Здесь созданы все условия для лечебно-оздоровительной работы, организована психолого-педагогическая коррекционная работа. Помимо воспитателей в садике работают логопеды, музыкальные руководители, психолог, тифлопедагоги, преподаватели изодеятельности, педагог по компьютерным технологиям, а также медицинский персонал: офтальмолог, сестры-ортоптистки, психоневролог. Здесь хорошая техническая база. Ортоптический кабинет оснащен современным офтальмологическим оборудованием и компьютерными лечебными программами.

- Причины снижения зрения самые разные, - рассказывает о своем садике заведующая Лидия Антипова, - в том числе наследственные, экологические, осложнения других заболеваний. В саду 150 детей. Из них 90 ходят бесплатно, это дети, имеющие сочетанные дефекты, то есть что-то еще кроме зрительных нарушений: задержка психического развития, общее недоразвитие речи, инвалидность. Благодаря системному воздействию на ребенка результат у нас достаточно хороший. Чтобы поступить в садик, ребенок вначале проходит медико-психолого-педагогическую комиссию. У нас его осматривает врач-офтальмолог. Просит от родителей эпикриз, откуда видно, куда они обращались и какую помощь получили за период до детского сада. Врач делает соответствующие назначения. Вместе с ним работают тифлопедагоги, которые готовят ребенка к тому, чтобы он мог работать с аппаратом по коррекции зрения, знал, как себя вести, что делать. После обследования определяется индивидуальная карта работы с ребенком. Тут подключаются к работе психолог, логопед, другие преподаватели - с учетом всех рекомендаций, и только такая слаженная системная работа дает результаты. Выпускаем мы детей комиссионно. Каждый малыш обследуется, выявляется уровень его готовности к школе, сравнивается, с чем он пришел и с чем уходит. 97-98 процентов детей у нас выходят с выздоровлением или значительным улучшением. Остальные остаются в силу индивидуальных особенностей. У нас есть очень сложные дети.

- Вам и с родителями наверняка приходится работать...

- Родители знакомятся со всеми особенностями нашей системы работы, с результатами, получают рекомендации, как сохранять зрение ребенка в домашних условиях. В сад ребенок приходит с медицинской картой. Здесь мы заводим свою, где фиксируются все виды лечения, которые получает он за все время его пребывания в стенах детского сада. Детский сад проводит семинары-практикумы для родителей: они не наблюдатели, а участники процесса. Они видят трудности ребенка и уже дома осознанно могут помогать ему. Проблема еще в том, что многие родители стесняются показывать дефект ребенка. Вышли из садика, в трамвае сняли с ребенка очки-аклюдеры (это когда одно стеклышко заклеивается, чтобы заставить больной глаз работать). Детский сад ведет большую просветительскую работу через консультативные, индивидуальные занятия с родителями, стремясь адаптировать родителя к проблемам ребенка. Мы прилагаем большие усилия, чтобы внедрить пап и мам в коррекционно-образовательный процесс. Наш опыт распространяется на все детские сады города, поскольку не каждый ребенок с нарушением зрения может попасть сюда, здесь ведь только сложные дети, сложные случаи.

Педагоги этого детского сада разрабатывают собственные дидактические игры, на них растет уже не одно поколение, а также авторские программы по развитию зрительного восприятия. Чтобы раскрепостить детей, ведется театральная работа, готовятся спектакли.

Садик №132 - обладатель областного гранта. Здесь, как уже говорилось, есть компьютерный класс, в котором постигаются не только азы компьютерной грамотности, но используются и коррекционные программы, проводится гимнастика на расслабление глаз. Кроме того, несмотря на проблемы со зрением, дети замечательно рисуют и ежегодно принимают участие в разных конкурсах, занимают призовые места. Другая задача коллектива - адаптировать ребенка к социальной действительности, он идет в общеобразовательную школу. А там он не должен выделяться ничем.