«Будем считать, что вся правая сторона зала - это «Динамо»!» - сообщил сценический молодой человек. Крик на весь зал откуда-то с галерки: «Нет!» Хохот.

- А вы все - «Спартак»!

- Ура-а-а!

Однако продолжить игру не удалось. Началось чествование лауреатов и победителей в рамках II Социального форума благотворительного фонда «Расправь крылья». Проекты для конкурса, объявленного в марте этого года, создавались детьми из интернатских учреждений и их педагогами. Из одиннадцати команд в финал вышли пять - остальным предложили доработать проекты и представить их на обсуждение весной 2009 года. В создании проектов участвовали и ребята из полных семей, одноклассники воспитанников детских домов. По словам учредителей фонда, конкурс ориентирован на создание и развитие в интернатских учреждениях благоприятной образовательной среды и материально-технической базы, а также на успешную социальную адаптацию детей-сирот. «Победителей определить оказалось очень сложно, - призналась президент фонда «Расправь крылья» Анна Аббасова. - У каждого члена жюри было свое мнение, и мы долго спорили».

Спорить действительно было о чем. Каждый представленный на конкурс детский проект - сложная конструкция из многих пунктов, нацеленная на самые разные проблемы. Например, воспитанники детского дома из села Барышево Новосибирской области представили на суд жюри проект социальных инициатив «Память», направленный на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. «Не всегда же нужно вспоминать о ветеранах именно 9 Мая! - уверенно говорит воспитанница детского дома. - Мы хотим сделать им подарок, чтобы ветераны не думали, что их вспоминают только в связи с Днем Победы». Ребята из детского дома решили ухаживать за мемориалом, создавать анимационные и документальные фильмы про подвиги ветеранов и провести в феврале праздник памяти для ветеранов. «Помните, что мы никогда не должны забывать ветеранов! Они для нас отстояли Родину, теперь их будем защищать мы», - подытожили ребята.

Надо сказать, что поскольку по условиям конкурса участникам необходимо было разработать и представить план реализации общественно значимых для местного сообщества идей, то выступление каждой команды представляло собой крайне любопытное зрелище. Дети выходили на сцену не для того, чтобы заинтересовать и развеселить зал, а именно чтобы сделать доклад о «пунктах плана реализации целей проекта». Искусному жонглированию сложносочиненными предложениями позавидовал бы любой представитель власти. «Зачем они их заставили это все учить? - риторически интересовалась после награждения какая-то женщина. - Слышать все эти слова из уст семи-, десятилетних детей очень странно». Доклады чередовались, впрочем, с песнями и стихами. В такие моменты дети снова становились детьми.

В споре истина родится.

Хуры тын сейчас для вас

О мечте ведет рассказ.

Мы мечтаем научиться

Хорошо красиво шить.

Что нам в жизни пригодится?

Как мечту осуществить?

- прощебетали со сцены пять фей из республиканского детского дома города Владикавказа. «Хуры тын» в переводе с осетинского - «луч солнца». Проблема, с которой столкнулись девочки, - это дефицит социального опыта воспитанников сиротских учреждений. «Стереотип социального иждивенчества», закрепившийся, по их мнению, за воспитанниками интернатских учреждений, натолкнул на мысль открыть в детском доме ателье. Поэтому проект назывался «Шьем сами». Девочки собираются обшивать не только себя и своих друзей, но и заключать договоры с предприятиями на пошив спецодежды.

Я хочу пошить наряды

Для друзей и для подруг,

Для знакомых, для соседей

И для всех, кто есть вокруг,

- сказала одна из девочек, после чего пожаловалась, что у нее нет швейной машинки. «Видно, сильно ты мечтаешь, раз стихами говоришь, - ехидно ответствует другая. - Надо мыслить глобальнее, масштабнее». В итоге феи пообещали, что, как только у них появятся швейные машинки, они, во-первых, отремонтируют одежду воспитанников детского дома, во-вторых, создадут коллекцию моделей как для девочек, так и мальчиков и наконец проведут праздничное дефиле в центральном парке Владикавказа. Самые лучшие модели воспитанницы пообещали привезти на III Социальный форум.

Детский дом №9 Череповца Вологодской области, напротив, озаботился проблемами абстрактными:

Свой город очень любим,

Но знаем, что заводы,

Машины, пароходы

дымят и день, и ночь.

Задуматься об этом

Всем нужно - взрослым,

детям.

Сберечь чтоб экологию,

Решили вам помочь.

Их проект «Изумруд» посвящен экологическим проблемам родного города. «Наша цель - привлечение внимания общественности Череповца к проблемам окружающей среды», - сообщили ребята. Дети хотят снять фильм об экологии, провести на эту тему «круглый стол» со СМИ, запустить социальный ролик о защите окружающей среды и многое другое. «Допустим, появится конкурс для детских садов, где Королева Мусора будет ходить и разбрасывать фантики и обертки, и тут выбежит какой-нибудь Пилюлькин-Чистюлькин и предложит детишкам собрать как можно больше этих фантиков», - предложила одна из участниц проекта. А еще «Изумруд» планирует показ в нескольких школах города экологического спектакля и проведение экологического форума.

Среди финалистов также были проекты о выборе будущей профессии («Азбука выбора» детского дома «Елочка» города Шумерля Республики Чувашия) и изучении Правил дорожного движения («Юный инспектор дорожного движения» реабилитационного центра Дубны Московской области). При этом стоит отметить, что все номинанты получили от фонда финансирование своих проектов в размере 200 тысяч рублей. Увы, победитель может быть только один. «Мы, жюри, переживали за вас всех, не представляете как, - отметил председатель попечительского совета фонда «Расправь крылья», президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, прежде чем объявить победителей конкурса. - Но это соревнование, и в соревновании есть победители, те, на кого надо равняться».

Абсолютным победителем и обладателем поездки в Париж стала команда детского дома №9 из Череповца с экологическим проектом «Изумруд». Остается только добавить, что конкурс «Обустроим сами» - это лишь малая часть того, чем занимались воспитанники детских домов на форуме «Расправь крылья». Форум длился пять дней, в течение которых ребята работали с психологом, посещали образовательные и развивающие занятия и, конечно, ходили в музеи и театры.