- На рубеже перестройки, если можно так сказать, ситуация складывалась таким образом, что пришлось часть детских садов закрыть. В советские времена у нас было 29 садов, охват детей дошкольного возраста ими - примерно 70 процентов. В годы перестройки родители, оставшись без работы и без зарплаты, не водили детей в сады. Шесть или семь садиков закрылись. Затем ситуация постепенно стала меняться. Район у нас чисто сельский, основная часть населения, в том числе в райцентре, задействована в сельском хозяйстве. В прошлом году родились 288 детей, за первое полугодие этого года - 222 ребенка, поэтому не только в Чесме, но и в других поселениях появилась потребность в детских садиках. Есть возможность работать, значит, нужно определять куда-то детей. Восстановление детских садов было продиктовано самой жизнью. Происходило это по-разному. Где-то мы открывали новые детские садики, где-то делали группы при школах. В прошлом году дополнительно создали 250 детских мест, открыли три новых детских садика, две группы при школах и примерно в шести детских садах дополнительно по группе. Часть детских садов была не муниципальной, а при хозяйствах, ведомственной. В свое время не только рождаемость уменьшалась, но и разваливалось производство, и как следствие - хозяйства отказывались от детских садов. Нам пришлось брать их под свое крыло. В этих садах, во-первых, и зарплата была меньше, во-вторых, хозяйства не могли обеспечить эти сады инвентарем, в-третьих - и для детей это, наверное, самое главное, - ни игрушек там не было, ни площадок. Сегодня все сады у нас муниципальные. Последний ведомственный сад был в поселке Огнеупорном. Может быть, вы слышали, он находился на территории Казахстана. Два года назад закончила работу комиссия по делимитации границы, и согласно ее решению поселок перешел к России. Садик мы затем тоже забрали в муниципальную собственность. Естественно, эти бывшие ведомственные садики мы постепенно приводили в порядок, сразу все не сделаешь. Особенный рывок сделали в прошлом году, освоили 10 миллионов из областного бюджета, два - из местного. Сегодня остались два детских сада, которые в стадии ремонта. Где-то мы делаем пристройку к школе, открываем пришкольную группу. На наш взгляд, это на сегодня правильное решение. Из сада дети попадают сразу в первый класс, уже заранее привыкая к школе, к режиму ее работы. Думаю, что к Новому году мы запустим два детских садика: это в маленьких поселках Зеленая Долина и Новотемирский, где-то на 15-18 мест. На сегодняшний день у нас 1110 детей в возрасте от 1 до 7 лет, и всех желающих мы обеспечиваем детскими садами. В самой Чесме три детских сада, и в планах строить новые. Предполагаем построить школу на 500 мест (готовим проектную документацию) и детский сад на 200-250 мест. Последние годы садики мы открывали в основном на периферии.

- Как поддерживает район работников детских садов?

- По линии губернатора выплачивается по тысяче рублей воспитателям, по 500 - помощникам воспитателя. Кроме них, в садике еще есть штат, поэтому мы приняли решение по 500 рублей дополнительно из местного бюджета выплачивать всем остальным работникам и по 250 рублей - разнорабочим (поварам, техничкам и так далее). Каждый год я объезжаю все детские садики, в каждой сельской территории. Смотрим, проверяем. Сегодня еще объекты культуры нам нужно до конца довести, будет вообще здорово. Сейчас и игрушек много в садах, и площадки оформлены. Я бываю и в городских детских садах, думаю, что у нас, в общем-то, не хуже, может, и лучше. В том плане, что там по 200-250 детей, и внимание, может, не такое, а у нас все-таки и питание сельское (продукты берут тут же в хозяйствах), и отношение иное - 15-20 детей и 7 человек штат. Это позволяет к тому же лучше подготовить детей к школе. Ребенку, который не был в детском саду, в школе, не секрет, сложнее, он не знает, что такое режим. Кстати, из тех 1110 детей, о которых я говорил, около 400 ходят в детский сад практически бесплатно. Это 40 процентов.

Каждый, кто попадет в детский сад, должен ощущать праздник. Если его нет, если мрачное впечатление о садике, значит, и о школе оно сложится такое же, причем у всех, в том числе у тех, кто приводит в садик своих детей. Значит, соответствующее отношение к знаниям и к учебе сформируется. Я считаю, что к школе детей готовят неплохо. Мы один из самых обеспеченных районов по компьютерам: один компьютер на восемь детей.

- Какие пожелания чаще всего вы слышите от работников детских садов при встречах с ними?

- Пожелания всегда меняются, но так и должно быть в жизни. Конечно, сегодня многие говорят о более высоком материальном обеспечении. Второе: нужны компьютеры и Интернет в детские сады. У нас в каждой малокомплектной школе есть выход в Интернет. И у садиков такие же запросы.

- Вы помните свой детский сад?

- Я родился в Казахстане, неподалеку отсюда. Детский сад помню, конечно. Это был трехквартирный домик в деревне... В этой связи, знаете, другая наша задача, чтобы сюда, в деревню, приезжали молодые специалисты. Нужны условия, чтобы они могли работать. В этом году к нам приехали семь молодых специалистов. Кроме того, что от губернатора выделяются подъемные, мы по 25 тысяч им также выделяем, приняли такое решение. Стараемся выделять субсидии, жилье. Просто построить физкультурно-оздоровительный комплекс - это еще полдела. Нужно, чтобы и тренировали нормально. Сейчас у нас два тренера по борьбе, мастера спорта, помогли им с квартирами решить вопрос. Борьба раньше никогда не культивировалась в районе. И вот за три года эти тренеры подготовили команду молодых ребят, мы участвуем не только в областных, но и во всероссийских соревнованиях. Да и для ребят это стимул: получил в школе тройку или двойку, пришел на тренировку, тренер говорит: с такими оценками ты не сможешь бороться. Вот оно - воспитание силы воли и характера. Мы открыли детскую спортивную школу, раньше ее не было, и не было базы. В прошлом году в феврале открыли бассейн. Была поставлена задача: все дети района должны урок физкультуры хоть раз в две недели или в месяц проводить в бассейне. Закупили шапочки, тапочки, все необходимое, пригласили плавруков. Автобусы от каждой школы привозят своих детей в бассейн. Первое время для некоторых было вообще непонятно, что там делать, но постепенно приучили.

- Дошколят туда тоже возите?

- Нет, это не было запланировано, когда разрабатывался проект, но сейчас купили небольшие резиновые бассейны. А в стандартный 25-метровый бассейн пускать дошколят, конечно, сложно. В резиновом бассейне дети могут плескаться, а родители присматривать за ними.

- Помогает ли вам кто-то с подготовкой кадров воспитателей детских садов? Все же здесь, на селе, свои особенности.

- Скоро эта тема, может быть, уйдет в прошлое, но сейчас у нас есть представительство Магнитогорского педагогического института. Наши кадры заочно учатся в этом представительстве. Сложно из деревни уехать, если человек проработал воспитателем, накопил опыт, чтобы просто повысить образование, общий уровень развития. Не зарплатой живут на селе: люди держат подсобное хозяйство, коров, гусей, свиней и так далее. Оторвать эту женщину и отправить на две-три-четыре недели куда-то - это практически невозможно. Поэтому в свое время мы договорились с Магнитогорским педагогическим институтом об открытии представительства, в Доме творчества подготовили аудитории для студентов. Несколько выпусков дошкольных воспитателей прошли этот институт заочно. Конечно, может, это не то образование, как в самом Магнитогорске, которое дается очно, но, по крайней мере, женщина, уже отработавшая пять - десять лет, имеет практику и получила дополнительное образование плюс диплом о высшем образовании, это для нас, селян, я считаю, очень здорово. Кроме того, мы ведь очень много получаем благодаря общению, когда проходят семинары, совещания, и даже не из того, что говорят со сцены, а в кулуарах. Занятия длятся так же, как и везде, пять лет, две сессии в год, заочники посещают их, сдают экзамены. Преподаватели приезжают из города, в гостинице живут. Сейчас, с реформированием вузов, сложно сказать, что будет дальше. Но повышение квалификации они смогут проходить, однако придется уже ехать в Магнитогорск или Челябинск.

Что греха таить, из села всегда уходили самые смелые, самые умные. Наши земляки стали известными людьми. Наверное, не нужно надеяться, что супергении вернутся к нам и будут воспитателями детских садов. Нужно работать с теми, кто есть, и повышать их уровень - наша главная задача. В этом плане Магнитогорский педагогический институт нам очень помог. Сейчас мы учим еще работников домов культуры, библиотекарей, есть договоренность с Челябинским институтом культуры, они открыли у нас представительство. Директора и заведующие сельскими клубами и домами культуры, сельские библиотекари имеют возможность, не уезжая в Челябинск, получить высшее образование. Стране тоже нужны великие люди, и пусть гении едут в Москву, а мы уж здесь справимся.

- Виктор Григорьевич, расскажите немного о районе.

- У нас чисто сельскохозяйственный район. 260 тысяч гектаров земли, работают не только инвесторы (крупных - три), но много осталось хозяйств. Если брать по использованию земли, то процентов 65 - хозяйства, остальное инвесторы. Занимаемся выращиванием зерновых и животноводством. Работаем не хуже других районов, на протяжении последних четырех лет мы были признаны лучшим сельскохозяйственным районом, последние два года лучшие в животноводстве. Недостатки? Мы находимся, во-первых, далеко от городов, от Челябинска, Троицка, Магнитогорска. У нас нет железной дороги, а это очень важно для экономического развития. Есть полезные ископаемые, на территории района добывается мрамор, есть перерабатывающие предприятия, два дорожно-строительных предприятия, которые работают и за пределами района, строили трассы. Вы ехали по городу, видели, что сейчас мы асфальтируем улицы. Есть строительные предприятия. Недавно мы построили физкультурно-оздоровительный комплекс, есть хороший стадион, бассейн. Работаем над документацией по Ледовому дворцу, планируем, как я говорил, строить школу. Крупных предприятий нет. Земля используется на сто процентов.

Если вновь вернуться к детским садам, то хочу добавить, что при одном из садиков в Чесме у нас открыта круглосуточная группа. Там содержатся либо дети из неполных семей, либо это связано с работой родителей, с длительными дежурствами. Случается, что родители не выполняют свои обязанности, и, лишая их родительских прав, может, не совсем правильно передавать детей в детские дома, а лучше - в детский садик, в круглосуточную группу, к тому же такую, которая бы действовала и в выходные, а с родителями отдельно работать. Ведь есть люди вовсе не конченные, а попавшие в трудную ситуацию и не выдержавшие.

Можно много читать лекций для молодежи: что можно делать и что нельзя. Но лучше занять детей. Мы ставим себе в районе такую задачу: пришел ребенок из школы, должен быстренько сделать уроки и бежать или на секцию, или в музыкальную школу, или еще куда-то. Иначе он бросит портфель, и на улицу. Поэтому мы пытались потихонечку все эти необходимые культурно-спортивные объекты строить и поддерживаем их. Есть огромное понимание губернатора, выделение средств. Россия же, она в первую очередь состоит из таких маленьких районов, как наш.