Как оптимально организовать процесс обучения для педагогов?

Общая схема организации повышения квалификации педагогов может быть представлена следующими структурными компонентами: создание познавательной мотивации; организация деятельности в соответствии с принципами развивающего обучения; контроль и диагностика процесса и результатов деятельности, самооценка.

Создание познавательной мотивации на совместное творчество предполагает подбор организационных форм, позволяющих создать единое информационное поле, снимает тревожность и напряжение. Очень удачно, если выбранная форма позволит одновременно разделить педагогов на подгруппы по самым разным признакам:

По случайному принципу: по посадочным местам, по счету (1-2-3-4 и т. д., одинаковые числа - одинаковые группы): по вытащенным номеркам, цветовым карточкам и др.

Преимущества данного принципа заключаются в следующем: занимают немного времени; комплектуется разнородный состав групп; участники занятий знакомятся друг с другом; никто не может быть обижен антипатией (невыбором в группу).

По интересам: участники занятий группируются по различным темам; участники занятий группируются по относящимся к теме понятиям, символам, картинкам и

т. д.; все участники работают над одной темой, однако подразделяются на классы (по степени продвинутости), делятся в зависимости от должности (заведующая, ст. воспитатель, воспитатель).

Преимущества данного деления: подчинено интересам дела; повышается мотивация к занятию.

По симпатиям: такого рода подразделение имеет смысл лишь при организации групповой работы по одинаковым темам, так как здесь вступает в силу конкуренция. В любом случае при таком принципе формирования группы фактор симпатии зачастую перевешивает фактор интереса.

Преимущества: хорошая рабочая атмосфера; хороший климат в группе приводит к улучшению результатов работы.

При организации групповой работы, как правило, различают фазы «подготовка», «проведение» и «анализ результатов». Групповая работа, как правило, эффективна в том случае, когда руководитель создает определенные предпосылки, это: ясная постановка целей; рабочее задание, не вводящее в заблуждение (в письменной форме для каждой группы); сценарий (инструкция) работы группы в виде рабочих пособий (или приложений); подбор необходимого материала (литература, словари); договоренность о видах и методах достижения результатов и предоставления отчета; примеры результатов работы других групп; четкие временные рамки, включая предполагаемые паузы в работе; указание места работы группы; определение объема группы (максимальное и минимальное число участников) - группы из 4-6 человек особенно эффективны для работы.

Также при интерактивном процессе в малой группе полезно четко определить функции отдельных ее членов. В этом могут помочь карты с различными знаками, которые символизируют эти функции. В противном случае может произойти то, что в конце групповой работы никто не изъявит желания взять на себя ответственность и доложить о результатах работы, так как в группе никто не вел протокол этой работы. Закрепление функций (ролей) уменьшает чувство неуверенности в себе.

Председатель, руководитель группы - тот, кто получает эту карточку, чувствует себя особенно ответственным за ход работы в группе и пытается структурировать рабочий процесс.

Контролер времени - смотрит за соблюдением времени работы, следит за экономным его использованием, напоминает о том, сколько времени осталось до окончания работы.

Протоколист - ведет протокол работы группы, закрепляет все то, что сделала группа. Он представляет результаты работы. С самого начала он должен знать, в какой форме должны быть представлены результаты групповой работы. Если эта форма не задана руководителями, то группа заранее должна обговорить ее, так как от этого зависят характер записей и ведение протокола.

Слушатели могут формулировать свою позицию по отношению к материалам, связанным с темой занятия. В этом случае они готовят свои отзывы по этим материалам.

В ходе заключительной части групповой работы педагоги осуществляют контроль и диагностику процесса, результатов обучения, оценку собственной деятельности, ведущего и всего мероприятия.

Выбирая тот или иной метод, следует учитывать не только структурные компоненты проводимого мероприятия, но и содержание, степень теоретической готовности педагогов по изучаемой теме. Мы считаем, что, имея четко поставленные цели, отобранное содержание и арсенал активных форм и методов обучения, старший воспитатель может создать эффективную систему работы по повышению квалификации педагогов.

Марина СЕМЕНОВА, Стелла ДАНИЛЕНКО, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад первой категории №213, Челябинск