Художник стал создателем портретного канона сентиментализма. Боровиковский умел показать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту своих персонажей, передать подчас предчувствие ими своей трагичной судьбы. Индивидуально-характерное в его портретах словно отступает перед идеальным состоянием мечтательности с оттенком легкой грусти портретируемых, уединившихся от светской суеты. Потому что, по сути, Боровиковский навсегда остался иконописцем, причем украинской школы, для которой характерны, в отличие от русской, реалистичность, внимание к деталям. Женщины на его портретах чаще всего одеты с изысканной простотой, с небольшим количеством украшений или вообще без них. Их красота во внутреннем состоянии, в работе души и мысли, образованности, доброте. Черты святых мучеников, для которых богатая духовность и праведная жизнь превыше всего, Боровиковский придавал русским императорам, князьям и ученым. Причем в каждом портрете художник обязательно изображал предмет, который характеризует модель. На женских портретах это часто цветы, музыкальные инструменты. На портрете, например, Гавриила Романовича Державина - рукописи, гусиное перо, книги.

Первый зал на выставке посвящен семье Павла I. Но обращают на себя внимание не парадные портреты самого императора и его друга - выросшего вместе с ним «бриллиантового» князя сенатора Александра Борисовича Куракина. Притягивают взгляд портреты дочерей Павла I - Александры, Елены, Марии. Все они отличались изысканной красотой, увлекались искусством. Мария Павловна стала женой наследного принца Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского. В Веймаре Мария Павловна познакомилась с Иоганном Вольфгангом Гете, посещала его домашние лекции, вела с ним переписку. Создала музей, посвященный памяти Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера. Судьбы великих княжон Александры и Елены драматичны. Выданные замуж из династических соображений, обе они были несчастливы в браке.

В центре зала помещены самые одухотворенные женские образы, созданные Боровиковским, среди которых лучшими признаются портреты Елизаветы Григорьевны Темкиной (внебрачной дочери Екатерины II и Григория Александровича Потемкина), княжон Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Особой гордостью Третьяковки является исключительный по лиризму настроения и изысканности живописи портрет Боровиковского Марии Ивановны Лопухиной. Она, урожденная Толстая, - сестра знаменитого русского авантюриста, дуэлянта Федора Толстого-американца, приключения которого описывали Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивому, грустному взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневого шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство и делает эту поэтичную женщину еще более похожей на небесное создание с напряженной духовной жизнью, так характерной для всех Толстых. Жизнь этой женщины трагична. Она была выдана замуж за человека много старше себя и буквально через три года после создания портрета скоропостижно скончалась от чахотки. Видимо, слишком идеальна Лопухина была для нашего бренного мира. И Боровиковский это очень хорошо почувствовал...

Событием выставки стал парный портрет племянниц «бриллиантового» князя княжон Александры Алексеевны и Елены Алексеевны Куракиных, музыкантши и певицы. Портрет впервые любезно предоставил Лувр.

Боровиковский создал галерею образов интеллектуалов - портреты поэта, переводчика, драматурга Василия Васильевича Капниста, супруги поэта Гавриила Романовича Державина Дарьи Алексеевны Державиной, которая завещала после смерти 30 тысяч на стипендии в Казанский университет, потому что ее знаменитый муж учился в Казани, портрет Николая Михайловича Яковлева, владельца знаменитой льняной мануфактуры в Ярославской области. А «Дама в тюрбане», вероятно, портрет писательницы Жермены де Сталь, которая через свой литературный салон в Париже многих спасла от гильотины.

Сохранившиеся письма художника говорят, что Боровиковский не только в живописи воспевал христианские идеалы, но и в реальной жизни вел себя как праведный человек - защищал обиженных судьбой, не жалея на это ни времени, ни денег. Он прощал своих врагов, так как верил, что всякое зло, сотворенное другому, вернется к злоумышленнику.

Для школьников Третьяковская галерея подготовила специальную образовательную экскурсию - урок истории и мировой художественной культуры одновременно - «Сентиментальное путешествие по следам «Бедной Лизы» и «Капитанской дочки». Выставка на Крымском Валу продлится до 18 января 2009 года.

P.S.

Среди других культурных событий последних дней следует отметить открытие выставки Нико Пиросмани в Москве (галерея «Проун»). Она носит название «Семейный кутеж». Последняя выставка этого замечательного грузинского художника прошла при советской власти и состояла в основном из картин, принадлежащих Государственному музею искусств Грузии. В наши дни, по известным причинам, попасть в него многим гражданам России непросто. Для новой выставки удалось собрать порядка двенадцати картин художника, опубликованных еще в советских каталогах. Выставка продлится до 28 декабря.

  • Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной