Цель данного урока – создать психолого-педагогические условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности путем постижения духовной жизни Санкт-Петербурга «серебряного века» русской культуры. Урок стал интегрированным уроком истории России и истории и культуры Санкт-Петербурга. Урок-семинар с элементами творческой мастерской, где ученики работают индивидуально и по группам, шел в течение двух академических часов.

В подготовительный период отдельные учащиеся получили опережающие задания. Одни готовили доклады о доме с «башней», где жил выдающийся поэт-символист В. Иванов; о заседаниях религиозно-философского общества на квартире ярких деятелей «серебряного века» Д. Мережковского и З. Гиппиус в «доме Мурузи»(2). Другие ребята готовили плакаты по теме: «Петербургские адреса деятелей культуры «серебряного века», где в фотографиях и кратких комментариях были представлены редакция журнала «Мир искусства», театр-кабаре «Бродячая собака» и уже вышеназванные места встреч творческой интеллигенции Петербурга начала ХХ века. Третьи при помощи учителя информационных технологий подготовили презентацию в Power Point «Петербург в поэзии «серебряного века». В работе использовались виды Петербурга (3) и стихи поэтов начала ХХ века (4).

Урок начался с музыкального эпиграфа из Второго концерта для фортепьяно с оркестром С. В. Рахманинова. В этом музыкальном вступлении звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого.

Во вступительном слове учитель говорил о том, что историю иногда сравнивают с «рекой времен». В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина ХIХ века – это «золотой век русской культуры». Вот только некоторые великие имена: Пушкин и Глинка, Лермонтов и Росси, Гоголь и Брюллов.

На рубеже ХIХ-ХХ веков, по словам гениального русского философа Н.А. Бердяева, наступил «серебряный век русской культуры». Длился он недолго – с конца ХIХ столетия до «грозного 17-го года». А центром «серебряного века» русской культуры был блистательный Санкт-Петербург.

На классной доске был представлен поэтический эпиграф урока – фрагмент стихотворения В. Брюсова:

«Но Петроград огнями залит,

В нем пышной роскоши расцвет,

В нем мысль неутомимо жалит,

В нем тайной опьянен поэт…»

Далее ученики с помощью проектора представляют компьютерный слайд-проект «Петербург в поэзии «серебряного века». Классу предлагается ответить на вопрос: «Какие настроения звучат в стихах русских поэтов, отражающих образ Петербурга?».

Учащиеся, авторы проекта во вступлении говорили, что выбор стихов о Петербурге определялся идеей, что в городе над Невой соединились все противоречия русской жизни, все вершины и все бездны русского духа. Главное противоречие петербургской поэзии заключалось в том, что поэты «серебряного века», как считал Андрей Белый, уже решительно сказали веку девятнадцатому «нет», но не решались сказать веку двадцатому «да». Отсюда их мучительные творческие метания, гениальные догадки и трагические разочарования. Отсюда, по словам поэтессы Зинаиды Гиппиус, образ «прекрасно-страшного Петербурга».

После увиденной работы ученики отметили, что в стихах звучат пессимистические настроения, есть ощущение надвигающейся катастрофы. Особенно запомнился поэтический вопрос А. Блока:

«О, город мой неуловимый,

Зачем над бездной ты возник?..»

Мрачным поэтическим утверждением показалась учащимся строчка Осипа Мандельштама: «В Петербурге жить – словно спать в гробу».

Учитель отмечает, что подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и в искусстве получили название «декадентство». Учащиеся записывают термин и его толкование в тетради.

Декадентство – направление в искусстве, выражающее настроение общественного и нравственного «упадка», разочарование в жизни, любование красотой увядания жизни.

Далее учитель предлагает изучить фрагмент из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (5). Ученики получают текст первой страницы романа, где писатель создает субъективный, противоречивый и яркий образ Петербурга. Старшеклассники, работая по группам, должны обсудить текст, предложить свое оригинальное название фрагмента и определить, к какому году относится данное описание Петербурга. Учитель сознательно убрал из текста обозначенную дату. Учащиеся предложили оригинальные названия фрагмента романа, например: «Роскошь самоубийства» или «Живой мертвый город». Дату искали между 1903 – 1916 годами, что близко к авторской трактовке исторического времени.

Особенностью духовных метаний художественной интеллигенции «серебряного века», отмечает учитель, был отказ отражать социально-напряженную жизнь, как это делали их предшественники эпохи «критического реализма».

Они хотели найти потаенный смысл явлений и человеческой жизни, хотели искать красоту и в космосе, и в хаосе. «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, в красоте, несмотря ни на что…»,- писал поэт и философ Д.С. Мережковский. А его жена поэтесса З.Н. Гиппиус мечтала: «Хочется сердцу чудес. Грезится милый обман» (6). Квартира З. Гиппиус и Д. Мережковского в «доме Мурузи» на Литейном проспекте в Петербурге становится центром духовных и художественных исканий русской интеллигенции.

Следующим этапом урока становится выступление ученика, который предлагает слушателям доклад на тему: «Дом Мурузи – центр духовных исканий петербургской интеллигенции начала ХХ века». Учащиеся во время доклада должны начать заполнение таблицы (см. ниже).

Автор доклада рассказывает, что дом на Литейном проспекте, 24/27, был построен в 1874-1877 годах по проекту архитектора А.К. Серебрякова для византийского князя А.Д. Мурузи в «восточном» стиле. На рубеже веков в этом доме жили или бывали многие представители русской культуры. Четверть века, вплоть до 1913 года, здесь жили З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский. Их квартира была «психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы». «Беседы у Мережковских, - отмечал Г. Чулков, - велись на разные темы, но чаще всего говорили о церкви и культуре, язычестве и христианстве, религии и общественности» (7).

В 1892 году Мережковский прочитал цикл лекций «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Лекции стали манифестом русского символизма. Главными признаками нового направления были «мистическое содержание», «символы», «расширение художественной впечатлительности».

В 1902 году было создано Религиозно-философское общество, часто дискуссии участников общества происходили на квартире Гиппиус и Мережковского. «Религия не одиночества, а общения, соединение многих во имя единого» (8), - писала З.Н. Гиппиус. Постоянными участниками и гостями здесь были публицист Д.В. Философов, художник А.Н. Бенуа, поэт А.А. Блок и многие другие.

Значение встреч в «доме Мурузи» велико. Творческое общение позволяло деятелям культуры реализовать «непобедимое стремление «выявить» свою душу, сделать ее доступной для другого, воплотить в слова, образы, звуки, действия, превратить в явление, отдать в мир» (9).

По окончании доклада учитель обращает внимание учеников на фотографии «дома Мурузи», Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус, проверяет заполнение таблицы, обращает внимание на важное понятие «символизм». Ученики записывают в тетради, что символизм – это направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ веков, где средством выразительности являются художественные символы, с помощью которых обозначаются переживания и впечатления художника (поэта, композитора) и зашифровывается объективная или субъективная реальность бытия.

Далее учитель переходит к следующему сюжету урока. Он говорит, что другим центром поиска новых форм в искусстве стала редакция журнала «Мир искусства».

Организатором журнала стал С.П. Дягилев, который жил в особняке на набережной реки Фонтанки, 11, там находилась и редакция. Художники-«мирискуссники» проповедовали «чистое и свободное искусство», «искусство без границ». Ученикам предлагается посмотреть фрагмент учебного видеофильма о развитии русской живописи на рубеже веков и возникновении творческого объединения и журнала «Мир искусства» (10).

Учащиеся узнали, что первый номер журнала вышел в 1899 году. Основателями нового издания были Александр Бенуа, Дмитрий Философов, Альфред Нурок, Сергей Дягилев. «Мирискуссники» стремились объединить вокруг себя все, что было яркого, талантливого, молодого в русском искусстве. Художники Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель стали участниками творческого объединения. Все они необычайно тонко чувствовали и любили Петербург, его прошлое. А. Бенуа писал: «Вообще во всем Петербурге царит изумительно глубокая и чудесная музыкальность» (11). Издание журнала, организация выставок, споры с оппонентами, обвиняющими художников в безыдейности, формализме и эстетстве, – все это входило в деятельность «мирискуссников». В 1905 году «Мир искусства» распался, чтобы возродиться уже в ином виде в 1910 году.

Значение использования видеофрагмента на уроке заключается в том, что ученики в яркой, емкой и динамичной форме получили необходимую информацию и зрительные образы художественных произведений деятелей «Мира искусства».

Следующий сюжет урока посвящен творческой жизни в доме с «башней» на Таврической улице, 35/1, где встречал своих друзей поэт и философ Вячеслав Иванов. Ученики слушают очередной доклад своего товарища.

Дом с «башней» был построен в 1905 году и принадлежал потомственному гражданину Ивану Ивановичу Дернову. Это был типичный «доходный» дом начала ХХ века, где снимали квартиры жильцы с разным достатком. Летом 1905 года на шестом этаже поселился поэт-символист Вячеслав Иванович Иванов с женой, поэтессой и беллетристкой Лидией Дмитриевной Зиновьевой-Аннибал. Здесь бывали те, кто создавал «серебряный век» русской культуры.

Собирались на «башню» по средам с начала сентября 1905 года. «Начинались среды чем-то вроде ученого диспута. Председательствовал почти всегда молодой тогда философ Бердяев… Спорили и говорили парадоксы… Врывалась всегда облеченная в античные хитоны… Лидия Дмитриевна и объявляла, что довольно умничать, поэты хотят читать свои стихи» (12). Здесь впервые Александр Блок прочитал свою «Незнакомку». Андрей Белый читал отрывки из своего романа «Петербург».

Вячеслав Иванов, увлеченный античной культурой и философией Ницше, проповедовал, что основу культуры составляет борьба двух культов – бога Аполлона и бога Диониса. Культ Аполлона – это светлый культ, культ разума и науки, меры и соразмерности. Культ Диониса –темный, мрачный, культ самой земли. По мнению Ф. Ницше, мировая культура в конце ХIХ века страдает ослаблением дионисийской стороны человеческой души, а от этого культура теряет творческий характер, все больше побеждает бездушный рационализм. Ивановские «среды» - это уникальная утопическая попытка найти гармонию аполлоновской и дионисийской стороны нашей культуры.

В 1912 году, после смерти жены, Вячеслав Иванов уехал за границу, встречи людей искусства на «башне» прекратились…

Философские вопросы сложны для усвоения, поэтому доклад ученика сопровождается комментарием учителя. Таблица «Петербургские адреса деятелей культуры «серебряного века» продолжает заполняться.

Далее учитель говорит о театре-кабаре «Бродячая собака», который находился на Михайловской площади, 5 (ныне площадь Искусств). Ученики записывают новый адрес в таблицу. А о том, какая творческая жизнь бурлила в «Бродячей собаке», кто из художественной богемы Петербурга посещал вечера в театре-кабаре, учащимся предстоит узнать самостоятельно, прочитав по группам фрагмент из воспоминаний поэта-символиста Георгия Иванова, постоянного участника вечеров (13).

Но перед началом работы, чтобы погрузиться в атмосферу «серебряного века», ученицы исполняют романс «В лунном сиянье» (14), который они выбрали и подготовили самостоятельно.

Ученики делятся на четыре группы и получают задание - на основе изученных текстов создать проект афиши, сообщающей об открытии театра-кабаре «Бродячая собака», и представить классу творческую работу каждой группы. Каждая группа получает листы ватмана, цветную бумагу, фломастеры, клей, ножницы. В течение 20 минут второго часа урока старшеклассники напряженно и творчески работают. Учитель в это время консультирует их, помогает организовать работу. Затем творческие группы показывают свои афиши и устно представляют театр-кабаре «Бродячая собака».

Успешность работы творческой мастерской на завершающем этапе урока истории зависит от того, насколько точно учитель учел возможности учеников при формировании групп, при подборе дидактического материала, воздействующего на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу учащихся в течение всех двух часов.

В заключение урока учитель просит ответить учеников на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, духовные ценности проповедовали деятели культуры «серебряного» века?» Ученики называют красоту и творчество, любовь и смерть, веру и свободу.

Эмоциональным завершением урока становится исполнение романса «Ночь светла» (15) в исполнении ученицы десятого класса. Учитель отмечает, что название романса звучит символично. Несмотря на то, что художники «серебряного века» ощущали приближение сумерек над Россией, но они все же верили, что ночь будет светла… своими надеждами.

Подобные уроки позволяют реализовывать огромный воспитательный потенциал истории. Использование оптимальных гуманитарно-ориентированных педагогических технологий при обновлении содержания создает условия по самопознанию личности ученика в историческом пространстве, для воспитания творческого человека, уважающего прошлое, созидающего настоящее и думающего о будущем для себя и других.

На уроке истории должен присутствовать «особый дух – дух искания, ответственности и служения» (16). Выдающийся русский философ И. А. Ильин, размышляя о воспитании в России, писал, что призвание человека: «службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей» (17). В этих словах - высокие цели совместной работы учителя и учеников на уроках истории и не только...

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Чаплин Ч. Моя биография. – Ростов-на-Дону: «Феникс»; М.: «Зевс», 1997, с. 42.

2. Дома рассказывают. Сост. И.И. Лисаевич. – Л.: Лениздат, 1991, с. 126-187.

3. Петербург в фотографиях Ильи Наровлянского. - СПб.: Палетта, 1993.

4. «Город под морем», или Блистательный Санкт-Петербург. Воспоминания, рассказы, очерки, стихи. – СПб.: Лениздат, 1996.

5. Толстой А. Н. Хождение по мукам. Книга первая. Сестры. – Кишинев: Лумина, 1978, с. 13-15.

6. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». М.: Просвещение, Владос, 1996, с. 8-46.

7. Дома рассказывают, с. 142-143.

8. Там же, с. 142.

9. Там же, с. 149.

10. Россия. ХХ век. Русская культура в начале века. Живопись. Архитектура. Музыка. Учебный видеофильм производства ТПО «Пимен-ТВ».

11. Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 1. – СПб.: Изд. «Пушкинского фонда», 2001, с. 217.

12. Дома рассказывают, с. 174.

13. Иванов Г. «Бродячая собака». Из петербургских воспоминаний. – В кн.: Воспоминания о серебряном веке. – М.: Республика, 1993, с. 440-444.

14. Романсы русских поэтов. – Тверь: Полина, 1997, с.140.

15. Там же, с. 117.

16. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. – М.: Военное издательство, 1993, с. 224.

17. Там же, с. 222.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ