Здесь нет асфальтовых дорожек, как в городских детских садах, дощатый настил ведет к деревянному дому, выкрашенному зеленой краской подстать окружающим лесам, на его стене тут и там разноцветные узоры. Национальные, татарские. Араслановский детский сад этнокультурный, здесь разработана и поддерживается система воспитания детей в национальных традициях. И в этом еще одна, вторая его особенность.

Село Арасланово почти целиком татарское, мононациональное, поэтому то направление, которое ведет детский садик, а называется он «Айгуль» - лунный цветок, востребовано. Кстати, дети учатся здесь говорить не только по-татарски, но и по-русски, ведь они должны быть готовы к школе, когда придет пора. Татарский язык в школе ребята будут учить как родной. Кстати, в школе воспитанники садика «Айгуль» показывают очень хорошие результаты по татарскому языку, завоевывают призовые места на олимпиадах. Двуязычие начали вводить в садике с середины 1980-х годов, и обучение родному языку стало условием развития этнокультурных обычаев татар. Таким образом, в этнокультурном направлении сад работает более двадцати лет, поддерживая связи с учеными Казанского государственного университета.

Для работы педагогический коллектив выбрал программу «Радуга» Татьяны Дороновой, есть все необходимое методическое обеспечение. С 2006 года садик взялся за программу «Наш дом - Южный Урал». Одна из задач педагогического коллектива - обеспечить историческую преемственность, способствовать сохранению, распространению и развитию национальной культуры, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию татарского народа. Педагогические исследования показывают, что именно в дошкольные годы у ребенка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий жизненный путь. Корни всего этого - в языке, который усваивает ребенок через народные песни, музыку, игры, игрушки, во впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

- Начиная с ясельной группы, - говорит заведующая Лина Расуловна Шамгунова, - мы наравне с русским народным творчеством учим детей воспринимать небольшие по объему потешки, прибаутки, татарские сказки, осмысленно пересказывать их. В старшей группе дети знакомятся с бытом, традициями и культурой татарского народа. Это приобщение осуществляется в повседневной жизни через специально организуемые занятия, игры, чтение, проведение праздников. Кстати, праздников у нам много: наряду с татарскими отмечаются русские. У нас создана необходимая предметно-развивающая среда, в которой представлены две культуры: костюмы, утварь, репродукции к русским и татарским сказкам. На занятиях звучит народная музыка, татарская и русская речь. Любимое место для сюжетно-ролевых игр детей - это национальные уголки, ребята здесь качают кукол в зыбке, переодеваются в национальные костюмы. Зимой на участке оживают сказочные персонажи из снега и льда. Каждый год воспитатели вместе с ребятами придумывают новые сюжеты из русских и татарских народных сказок.

Араслановский садик вошел в число лучших детских садов области и получил грант. Лишний пример того, что удаленность от центра не мешает выйти в лидеры, ибо все делают и определяют сами люди: их руки, умение, тепло и стремление сделать лучше все то, что их окружает.

Нязепетровский район