От подруги Лида Каншина узнала о «Журналистском спецназе», а вернее сказать, о московском учителе химии Владимире Головнере, который вот уже четвертый год подряд берет с собой школьников и отправляется изучать быт и нравы небольшого провинциального городка. Лиде понравилось: вся работа происходит в интерактивном взаимодействии с горожанами, и она отправилась в путешествие. На этот раз «спецназ» изучал город Алатырь, что расположился на слиянии рек Сура и Алатырь, неподалеку от южной границы Чувашской Республики.

Что отличает журналиста от остального мира? Желание общаться, умение правильно формулировать вопросы и способность творчески мыслить. Все эти качества, как правило, есть у подростков, важно дать импульс, показать, как именно все это можно использовать в обычной жизни. Интенсивная стажировка стимулирует «спецназовца» к оперативному освоению разных журналистских жанров: интервью, опрос, репортаж, очерк, расследование. Результаты каждой акции - это тексты, которые ребята пишут под руководством взрослого. До Алатыря школьники изучали Кулебаки в Нижегородской области, Васюки в Республике Марий Эл и Урюпинск в Волгоградской области.

- Вы приехали с группой школьников в незнакомый город, и у вас всего сутки для знакомства с ним, - рассказывает в поезде Владимир Головнер об акции старшим участникам проекта. - Если город невелик, а вы умеете организовать общение с ним особенным образом, то времени для его изучения достаточно. Важно не знакомиться с городом пассивно, а активно участвовать в его жизни.

Например, вместо обязательного посещения краеведческого музея организовать поиски места, где нашли останки мамонта, главной гордости местных археологов. Чтобы узнать подробности, подростки сами зайдут в музей. Утомительную экскурсию по градообразующему заводу «Электроприбор» можно переформатировать в увлекательную возможность поработать на одном из станков. А от банального и зачастую пафосного рассказа экскурсовода об известных людях, которыми город знаменит, можно отказаться. Ведь куда интереснее самим найти этих людей и взять у них интервью.

Вот как описал то, что происходило в городе в первый день, Стас Головин, ученик 10-го класса лицея №48 города Краснодара: «Город Алатырь. Улица Московская. Тишина. Пешеходы медленно идут по своим делам. Привычное спокойствие внезапно нарушено группой людей. Вот они фотографируются на фоне старинного здания, а через мгновение ловят такси. Исчезают. Чтобы появиться в другом месте. Там они шумят, задают вопросы, бегают... В этом городе без лишней необходимости вообще никто не бегает. А тут... в Алатырь приехал «Журналистский спецназ».

Именно так, активно погружаясь в жизнь города, в течение трех дней участники акции изучали город. Один из вариантов толкования названия - «камень - пуп Земли, то есть центр мира». Каждая группа должна была найти материальное подтверждение этого утверждения и запечатлеть его. Именно это задание стимулировало ребят к тому, чтобы расспрашивать жителей о легендах, а в итоге привело к директору краеведческого музея, который авторитетно заявил: «Вы представляете себе пуп Земли? Это центр. Ядро. Все остальное - заблуждение».

Нашей группе досталась нелегкая задача - развенчать миф о том, что в городе есть нефть. Дело в том, что вокруг Республики Чувашия нефть есть. В Самарской области, в Татарстане, в Башкирии. Несколько десятилетий назад искали нефть и в Алатыре. Не нашли.

«Алатырская гимнастерка». Так называлось очередное задание, связанное с интерактивным изучением гимназии №6. Именно здесь работает финалист конкурса «Учитель года России» Ирина Львова, литератор, чье стихотворение легло в основу учительского вальса «Время выбрало нас».

Задача - побывать в гимназии, исследовать учебный процесс и подготовить небольшие очерки.

Фирменным стилем занялась Оля Емельянова, ученица московской школы №1259. Фотографией Ольга увлеклась недавно. Но умение точно поймать момент и остроумный взгляд помогают фиксировать интересные моменты.

Интервью с директором школы Владимиром Федоровым делала самая юная участница группы Лиза Маргарян, восьмиклассница из московской школы №1259. Стержневой идеей интервью стала цифра «6».

- Владимир Александрович, назовите шесть главных отличий вашего учебного заведения от других школ города.

- Первое - наша гимназия всегда находится в развитии. Второе - о нас всегда говорят в местном педагогическом сообществе. Третье - это наши дети, которые из года в год показывают высокий уровень поступления в вузы. Четвертое - мы уделяем большое внимание изучению культуры нашего народа. Пятое - культура у нас прочно связана с духовностью, и это еще одно направление, которому мы уделяем пристальное внимание. И шестое - мы единственная гимназия в городе, остальные - школы.

- Перечислите шесть причин, по которым могут отчислить из гимназии.

- У нас только две - это грубейшее нарушение устава или оскорбление учителя.

- Перечислите, пожалуйста, шесть предметов, которых очень не хватает вашему учебному заведению.

- Хотелось бы получить автобус, ведь мы часто выезжаем в этнографические походы. Еще нам не хватает мела, бумаги, учебников и интерактивных пособий. Было бы хорошо обновить оборудование в столовой.

Для того чтобы изучить гимназию изнутри, понадобилось внедриться в учебный процесс на правах новичков. А чтобы понять, чем живут гимназисты вне школы, после уроков те же агенты отправились со своими ровесниками на биографическую экскурсию по городу. Эти два задания выполняли Лидия Каншина, ученица 11-го класса московской школы №842, и Стас Головин.

На обратном пути в поезде мы перешептывались. Было поздно, и в плацкартном вагоне все спали. Провокация оказалась самой интересной формой работы. Хотелось пережить яркие эмоции вновь. Мэр понравился, видно было, что он немного боялся гостей, но честно признался - проблем много, решаем поэтапно.

...О «Журналистском спецназе» дома Лида рассказывала сдержанно. «Отлично съездили. Все понравилось». Она о многом умолчала. О том, как была немного шокирована тем, что провалилась буквально сразу на задании, и как не спасовала - выкрутилась. О том, как на поэтическом вечере в первый день с выражением читала стихотворение Ирины Львовой и видела: автор с удивлением и интересом слушает ее. О том, как в последнюю ночь почти не спала, поскольку надо было придумать выступление группы для отчетной конференции. И об удачной шутке, которую придумала тогда же: «У вас в городе нефть есть? Нет! Как нет? Мамонты, значит, есть, а нефти нет?» - не рассказала.

Москва - Алатырь, Республика Чувашия