Когда ребенок или его папа, мама, бабушка переступают порог детского сада, они обязательно должны ощутить атмосферу праздника. В «Колоске» при входе ребятишек встречает радушная «хозяйка» с караваем - большой и красочный рисунок на стене: матрешка с румяными щеками в платочке и сарафане с народными узорами, которая держит в руках на полотенце круглый хлеб с солью, как будто только что вынутый из деревенской печи.

Этот сельский садик, как, впрочем, и другие садики на селе, может показаться скромным. Двухэтажное небольшое здание и рядом в окружении деревьев, таких ярко-желтых золотой осенью, в начале октября, когда довелось мне побывать в Калиновке, детские площадочки, где можно гулять и играть. Но многое зависит от людей, и здесь, в «Колоске», персонал сделал все, чтобы садик стал лучшим. В этот году «Колосок» получил губернаторский грант за работу по духовно-нравственному воспитанию. А вообще в кабинете заведующей садом Марины Петровны Лобановой на стене множество самых разных дипломов и грамот, свидетельствующих об успехах ее «Колоска»: за подготовку к школе, за инновационные внедрения, за создание хороших условий, за воспитание детей. Поднимаясь на второй этаж, обращаю внимание на стенды с фотографиями: трактора, старожилы, сидящие на завалинке вдоль бревенчатой стены, доярки, дома, похожие на украинские хаты...

- У нас детский сад второй категории, - рассказывает Марина Лобанова. - Мы работаем в течение пяти лет по духовно-нравственному воспитанию. Внедрили новую программу «Радуга». Что включает в себя духовно-нравственное направление? Это традиции и уклад славянских и мусульманских народов (здесь совсем рядом Казахстан). Мы сделали в группах славянскую комнату и юрту. В оформлении есть элементы украинского, белорусского, русского народов. Все это в определенной мере отражает население села. Затем - историко-географические представления. Что такое земля? Что такое область? Что такое другие страны? Какие народы есть на земле? Каков уклад их жизни? Чем богат наш Урал? Какие промыслы у нас? Еще мы ведем кружок «Народные игры». Играем в те игры, которые современным детям неизвестны. Ну, например, «Мосолки». Знаете?

- Нет.

- Берется досточка, на ней собираются мосолки, косточки из холодца, а потом бьешь ногой, мосолки разлетаются, выигрывает тот, кто больше насобирает. Есть художественная галерея. Есть театральная деятельность. Занимаемся также краеведением. Создаем альбомы. Оформили стенды по истории детского сада, села: кто был первый председатель, какая техника была на селе много лет назад, кто первые старожилы, ну и так далее. Духовно-нравственное направление включает в себя и культуру поведения. Например, в столовой. Нужно привить самые азы: как пользоваться вилкой, правильно себя вести, делать сервировку стола. А главная, глобальная цель - вырастить доброго, чуткого человека. Пусть он не получит высшего образования, но чтобы он отзывался на доброту и сам мог сочувствовать другим. Имеются перспективные планы по народным традициям, по теме «Земля - наш дом». Ведутся кружки оригами, «Умелые ручки», «Народные игры».

- А что хотите приобрести на грант губернатора?

- АРМ (автоматизированное рабочее место), видеокамеру, цифровой фотоаппарат, велотренажеры. Батуты - это для физического воспитания, еще музыкальные инструменты, игрушки.

На сегодня в садике 39 детей. Некоторых из них подвозят автобусом из близлежащих деревень. В залах «Колоска», как и во многих детских садах, выделены зоны: учебная, изобразительного направления, игровая и другие. В группе дети смешанных возрастов. Есть комната труда, где расположен небольшой верстачок для работы с деревом, музыкальный зал. Одна из небольших комнат, как уже говорилось, стилизована под юрту, другая выглядит, как традиционная славянская горница. Там сооружена печка, стоят старые ухваты, коромысло, половички, чугуночки, керосиновый фонарь.

Предметные знания можно расширять. Вот вещи сороковых годов, а вот - шестидесятых-семидесятых и современность. Взять тот же утюг. Ведь можно показать, как он менялся со временем. Или самовар... А это куклы наших бабушек. Мало того что тут традиции разных народов, но вся эта культура еще делится на временные пласты, чтобы дети могли сравнивать, как все менялось. Как жили бабушки и мамы и как - мы. Это особенно сложно без работы с родителями.

Детский сад в Калиновке был построен в 1980 году. А открылся он раньше, в 1975-м, но с того времени, то есть около пяти лет, располагался в частном доме, куда дети приходили со своей чашкой и ложкой и пребывали, пока родители работали. За эти пять лет садик сменил три здания в селе. Воспитателей в «Колоске» немного, но свое дело они знают и любят. На базе садика работает первый класс общеобразовательной школы. Учителя, ведущие занятия в первом классе, затем будут дальше вести этих детишек в школе, они их не оставят. В детском саду первоклассникам можно питаться, а это немало.

Вот так он и живет, «Колосок», делая свое, может быть, незаметное, но очень нужное дело. Впрочем, работу садика уже заметили в области. Труд коллектива «Колоска» дает добрые всходы!