Кстати, участие общественности в оценке качества образования - один из принципов НСОТ.

Однако при новой системе мы столкнулись с рядом типичных проблем. Я бы выделил среди них следующие.

1. За последние годы число школьников в нашем районе уменьшилось более чем на 20 процентов. В результате педагоги малокомплектных сельских школ недополучают в зарплате, так как не могут обеспечить норму наполняемости классов в 14 человек согласно системе нормативно-подушевого финансирования.

2. Переход на НСОТ требует большого объема дополнительной работы: от администрации школ - разработки нормативно-правовой базы и контролирования процесса, от бухгалтеров - освоения новых форм отчетности. Бухгалтеры школ теперь должны не просто учитывать присутствие человека на работе, а оценивать результаты его деятельности по определенным показателям.

3. Новая система не предполагает дополнительного финансирования экспериментальной работы школ. По моему мнению, участие всей школы или конкретного учителя в экспериментальной деятельности, например в работе по новым образовательным экспериментальным программам, должно быть заложено в базовой части фонда оплаты труда. НСОТ, разработанная в Псковской области, не учитывает в базовой части такой коэффициент. Поэтому мы в своей школе вынуждены поощрять педагогов, работающих по экспериментальным программам, из стимулирующей части фонда оплаты труда.

4. В педагогическом коллективе возникает социально-психологическая напряженность, связанная, например, с различием в оплате труда учителей одинаковой квалификации.

5. С переходом на НСОТ встает задача определения способов и критериев достоверной оценки деятельности учителя, школы и ее директора.

Может ли директор школы решить финансовые проблемы? Во-первых, надо правильно организовать работу специалистов кадровой службы и бухгалтерии и, если есть возможность, направить их на курсы повышения квалификации. Во-вторых, необходимо установить пропорцию между заработной платой, учебными расходами и иными видами школьных расходов. В-третьих, при планировании общего объема фонда оплаты труда в нормативе нужно сразу закладывать долю стимулирующего фонда в определенном размере. Важны также и разъяснительная работа, информирование учителей об основных принципах НСОТ и о новой системе аттестации. Что же касается снижения социальных и организационных рисков, то нужен четкий регламент распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область