Ведущие признаки гуманитаризации школьного образования:

раскрытие философских методологических основ конкретных наук;

показ гармонической взаимосвязи различных наук, их диалектического единства;

демонстрация красоты научного познания;

изучение особенностей процесса мышления, культуры умственного труда.

В 9-10-х классах гимназии №166 был введен курс риторики, который преподает учитель истории. То, что два учебных предмета ведет один и тот же учитель, способствует возникновению диалога между этими дисциплинами.

Другим условием диалога между данными курсами выступает использование общих по содержанию педагогических технологий.

Все это позволяет педагогу решать сложные задачи по формированию у школьников целостного взгляда на прошлое и настоящее в рамках историко-гуманитарного образования. В результате на уроках возникает диалог истории и риторики, в который включаются, как равные субъекты образовательного процесса, учитель и ученики. Таким образом, согласуются ценностно-смысловые позиции сторон, вырабатываются единые педагогические требования к уроку, соединяются и обогащают друг друга содержательные компоненты двух гуманитарных дисциплин, определяются оптимальные технологии обучения. Учитель истории, которому присущ определенный педагогический почерк и к которому привыкли учащиеся, может более эффективно развивать интеллектуальные исследовательские умения учеников, используя весь арсенал теории и практики красноречия.

Определим исследовательские умения учащихся, которые формируются в процессе изучения истории и риторики:

применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;

решать ситуативные задачи на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

анализировать исторический документ;

аргументировать свою позицию, владея логическими приемами рассуждения и доказательства на историческом материале;

составлять тезисы, конспекты, писать рефераты;

использовать навыки исторического моделирования и прогнозирования;

выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и настоящего.

В курсе риторики развиваются коммуникативные умения на материале курса истории. Например, на уроках по темам: «Библиографическая культура оратора», «Композиция речи. Требования к вступлению», «Методы изложения основного материала. Окончание речи», «Логика и ее законы в риторическом мастерстве», «Доказательства и способы аргументации в речи», «Основы полемического искусства» учитель раскрывает методы и приемы исследовательской работы по истории. На одном из первых в учебном году уроков истории десятиклассники выбирают тему для исторического исследования, результатом которого станет написание реферата. На уроках риторики учитель обучает правилам научного поиска источников и литературы, постановки проблемных вопросов, организуя лабораторную работу, помогает ученикам развивать навыки логического и доказательного построения материала на примере исторического исследования. Кроме того, на интегрированных занятиях риторики и истории учащиеся получают навыки публичной защиты своего реферата.

Подобные уроки помогают учителю контролировать познавательную деятельность школьников на всех этапах работы. Домашние задания на этих уроках ученики получают по теме своего исторического исследования. Например, составить и грамотно оформить библиографию к реферату или дать библиографический обзор изученной литературы по теме. Серьезными исследованиями последних лет стали работы учеников 10–11-х классов: «Ожившие страницы истории. Судьба Кента», «Степной волк. Штрихи к портрету Веймарской республики», «Международный пакт охраны культурных ценностей (пакт Рериха): история и современность», «Искусство и тоталитаризм. Образ Ленина в кинематографе Михаила Ромма». Эти работы по форме и содержанию носят интегративный характер и являются результатом диалога уроков истории и риторики.

Интегрированные уроки проводятся также по курсу всеобщей и отечественной истории, куда включены вопросы из курса риторики. Например, в 10-м классе: «Судебные ораторы Франции. Дело Дрейфуса», «Судебное красноречие и мастерство адвоката в России на рубеже ХIX – XX веков», «Думская монархия в России. Складывание отечественной парламентской риторики в начале XX века», «Начало первой мировой войны. Традиции русского военного красноречия» и др.

Остановимся на интегрированном уроке в 10-м классе на тему «Июль 1917 года. Политическая риторика в эпоху революционных потрясений». Цель урока: изучив исторические документы лета 1917 года, определить причины, сущность и последствия июльского кризиса Временного правительства и сформулировать личностную гражданскую позицию по актуальной проблеме прошлого. Тип урока – урок изучения нового материала. Занятие проходит в форме групповой дискуссии. Продолжительность работы - два академических часа. Первый час десятиклассники в четырех группах изучают пакет исторических документов, в который входят листовки ЦК РСДРП, заметки из газет того времени («Биржевые ведомости», «Единство»), письма Г.В.Плеханова и В.И.Ленина, фрагменты из воспоминаний А.Ф.Керенского, П.Н.Милюкова, А.И.Деникина. Используя данные материалы, ученики пытаются во внутригрупповом диалоге, а затем на основе обмена мнениями с другими группами воссоздать историческую реальность.

На втором часе каждая группа получает задание – смоделировать ситуацию митинга той или иной партии по поводу июльского кризиса Временного правительства. Группы школьников выбирают «партийную принадлежность» (например, кадеты, эсеры, большевики, монархисты) и место проведения митинга в Петрограде (Исаакиевская, Дворцовая, Знаменская или Казанская площади). В ходе инсценировки фрагмента митинга эксперты (один ученик от каждой группы) оценивают выступления по определенным критериям (историческая достоверность, риторическое мастерство, активность всей группы и др.), а также фиксируют методы политической пропаганды, которые использовали ораторы (например, обещания, критика и поиск врагов, опора на авторитет, ссылки на традиции, манипулирование страстями и массовыми предрассудками). Учитель в ходе двух уроков координирует деятельность десятиклассников, дает необходимые консультации, по просьбе учащихся включается в ролевую ситуацию на уроке и подводит итоги совместной работы.

Подобные уроки погружают учеников и учителя в творческую исследовательскую деятельность по поиску, сбору и систематизации новой информации и ценностно-смысловых ориентиров в образовательном пространстве.

Диалог в процессе изучения истории и риторики, по словам Карла Ясперса, приводит к «неизбежной борьбе с историческим другим», но все время превращает «борьбу в борьбу-любовь, в союз на основе истины, которая возникает в общности, не в изоляции, не в исключении себя из общности, не в особенности».

…Диалог продолжается.

Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществознания гимназии №166 Санкт-Петербурга, учитель года России-2003