Нарисуем - будем жить!

К чести всех собравшихся в красивом сибирском городе, уголек не потушили. Костер обсуждений, обмена опытом, горячих споров пылал ярко. О том, что конференция была «зажигательной», свидетельствует выступление в самом финале одной из участниц-педагогов: «Пойду завтра в колледж, соберу лидеров, и будем творить!» По глазам собравшихся на финальное заседание 90 преподавателей и 165 учащихся системы НПО из Иркутской области, Красноярского края, Республики Карелия, Забайкальского края, Республики Бурятия было видно, что эта идея близка всем. Начать работать так, как рассказали коллеги, попробовать провести такое же мероприятие или организовать такой же, как у соседей, конкурс, или создать такую же модель самоуправления в общежитии...

Несмотря на то что Федеральное агентство по образованию, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Федеральный центр гражданского образования, Министерство образования Иркутской области собрали такую представительную конференцию, ученическое самоуправление в системе НПО находится скорее в стадии становления, чем процветает. Что имеем на сегодняшний день? На этот вопрос ответили сами ребята во время дискуссии «Перспективы ученического самоуправления». В профессиональном училище №37 Ангарска ученическое самоуправление поддерживают администрация города и социальные партнеры - крупные городские предприятия. В профессиональном училище №43 Иркутска «создали благоприятные условия - выделили нам место, большая поддержка идет от педагогов, заместителей и директора, и нам выдают финансы». И в профессиональном училище №6 города Зима Иркутской области ученическое самоуправление тоже имеет свою территорию - кабинет для собраний, кроме того, здесь есть четкая структура - президент, два мэра, каждый знает, что ему делать. В колледже №1 Иркутска студенческие инициативы «довели» ребят до того, что они создали мощный мультимедийный сектор - свое телевидение, радио, пресс-центр.

А в других училищах нет никакого самоуправления. Почему? Да не надо это никому - ни ученикам, ни преподавателям, ни администрации. Основные проблемы - пассивность молодежи, ее боязнь брать на себя ответственность и незаинтересованность администрации в развитии самоуправления. Вот такая обоюдоострая проблема. Только при согласии всех сторон - ребята организовались, преподаватели помогли, администрация дала кабинет и выделила на первых порах деньги (а вообще-то самим нужно зарабатывать!) - может что-то получиться. Девушка воскликнула: «Если молодежь захочет создать самоуправление, ей ничто не помешает!»

Школа для личности

В системе начального профессионального образования учеба длится один, два, максимум три года. Только ребята пришли учиться, их призывают старшекурсники - давайте создадим Совет лицеистов, пусть будет Центр чистоты - будем сами поддерживать порядок, Центр здоровья - будем в походы ходить, зарядку делать, Центр досуга - весело проведем праздники, Центр благотворительности - сошьем пеленки сиротам из детского дома, пострижем ветеранов бесплатно, благо дело, мы будущие портные и парикмахеры. Только организовались и научились работать, тут и учеба закончилась. Может быть, не стоит овчинка выделки? Есть сверхзадача у этого самого самоуправления? Ребята на этот вопрос отвечают так: «Ученическое самоуправление может повлиять на рейтинг учебного заведения», «Влияет на отношения между студентами и администрацией, на отношения учащихся между собой», «Помогает подготовиться к будущим социальным ролям, мы учимся высказывать свои мысли, слушать других», «Ученическое самоуправление помогает человеку становиться личностью - он участвует в жизни училища, и у него проявляются организаторские способности».

А главное - ученическое самоуправление помогает преодолевать очень тяжелые молодежные проблемы. В своем выступлении Ольга КОНДРАТЬЕВА, зав. кафедрой начального профессионального образования областного Института повышения квалификации работников образования, напомнила о них: «Критическое снижение уровня культуры и нравственности. Высокий процент сексуально распущенных совершеннолетних. Катастрофически высокий уровень потребления наркотиков, алкогольных напитков, табачной продукции. Высокий уровень детской и подростковой преступности». Пессимистичная картина? Выход есть - «создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Мы эту проблему перед собой поставили давно, и уже с 2003 года в Иркутской области идет целенаправленная работа».

Добавлю, что Ольга Геннадьевна находится в центре этой работы. После успешного участия в конкурсе «Учитель года России» в качестве учителя химии она была «мобилизована» на «фронт» профессионального образования и с новой должностью справилась отлично. Помогла поддержка «сверху». В Иркутской области была создана региональная модель сопровождения и поддержки процесса воспитания в учреждениях НПО. Разработана программа развития, воспитания учеников НПО. Результат - налицо крепкая система подготовки как педагогических кадров для работы в системе ученического самоуправления, так и ребят - активистов ученического самоуправления. Ведь для того чтобы организовать реальное, не для отчета, самоуправление, нужно научиться это делать. Существует школа ученического актива. За шесть лет через нее прошли примерно 800 ребят. На занятиях юноши и девушки узнают о своих правах и обязанностях, знакомятся с технологиями решения различных проблем - не только учебных, но и жизненных. А для инженерно-педагогического состава, который работает с учениками профессиональных училищ, создана школа педагогической поддержки ученического самоуправления.

Наработано на ниве ученического самоуправления немало. Заместитель министра образования Иркутской области Людмила ЛЮБИМОВА не зря заметила: «Опыт сегодняшнего дня многогранен и неисчерпаем. И наша конференция призвана показать, что необходимо распространять и внедрять».

Об этом опыте мы обязательно будем рассказывать на страницах «Учительской газеты». Уголек не потушим.