационально-логическому. Одновременно меняется отношение к своей деятельности. Учащиеся крайне критичны по отношению к самим себе. Пересмотр жизненных позиций приводит к неуверенности в собственных выводах, боязни неправильного ответа и, как следствие, снижению познавательной активности.

В этот период целесообразно предлагать учащимся для анализа различные виды письменных источников (официальные документы, воспоминания, отрывки из художественных произведений и т. д.). Учащиеся вырабатывают умения определять характер изучаемого текста, выделять сильные и слабые стороны каждого конкретного вида источников. В этом возрасте школьники учатся устанавливать цели и задачи документа, выявлять его идеологическую направленность, оперировать понятийным аппаратом исследуемого документа. Следует помнить, что, чем больше незнакомых терминов содержится в тексте, тем меньший интерес вызывает он у школьников.

3. Учащиеся 10-11-х классов. Данная возрастная группа характеризуется относительно устоявшимися взглядами и позициями, обладает навыками критического анализа как предложенного текста, так и собственных взглядов.

Работа с данной группой требует обеспечения максимальной самостоятельности при выполнении заданий. Сами задания должны содержать актуализированную проблему, а способы их решения – творческие подходы.

Объем и сложность предлагаемых для исследования данной возрастной группе текстов значительно увеличиваются. Увеличиваются и временные затраты на работу, поэтому в 10-11-х классах целесообразно посвящать анализу текста документов отдельные уроки или выносить его в качестве домашнего задания. Старшеклассники выделяют проблематику, затронутую в тексте источника, выявляют его стилистические особенности, эмоциональный фон документа.

Опыт показывает целесообразность использования на уроках в старших классах пакетов документов, содержащих различные точки зрения на одни и те же события. Так, при изучении революции 1917 года в России весьма эффективным является сравнительный анализ отрывков из воспоминаний П. Н. Милюкова, М. Палеолога и статей В. И. Ленина. Достаточно эвристичным является сопоставление взглядов современников, потомков и иностранцев на изучаемое явление. Не менее интересна сравнительная характеристика точек зрения противостоящих, конфликтующих сторон. Особенно продуктивно можно использовать подобные сопоставления при изучении тем, посвященных политической борьбе (анализ партийных программ), внешней политике или войнам.

Одним из важнейших аспектов подготовки к работе с текстом исторического документа является выбор схемы анализа. Я пользуюсь следующей схемой:

1. Определить выходные данные документа

- автор;

- название;

- дата создания;

- где и когда был издан.

2. Определить вид документа, указать его особенности.

3. Дать характеристику исторической обстановке, в которой создавался документ.

4. Установить цели и задачи документа.

5. Установить адресат документа.

6. Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе.

7. Выделить понятия, содержащиеся в документе.

8. Дать характеристику проблемам, затронутым в документе.

9. Дать характеристику идеологической позиции автора документа.

10. Определить стилистические особенности документа.

11. Провести сравнение с другими документами.

12. Определить историческую значимость документа.

Однако на уроке учащиеся должны не только проанализировать источник, но и сделать на основе поступившей информации определенные выводы.

Очень важно, чтобы выводы содержали не просто краткое перечисление фактического материала, содержащегося в тексте, а собственную точку зрения на изучаемую проблему. Целесообразно предложить школьникам после изучения источника написать мини-эссе, в котором выразить свое отношение к изучаемой проблеме, пофантазировать о дальнейших путях развития событий, отраженных в тексте документа.

Валерий САЛИКОВ