В 2005 году сад в Новобурине стал лауреатом областного конкурса «Детский сад года» за педагогическое мастерство, творческий поиск, высокие результаты в воспитании. В 2008 году стал лучшим детским садом по результатам районного конкурса, получил премию. Имеет садик и благодарности от областного и районного отделов ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сейчас здесь 90 детей, четыре возрастные группы. В залах, где они размещаются, есть игрушки и мебель, сделанные руками коллектива.

Заведующая Ольга Владимировна Попшой начинала воспитателем. Руководителем работает 10 лет. А общего педагогического стажа накопилось уже тоже довольно прилично - 27 лет.

- Почему вы выбрали трудовое воспитание в качестве приоритета?

- Я считаю, - говорит Ольга Владимировна, - что игра и труд для ребенка - самое главенствующее. Если мы научим его, играя, трудиться, он вырастет трудолюбивым человеком. Ведь без труда ничего в жизни невозможно, а тем более на селе. Земля - она сама по себе заставляет человека работать, зовет. Вся территория сада составляет один гектар. Она распределена между нами, всеми сотрудниками. Каждый знает, кто на каком месте трудится, чей участок выглядит лучше. Тут и стимул: если лучше у кого-то, то почему не у меня? Рассматриваем фотографии в кабинете заведующей.

- Это огород, - поясняет Ольга Владимировна, - здесь трудятся ребята старшего возраста с воспитателем. Участок этот переходит от группы к группе, по годам. Здесь, на снимке, вы видите, как создается плетень, дети пришли понаблюдать за трудом взрослого. Наблюдая, они осознают, впитывают: человек трудится. А вот тот же участок, плетень уже мы сделали, идет вспашка земли мотоблоком. Важно показать, что труд бывает разным, как копать лопатой, дети тоже знают. А вот следующий снимок: вместе с воспитателем ребята пришли наблюдать первые всходы. Рядом с грядами - клумба с цветами. Дети видят не только красоту, созданную человеком, но и то, какими усилиями она достигается.

Смотрим снимки далее.

- Вот тоже участок. Первый урожай. Редиска. Сами посадили вместе с воспитателем и теперь за первым урожаем пришли. Собираем все дружно, несем на кухню. Там повара приняли, при детях же обработали, нарезали салатик.

Я рассматриваю следующий снимок: другая, младшая, группа детей и другая ситуация. У них на участке осенний субботник. На земле золотые листочки берез. Малыши, а им по три годика, сгребают их кто в ведерочко, кто на носилочки. Вот мальчик с маленькой тачкой. Их общая цель - сделать на зиму одеяло для корней березки, укрыть их - такой труд им по силам.

- А вот наше картофельное поле, - продолжает рассказ Ольга Владимировна, - идет наблюдение за вспашкой земли. Здесь, на этом особом большом участке, вскапывают землю только взрослые, дети лишь наблюдают. С августа по сентябрь мы едим только свой картофель. А вот другой вид труда - пересадка комнатных растений, и здесь дети рядом с воспитателем, всегда рядом. Труд может быть самым разным. Заправить кровать после сна - тоже труд. Кроме этого большого участка, есть так называемые игровые, где дети не только наблюдают за трудом взрослых, но и трудятся вместе с ними, о чем мы уже говорили. И здесь уж они сами определяют необходимость полива и ухода.

Труд с младшей группы и до подготовительной, в любых формах. Именно он формирует человеческую душу. На селе нельзя без труда на земле, и первый навык, первый пример взрослого, который, может быть, забудется, но будет действовать подсознательно, поможет и в школе. Ведь там начнется другая, но очень серьезная работа - учеба, за которой со временем, отнюдь не долгим, откроется и самостоятельная жизнь.