- Чтобы говорить о сегодняшней системе дошкольного образования Снежинска, надо немного вернуться в историческое прошлое. 1955 год, решение о создании нашего города, принятое на самом высоком уровне в правительстве страны, создание второго ядерного центра, параллельно с Саровским, для решения определенных задач по созданию, скажем так, оборонного щита. Сюда едет огромное число молодых специалистов, окончивших московские, ленинградские и другие вузы. Для них создаются не только условия для работы, но, конечно, идет соответствующая социальная поддержка, строительство школ, дошкольных учреждений, учреждений культуры, спорта. Все это параллельно со строительством города. Понятно, что рождалось много детей. То законодательство, которое действовало в 1950-е годы, не позволяло мамочке сидеть достаточно долго с ребенком. Дедушек и бабушек тоже особенно не было: все в основном приезжие. Поэтому организовали сеть групп с пребыванием детей грудничкового возраста. Создание системы дошкольного образования, а она входила в систему градообразующего предприятия, была особой частью социальной политики. Понятно, что в эти садики ходили детки, чьи родители работали и в других организациях города, тем не менее они были ведомственными. До начала 1990-х вопроса об устройстве детей в дошкольные учреждения фактически не существовало. Были вопросы, связанные с обеспеченностью кадрами, они решались директивным способом.

- Итак, мы с вами подходим к 1990-м годам. Непростое время...

- Вы знаете, что происходило в России в 1990-е годы. В эту эпоху ломки социального устройства происходит откат системы дошкольного образования, детей рождалось мало, содержать здания муниципалитеты не могли, но в городе Снежинске наблюдалась все же несколько иная картина. Другие люди, замкнутость системы, экономический коллапс и его влияние были довольно условными: ядерный щит все же продолжал оставаться таковым, хотя определенные проблемы с финансированием оборонных кадров были. Тем не менее социальная сфера в городе оставалась живучей. В начале 1990-х годов институт передал в муниципальное ведение всю систему дошкольного образования. С учетом того, что рождаемость резко сократилась, нам вполне достаточно было тех зданий, которые имелись тогда. И мы не вывели из системы дошкольного образования, как это было повсеместно в России, ни одного приемлемого здания, где можно было создать условия для содержания детей. Город делал ставку на создание 8-12-групповых детских садов с соответствующими условиями, бассейнами, музыкальными залами. Итак, эти десять лет, до начала ХХI века, когда большой рождаемости не было, мы сохраняли здания.

- А потом?

- ХХI век начался для нас с разных сложностей. Сократились средства, которые поступали в закрытые территории. Были непростые времена в развитии социальной сферы. И руководство города, и управление образования, а в 2002 году произошло объединение двух систем - дошкольного и общего образования, всегда имели в виду задачу обеспеченности мест. Были диспропорции в географии предоставления этой услуги. Город сегодня разбит на две части: старая, где мы с вами находимся, строившаяся еще в 1950-х годах, и новая, которая строилась в последние 25 лет. Половина города живет в старой части, половина - в новой. А там дошкольных учреждений всего четыре из двадцати трех. Это (хотя в новой части и большие сады, и хорошие условия) вносит некий дисбаланс. Родителям приходится добираться из одного микрорайона в другой. 15 минут ходьбы или две минуты на такси. Для больших городов такая проблема странна, но мы сталкиваемся с понятным, наверное, желанием родителей, чтобы детский сад был поближе к дому.

Сейчас закладывается новый строительный проект: 12-групповой детский сад в 19-м микрорайоне, заканчивается разработка проекта на реконструкцию недостроенной школы под детский сад, где будет 220 детишек. Введя эти два дошкольных учреждения в ближайшие два-три года, мы значительно снизим проблему с предоставлением услуги в новом микрорайоне. Параллельно с сокращением численности детей в 1990-е годы у системы дошкольного образования появилась возможность расширять спектр услуг, связанных со специальным коррекционным образованием. Вы знаете, что нормативы наполняемости в этих садах меньше. Для того чтобы не терять площадь, а использовать ее соответствующим образом, в 1990-е годы стали создаваться и развиваться и группы, и дошкольные учреждения со специальными, скажем так, возможностями оказать помощь. Сегодня в сети детских садов представлен весь спектр: 23 садика, из них 6 компенсирующих, 8 комбинированных и остальные - общеразвивающие. Из тяжелых патологий, которые, к сожалению, встречаются у детей, мы не можем охватить полностью глухих, их направляют в областные интернаты. Все группы патологий охвачены, кроме гастроэнтерологической, но есть в детских садах такая услуга, как индивидуальное питание, то есть ребенок имеет возможность питаться по определенной диете. Есть специальный детский сад для детей с патологией зрения: косоглазие, инвалидность по зрению, слабовидение. У нас достаточно высокий на сегодняшний день уровень дифференциации услуг. Если у ребенка та или иная патология, особенность в развитии, те или иные пристрастия, он тем не менее имеет возможность получать весь спектр образовательных услуг.

Что касается грудничковых садов и групп, то в недавние годы мы столкнулись с проблемой отказа от воспитания детей (так называемое социальное сиротство), с необходимостью оказывать такую услугу обучающимся студентам, мамам-одиночкам, военнослужащим, которым режим работы не позволяет сидеть дома, - были созданы условия и для таких детишек. Направление происходит на основании социальных показаний. Идет обращение на имя руководителя управления образования, изучаются документы, потребность, необходимость семьи для оформления ребенка. Мы же педагоги и понимаем: маленькое дитя оторвать от мамы - это стресс и для ребенка, и для родителей, но есть и социальные показания.

- Как удавалось вам в 1990-е годы сохранять сеть детских садов?

- Мы пошли вот по какому пути. Школьников было много, дошкольников мало. Мы 14 первых классов направили в дошкольные учреждения, создали условия: полноценное питание, сон, воспитатели, учителя. И последние 10-15 лет активно работали по таким первым классам. Сегодня, когда школьников становится все меньше, а дошкольников больше (у нас в городе, кстати, рождаемость тоже идет на увеличение), мы выводим эти первые классы из садиков. Сегодня таких классов при садиках пять, на следующий год, может быть, оставим один, и то специальный класс, для детей с проблемами глаз. Все остальные будут обучаться в школах. Политика города в плане использования возможностей образовательной системы дала нам карт-бланш на такое решение.

У нас нет очереди в детские сады еще и потому, что мы в свое время создавали дополнительные спортивные залы в садиках. А когда пришло время и область стала отпускать деньги, мы переоборудовали эти залы в групповые ячейки. Пытаемся прогнозировать прирост детей дошкольного возраста, и у нас в запасе есть ряд дополнительных помещений, со временем при наличии средств мы переоборудуем их. Есть еще два уникальных садика, о которых стоит упомянуть: №6, суточного пребывания детишек, и №14, где созданы интегрированные группы для детей с обычными образовательными потребностями и дефектами в развитии, в том числе с тяжелыми инвалидными формами. Почему круглосуточное пребывание - понятно: разные люди, социальные потребности, условия, и у нас в городе много семей, которые работают посменно. Как бы ни хотелось, как бы они ни обожали своего ребенка, приходится отдавать, а бабушек и дедушек нет. Есть категория детей, которые не подлежат содержанию в детском саду по страшным диагнозам, ну, например, саркома мозга. Или злокачественное течение эпилепсии. Или глубокая умственная отсталость, детский ранний аутизм. Пребывание дома, отсутствие возможности посещать традиционные детские сады, общаться со сверстниками - все это ведет к вторичным социальным отклонениям в развитии. С таким ребенком редко придешь на праздник, выйдешь на улицу, и как следствие - родители также оказываются вне социума. В 14-м детском саду работают по системе Марии Монтессори. Занятия проходят в присутствии родителей. Работают психолог, дефектолог, логопед, педагог-учитель Монтессори. Анализ возможностей Монтессори-метода показал педагогическому коллективу, что условия сада, реализация личностно ориентированного подхода и уникальная методика обучения с помощью Монтессори-материалов как нельзя лучше подходят для детей с ограниченными возможностями. Если они имеют возможность общаться со сверстниками, то получение навыков практической жизни, основы знаний в рамках дошкольной программы может решить многие проблемы семей, где растут такие дети. И любая подвижка воспринимается как большое счастье. Например, ребенок не мог ходить и вдруг сделал шаг... И тут видишь, что есть для чего жить и стараться, вкладывать деньги. В садике разные дети, они делятся на группы. У одних сохранный интеллект, у других более тяжелые отклонения в развитии. Занятия проводятся в группе, индивидуально, в присутствии родителей, как я уже говорил. Одна из задач - показать родителям возможные пути работы с детьми дома.

Еще одним из направлений развития системы дошкольного образования является забота о здоровье через спорт. У нас возрождена спартакиада «Крепыш» для детей дошкольного возраста, превратившаяся в общегородской праздник. В ней есть отдельные направления: «Крепыш» для возраста с пяти до семи лет, «Крепышок» - с трех до пяти и «Крепышонок» - с года до трех. Ухудшение здоровья - одна из острых проблем, стоящих перед обществом, поэтому с этим необходимо бороться с самого раннего возраста.

- Хотя Снежинск - закрытая территория, это вовсе не значит, что воспитатели не участвуют в конкурсах и не имеют возможности побеждать.

- Вы правы. У нас есть лауреаты гранта губернатора, не один. Мы активно готовимся к участию в конкурсе «Педагог дошкольного образования». Существуют городские гранты для победителей конкурса «Воспитатель года», который проходит на протяжении последних пяти лет. Победитель получает до

30 тысяч рублей. С прошлого года на уровне области введены для воспитателей и младших воспитателей доплаты. На уровне города мы ввели свои небольшие доплаты, до 500 рублей, для остальных работников детских садов. Наши садики участвовали, побеждали, получали премии в конкурсах по информационным технологиям «Зеленый огонек». Когда началась реализация национального проекта, то у нас в его рамки было введено и дошкольное образование: ряд конкурсов, которые обходятся в приличную сумму, - на звание «Детский сад города», «Лучший воспитатель», по инновациям в дошкольном образовании, организации летне-оздоровительной работы. Благодаря таким конкурсным грантовым заданиям руководители учреждений разрабатывают свои проекты. Мы стремимся дать воспитателям высшее образование, направляем их в представительство Московского педагогического гуманитарного университета, которое здесь есть, в филиал Челябинского педагогического, Южно-Уральского университетов. Это дает возможность расти, повышать категорию и соответственно зарплату. Говорить о нехватке воспитателей я бы не стал. Социальная защита, материальная поддержка, уверенность в будущем плюс жилье (глава города выделяет нам, в том числе для привлечения молодых специалистов, арендное жилье) - это все позволяет нам более-менее уверенно себя чувствовать. Поддерживать надо сильных. Маяк - он должен светить и звать всех за собой, и, я думаю, это правильно.

Снежинск