- Нина Ивановна, все, что делает человек, находит отражение в тех или иных законах. Как с точки зрения областного законодательства поддерживается деятельность по воспитанию детей-инвалидов в детских садиках?

- В сентябре 2007 года в Челябинской области был принят закон «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, в дошкольных образовательных учреждениях, а также по предоставлению компенсаций затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов». По результатам мониторинга были выявлены такие дети, организовано их обучение. Оно ведется родителями самостоятельно. Созданы методические рекомендации, позволяющие проверить, как обучен ребенок. Проверить - в наших руках. В рекомендациях мы предлагаем органам местного самоуправления подключить к изучению возможностей ребенка психолого-медико-педагогические комиссии, которые созданы в области в каждом муниципалитете. Они также отслеживают развитие ребенка. Вот он родился на свет, поставлена инвалидность: по соматическому заболеванию (например, одна почка), по патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. В наших рекомендациях мы предлагаем специалистам психолого-медико-педагогических служб консультировать родителей по всем вопросам, в том числе по реализации программы дошкольного образования. Деньги, выделяемые государством, небольшие, но ведь моральная поддержка при воспитании ребенка очень важна.

У нас реализуется областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области на 2007-2010 годы». В ее рамках оказывается поддержка в том числе и специальным коррекционным учреждениям, детям-инвалидам дошкольного возраста. Предложения правительства области были нацелены на то, чтобы в программу были включены и дошкольные учреждения. Если мы, например, помогаем инвалидам с нарушением слуха, то обязательно должны не остаться в стороне и дошкольники. Министерство образования и науки области разработало ряд документов, регулирующих деятельность учреждений специального (коррекционного) образования, в частности, что касается дошкольного образования - Примерное положение о школьном и дошкольном логопедических пунктах. Подготовлены инструктивно-методические письма и рекомендации: «Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии», «О взаимодействии органов образования и здравоохранения по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии» и другие.

Если же говорить о системе специального образования в целом, то здесь, в области, она характеризуется общей ситуацией по России. Мы сохраняем сеть специальных коррекционных учреждений, в них созданы все условия для обучения (это не только организация образовательного процесса, но и кадры специалистов-дефектологов). Кроме того, в последние годы развивается сеть специальных коррекционных классов в общеобразовательных школах. Существует система интегрированного (инклюзивного, как сейчас говорят) образования. С одной стороны, это вынужденная интеграция: тогда, когда в сельской школе ребенок-инвалид обучается в общем классе, и в этом направлении у нас в области и в самом Челябинске накоплен немалый опыт - весной мы провели обучающий семинар для педагогов, посвященный тому, как внутри общеобразовательного класса обучать детей по разным программам. Если вовремя и квалифицированно начинается работа с ребенком, требующим внимания, специального обучения в дошкольном возрасте, то к школе он будет готов.

Мы открыли в области центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей, больных аутизмом. Эта патология раньше не выявлялась на раннем этапе, детей записывали в группу для глухих, настолько они не реагировали на окружающих. Чтобы помощь была квалифицированной, конечно, нужны кадры, и мы рады, что наш педагогический университет открыл факультет коррекционной педагогики.

- Особая проблема - выявление и обучение детей с умственной отсталостью...

- Да, ее зачастую констатируют только перед школой, будто в дошкольном возрасте ее и в помине не было и только школа делает детей больными. Выявлять таких детей необходимо как можно раньше и сразу же проводить коррекцию. На сегодня (думаю, по России дело обстоит так же) среди общего контингента детей с ограниченными возможностями наибольшее число - с умственной отсталостью. Это и экология, и патология вынашивания, самые разные причины. В дошкольном возрасте ставится диагноз: задержка психического развития. Часто получается, что в дошкольном возрасте умственно отсталые дети находятся в общей группе, если нет видимых дефектов, выдающих отсталость (речь, например). То, что ребенок что-то не усваивает, не всегда настораживает родителей и педагогов. Бывает наоборот: родители обижаются, что ребенок признан комиссией умственно отсталым.

- Что вам еще хотелось бы сделать, усовершенствовать в коррекционной сфере?

- Чтобы родители как можно раньше обращались со своей проблемой в наши психолого-педагогические службы, а те как можно раньше начинали оказывать специализированную помощь по коррекции какой-либо патологии ребенка. Это, конечно, общее пожелание. Но именно своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить к обучению в школе. В дошкольных учреждениях области создаются условия для оказания логопедической, дефектологической и психологической помощи. Если говорить о будущем, мне бы хотелось, чтобы в каждом детском саду был логопед. Их отсутствие - одна из причин неправильной речи, которая сохраняется надолго у человека: сколько мы с вами встречаем косноязычия на телевидении. В области создано положение о создании логопунктов в дошкольных образовательных учреждениях, для помощи детям с легкими нарушениями. Наряду с ними мне бы хотелось, чтобы в детском саду не закрывались, а открывались группы для детей с нарушениями речи при нормальном интеллекте. В школе таким детям тяжело. В детских садах должны быть дефектологи, поскольку воспитатели зачастую не могут выявить, в чем у ребенка патология. Чтобы сохранялись психологи, которые развивали бы память и мышление ребенка, занимаясь с ним, а не только бы выявляли отклонения. К сожалению, ставки таких специалистов невелики.

Я считаю, что в типовое положение по дошкольным образовательным учреждениям надо внести и то, что кроме приходящих врачей там была бы медсестра, которая не отвлекалась лишь на какие-то очередные прививки и вакцинации, но занималась и фитотерапией, проводила кварцевание, другие укрепляющие процедуры и имела бы на это время. Одна из тем для размышления - детский сад для родителей. То есть сад, куда они приходят за ребенком и могут получить все нужные консультации специалистов вместо советов друзей или соседей.