Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Главное - рассказывать честно. К сожалению, у нас страна крайностей. Сначала были плохие белые, теперь - красные. Посмотрите на последние фильмы, претендующие на право называться историческими. Насколько сильным стало желание показать в черных красках только большевиков. Я их не оправдываю, но давайте будем хоть чуть-чуть анализировать события. Давайте показывать обе стороны медали, а не закрашивать черной краской то, что до этого считалось белым. Плюсы и минусы были и на той, и на другой стороне. Поэтому главное в освещении тех событий - честность. И, конечно, хорошее знание всех исторических фактов.

Лидия ЖАВОРОНКОВА, учитель истории школы №108, Санкт-Петербург:

- Это зависит от возраста учеников. В младшем звене нужна простота и однозначность в оценках. Чем старше ученики, тем больше исторических красок можно вносить в повествование. Также необходимо учить детей мыслить самостоятельно. Однако это не значит, что их нужно оставлять наедине с историческим материалом, поскольку в силу отсутствия жизненного опыта они не могут верно истолковать те или иные исторические события.

Нина КУЗЬМИНА, учитель истории областного лицея для одаренных детей «Лидер», Волгоград:

- Нужно рассказывать детям о трагедиях прошлого исходя из основного принципа исторической науки - объективности. Обязательно опираться на факты. На уроках с ребятами мы стараемся рассматривать исторические события во всей их многогранности и противоречивости. Анализировать. Не допускать примитивно-однозначного толкования. Исходить из конкретных исторических реалий и взаимосвязей. Можно ли говорить о голодоморе вне контекста той эпохи? В отрыве от происходящих в селе процессов коллективизации, вне государственной политики, системы ценностей, наконец, не принимая во внимание стиль руководства страной, диктат одной личности?

Ирина ПОГОДИНА, учитель истории, заместитель директора по научно-методической работе лицея №137, Омск:

- На Западе, например, современный этап развития не изучается вообще. Люди считают, что нужно время, дабы история «устоялась», получила более объективную оценку, и тогда уже с научным обоснованием ее можно преподносить детям. У нас другая практика. Но, освещая любые события, я не навязываю оценок. Даю несколько научных точек зрения, свое мнение - для того, чтобы дети учились формировать свое.

Ольга УТКИНА, учитель истории школы №22, победитель городского конкурса «Учитель года-2006», Архангельск:

- Оценка трагических событий, произошедших в нашей стране в начале ХХ века, сегодня стала предметом дискуссий. На мой взгляд, это объясняется тем, что данные факты в руках недобросовестных людей могут стать средством очернительства отечественной истории, формирования негативного отношения к прошлому своего народа. Но вместе с тем мне представляется опасным стремление к замалчиванию известных фактов нарушения прав и свобод человека, к ретушированию отечественной истории, ведущее к появлению двойных стандартов. Задача учителя - вести школьника через осознание ошибок прошлого к стремлению сделать свою страну лучше.

Марина ЛЕОНОВА, учитель истории центра образования №1452, Москва:

- Важно преподносить исторический материал с разных сторон, а со временем ученики смогут сформировать свое мнение. Обязательно надо говорить со школьниками о том, что в стране творилось после революции в годы Гражданской войны, о страшных последствиях коллективизации, о репрессиях. Об этом должен знать каждый гражданин России, иначе мы скатимся в идеологию Советского Союза: все кругом враги, а мы самые лучшие. Мы это уже проходили, ни к чему хорошему это не привело. Историческая правда необходима для формирования гражданской позиции. Надо научить понимать и принимать все: и радости, и трагедии. Это история нашей страны, и никуда нам от этого не деться.