Детский театр костюма «Вдохновение» при школе искусств № 16 города Воронежа насчитывает более 90 участников, от четырех лет до 18 и старше. Коллектив удостоен звания образцового, неоднократно участвовал и побеждал в ежегодных фестивалях «Адрес детства – Россия» и «Одаренные дети» в Москве, а также в конкурсе «Золотая нить» в Санкт-Петербурге, Международном фестивале «Диалог культур» в Италии, Франции, Бельгии, Дании, Германии, Чехии, Болгарии. В нынешнем году театру исполняется 20 лет.

Первой заметной работой тогда еще детской студии «Вдохновение» стал костюм Натальи Гончаровой, сшитый старшеклассницей Верой Зениной в 1999 году. На проходившем в Москве всероссийском форуме «Одаренные дети – Пушкину», на конкурсе моделирования театрального костюма юная мастерица, вышедшая на сцену в своем прекрасном платье-образе, покорила жюри, всех присутствующих и удостоилась главного приза фестиваля, врученного ей Вячеславом Зайцевым.

Направление исторического костюма и сегодня остается главным в творчестве всего коллектива, а среди дисциплин, которые изучают воспитанники «Вдохновения», история искусств – одна из самых интересных. А еще: шитье и моделирование, выжиг по ткани, бисероплетение, художественная роспись ткани, - одним словом, все, что может помочь в создании костюмов и коллекций. Но, как оказалось, мало придумать и сшить красивый костюм и даже коллекцию, надо еще уметь их показать.

- Мы начинали просто со студии, - рассказывает художественный руководитель театра Светлана Лопатина. – Но сделать подиум, то есть, научить детей прохаживаться в сшитых ими костюмах, - это очень мало. Так показывают обычную моду, а когда дети изучают и шьют исторический костюм, то такие коллекции на привычном подиуме мертвы. Их обязательно надо как-то оживить. Поэтому и появились наши постановки, а у ребят в расписании новые дисциплины – современная хореография и сценическое движение.

Постановки, о которых говорит Светлана Валентиновна, это настоящие театральные номера, лучшие из которых побеждают на различных конкурсах последних лет. Например, самая титулованная на сегодня коллекция «Русский художественный паркет» - обладатель Гран-при фестиваля во Франции и первого места конкурса «Золотая нить» в Санкт-Петербурге. Еще одна интересная работа театра «Времена года» удостоилась первого места в номинации «Моделирование и конструирование одежды» на международном конкурсе в Италии в 2007 году.

«Паркет» - это мини-спектакль, во время которого на сцене появляются юные актрисы в костюмах, выполненных по рисункам паркетов знаменитых дворцов Москвы и Санкт-Петербурга. С помощью техники выжига по ткани девушкам – создателям костюмов удалось передать все богатство и красоту паркетных рисунков.

Конечно, я спросила Светлану Валентиновну, откуда появилась идея такой коллекции. Оказалось, во время просмотра серии питерских передач по каналу «Культура», посвященных 300-летию Петербурга. Автор обратил внимание телезрителей на уникальное явление, по которому каждодневно ходят люди, его не замечая, - паркет Эрмитажа. Мы привыкли, не опуская головы, смотреть на картины и скульптуры, а ведь паркет – это тоже художественное чудо!

Светлана Валентиновна говорит, что очень той передачей увлеклась, а в конце, «как будто прострелило»: «Ведь это же наши кусочки ткани! А вся инкрустация, о которой он так интересно и долго рассказывал, - ее же можно сделать выжигом на ткани, расшить бисером!» Так родилась одна из самых интересных коллекций. Правда, с формой и сценическим воплощением пришлось помучиться. Но потом пришло озарение: ведь каждый рисунок паркета в основе своей содержит круг, а окантовка – прямоугольник. Этот круг и стал пончо, надеваемым через голову на плечи, а юбочка – рисунок, который располагается вокруг центрального узора паркета. Но и этого мало для настоящего номера: надо ведь еще обыграть находку, придумать сюжет номера. Вопрос-подсказка возник сам собой: ведь кто-то же ходил и ходит по этому паркету! А кто именно? Так появилась пара разодетых дворян XVIII века, грациозно порхающих над великолепным узорчатым полом, потом – век XIX, и царский офицер с юной графиней вальсируют на уже историческом паркете, а как третья эпоха – XX век с молодыми парнем и девушкой, зашедшими в музейный зал пофотографировать и полюбоваться шедеврами глубокой старины.

Номер получился исключительно цельным, а на фоне исторических картин нашлось место юмору (он тоже присутствует в этом мини-спектакле) и законченности эпох и образов. Я помню свои главные чувства, возникшие после просмотра «Паркета»: гордость от ощущения величия нашей истории и восхищение юными творцами, сумевшими так красиво и неожиданно передать главную тему номера. Конечно, не без помощи своих преподавателей: Ирины Соколенко (педагог по сценическому движению и актерскому мастерству), Светланы Старостиной (начальная теория шитья и бисероплетение), Ирины Перелыгиной (художественный выжиг по ткани), Натальи Лопатиной (парикмахерское искусство, косметология и визаж), Марии Белкиной (основы изобразительного творчества). Кстати, большая часть нынешнего педагогического состава коллектива сами начинали здесь воспитанниками.

История создания второй звездной коллекции – «Времена года» тоже довольно романтическая. Светлана Валентиновна говорит, что главная идея пришла во время телевизионного прогноза погоды: «Идет «Погода», и вдруг заставка – какой-то пейзаж. Я его никогда раньше не видела, а тут смотрю, картинка начинает у меня на глазах меняться: было все желтенькое, потом постепенно становится белым, потом начинает таять, куда-то уходить и зеленеть, а в завершение – лето, цветы… Подумалось, хорошо бы это передать на сцене».

Вышло на удивление красиво: каждая девушка, ни разу не переодеваясь, представляет четыре времени года. Девчат тоже четверо, но еще есть пятая – «Береза» и шестая (самая младшая) – «Зимушка-Зима». Звучат «Времена года» Чайковского, юные модели плавно «переходят» из весны в лето, в осень, зиму – и ведут за собой замерших зрителей. На сцене действительно происходит волшебство: смена времен года на ваших глазах! Кстати, музыкальное сопровождение каждого номера продумывается отдельно, обязательно сочетается с основной темой и помогает ее раскрытию.

С этой коллекцией вышло много споров. Накануне отчетного концерта и первого показа девчонки все еще вносили свои новшества в костюмы. Остановить этот поток творчества оказалось невозможным, и Светлана Валентиновна сказала девчонкам: хватит, заканчивайте без меня.

- И они закончили! Причем сделали это очень хорошо и очень талантливо! Я теперь знаю, что надо больше давать им самостоятельной работы. Они выполнят ее, как надо.

Например, наша «Березка» – одиннадцатиклассница Катя Тарасенко, пять лет назад пришла в студию, а теперь сама сделала свой костюм: красивое платье, белое с черными кожаными вставками. Она долго думала, как изобразить березу осенью. В итоге появилась шаль из желтой органзы, которой она укрывается, как будто прячется от наступающего ноябрьского холода.

Сейчас в театре 18 коллекций, которые постоянно обновляются. «Высокая мода», коллекция бальных платьев XIX века, «К 100-летию Кристиана Диора», «Черное и белое». Одна из последних – «Маски», «оживившие» на сцене «Живопись» (платье с воротом в виде палитры с кистью, а в руке картина, выполненная батиком), «Музыку» (в костюме угадывается скрипка, а плащ за спиной раскрывается в клавиши органа), «Литературу» (плащ – книга со старославянскими буквами, в руке – перо), «Архитектуру» (на плащах изображения православной церкви и готического собора). Такие, уже достаточно сложные в выполнении коллекции, шьют старшие участники коллектива, однако средняя и младшая группы тоже не сидят без дела. Их коллекции: «Принц и нищий», «Карнавал», «Бублички».

Во «Вдохновении» говорят, что шитье – это настоящая трудотерапия, но когда к нему присоединяются хореография, танец, актерское мастерство и изучение истории, получаются настоящие шедевры. А представляете, сколько умений и навыков приобретают в таком коллективе дети? Кстати, занимаются тут не только девочки, но и ребята. Их, конечно, меньше, но они – настоящие молодцы: и танцуют, и шьют, и даже умеют украсить готовые костюмы. Например, один из первых победителей конкурса нацпроекта «Одаренные дети» Игорь Рубанов получил свою премию за оригинальную расшивку боярского костюма, а всего в театре были награждены пять человек.

Для создания коллекций нужны немалые материальные затраты. Большую помощь коллективу оказывают директор школы искусств № 16 Валерий Васильевич Журавлев и его заместитель по учебно-воспитательной работе, куратор театра Светлана Ивановна Жестовская. На базе школьного отделения декоративно-прикладного искусства и театра костюма «Вдохновение» проходят курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования города.

- Всегда приятно сознавать, что у нас есть помощники и друзья, - говорит Светлана Лопатина. – Это и Людмила Сергеевна Белозерова – президент ассоциации «Адрес детства – Россия», поддерживающей одаренных детей.

В завершение разговора я попросила свою собеседницу рассказать об одной из главных тем, которая четко прослеживается в создаваемых работах – тема истории и традиций российского государства. Ей посвящены коллекции «Боярство», «Гжель», «Бублички» и, конечно, «Паркет». По мнению Светланы Валентиновны, во все времена необходимо возрождать в детях гордость за свою страну:

- Ведь были годы, когда ребята стыдились того, что живут в России! К нам приходили дети, которые мечтали уехать жить за границу, и таких было очень много. Сейчас ситуация изменилась, теперь дети уезжать не хотят и открыто говорят: я люблю свою страну! Но еще несколько лет назад очень чувствовался огромный разрыв между понятиями государство и родина. А мы, создавая костюмы, изучали свою историю. И увидели, что многое повторяется, что и в прошедших эпохах было не очень-то хорошо и не все гладко. Однако это никогда не мешало хорошим людям по-настоящему любить свою родину. Этому мы и учим наших детей: быть достойными людьми, любить и гордиться своей страной.

  • Элина Кругликова показывает фрагмент «Паркета»

  • Светлана Старостина и Сергей Макаров – одни из героев «Паркета»

  • Коллекция «Времена года»: Женя Черенкова, Наташа Попкова, Лена Полякова, Катя Тарасенко, Настя Рубанова, Вика Чекалина