Много предметов народного творчества можно встретить в быту: нижнетагильские подносы, карталинские ковры, оренбургские пуховые платки, южноуральскую фарфоровую посуду, керамические изделия города Невьянска, различные предметы быта из дерева, расписанные под хохлому мастерами города Касли и др.

Все перечисленные культурные ценности родного края обеспечивают решение задач формирования нравственно-духовных основ личности ребенка дошкольного возраста, погружение ребенка в мир культуры малой родины, введение в духовную атмосферу родного края, обогащение его внутреннего мира. И чем богаче опыт ребенка, по мнению Льва Выготского, тем больше материал, которым располагает его воображение. Обогащение и систематизация чувственного опыта ребенка дошкольного возраста - главная задача педагога.

Практика показывает, что педагоги часто испытывают трудности в подборе материала региональной направленности, именно в определении тематики занятий изобразительного цикла, ее включении в содержание раздела комплексной программы, реализуемой в ДОУ, в выборе авторских произведений местных художников, композиторов, поэтов и писателей. Анализ образовательной области «Изобразительная деятельность» программы «Развитие» показал, что в содержании образовательной программы отсутствуют задачи по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства, рекомендации по включению регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. В связи с указанной проблемой возникает потребность в привлечении материала региональной направленности в рамках реализации комплексной программы.

Алгоритм действий педагога по приобщению детей к творчеству народных мастеров может быть следующим:

1. Выбор материала регионального содержания в соответствии с целями, заявленными в изобразительной деятельности реализуемой комплексной образовательной программы (с учетом возрастных особенностей детей).

2. Обогащение развивающей среды материалами регионального содержания (предметы декоративно-прикладного творчества, произведения уральских детских поэтов, произведения живописи, графики уральских художников, игры, продукты детского творчества).

3. Согласование тематики занятий, обозначенных в комплексной образовательной программе, с региональным содержанием.

4. Регламентация деятельности по использованию отобранного материала регионального содержания (составление перспективного плана на определенный срок).

Как известно, решение задач по овладению средствами изобразительного искусства в программе «Развитие» осуществляется на основе дидактического принципа, согласно которому развитие ребенка происходит от общего к частному. Первоначально, в младшей группе, дети «опредмечивают» какой-либо предмет, затем выполняют действия детализации, а в старшем возрасте уже создают живописные композиции из предметов, взаимодействующих друг с другом. Именно в этой логике и осуществляется подбор материала регионального содержания. Кроме того, при выборе тематики занятий учитываются образовательные задачи, стоящие в реализуемой программе.

Так, например, во второй младшей группе при решении задачи по освоению действий опредмечивания, создания графического изображения предметов детям предлагаются скульптуры малых форм: статуэтки животных, изготовленные из фарфора, дерева, камня, бересты. Знакомство с произведениями уральских мастеров осуществляется и при овладении способом ритмической организации листа. При заполнении листа бумаги линиями разного типа могут использоваться элементы уральского ткачества. Детям предлагают ознакомиться с узорными половичками, которые не у каждого есть дома. Разнообразие видов и форм половичков (круглые, прямоугольные, длинные, полосатые или с узорами) позволяет легко включить их в тематику занятий: «Разноцветные ниточки», «Красивый полосатый коврик», «Разноцветные клубочки» и др.

Дополнительные темы не приводят к увеличению нагрузки на детей, поскольку в ходе занятий решаются задачи, обозначенные программой. Воспитатель может регулировать количество занятий по мере овладения детьми программным материалом.

Дополнительно используется художественное слово. Так, на занятии «Дым клубится» воспитатель может зачитать стихотворение уральского поэта Н.П.Шилова «Два дымка»; на занятии, где дети овладевают способом ритмической организации листа с помощью приема примакивания кистью, - можно прочитать песенку про дождик.

В средней группе дети овладевают действиями детализации, отображая действия объекта в движении. В предварительной работе можно рассмотреть статуэтки животных, изготовленных из уральских камней, чугуна (каслинское литье), бересты. Так, при подготовке к занятиям по темам «Черепаха», «Черепаха на песке» проводится рассматривание статуэток черепах, изготовленных из нефрита и розового кварца, используется художественное слово Н.В.Пикулевой «Черепашка Рура». На занятиях по темам «Собака лежит», «Кошка, играющая на ковре» (рисование) организуется просмотр кошек и собак, изготовленных из металла (каслинское литье). Знакомство с уральским ткачеством находит свое продолжение на занятии по аппликации «Коврик для веселых человечков».

При знакомстве детей с одним из жанров изобразительного искусства - портретом в цикле занятий на тему «Цирк» («грустный - веселый» клоун) в предварительной работе можно использовать произведения уральских художников-портретистов.

Работа по созданию предметного изображения - деревьев («Дерево в тихую погоду», «Дерево в ветреную погоду», «Куст и дерево») в качестве наглядных моделей используются поделки в виде деревьев из натуральных камней (лазурит, аметист, горный хрусталь). Знакомство детей с родной природой осуществляется в рамках темы «Облака в небе и лужи на земле» с использованием работ художников-пейзажистов.

В старшей группе скульптура малых форм присутствует на занятиях по изобразительной деятельности: «Человек, катящий снежный ком» (лепка), «Мальчик, удерживающий на поводке собаку» (лепка и рисование), «Акробаты» (рисование). Наглядными моделями выступают статуэтки детей в движении, изготовленные из металла (каслинское литье) и камней (малахит, мельхиор). В этой же возрастной группе цикл занятий посвящен теме волшебной сказки. При работе над этой темой нельзя обойтись без уральского сказочника Павла Бажова. Его сказы хорошо сочетаются со знакомством и рассматриванием иллюстраций художников-графиков.

В подготовительной группе, при формировании у детей представления о пейзажной живописи, осуществляется знакомство с направлением городского пейзажа - тема «Праздник в городе». При работе над этой темой используются репродукции местных художников-пейзажистов (И.Л.Вандышев «Площадь революции», И.А.Кучма «Сквер ЧТЗ»).

Очень удачно вписывается в историческую тему информация об изделиях уральских мастеров - каслинское литье, златоустовская гравюра. На занятиях в рамках указанной темы дети знакомятся с красотой чугунного узорочья каслинских мастеров. При подготовке к этому занятию целесообразно организовать целевую прогулку - экскурсию к зданию бывшего Дома моделей, мосту через реку Миасс, где можно увидеть отдельные элементы чугунного литья.

Златоустовская гравюра включена в тему «Меч-кладенец Ильи Муромца» (рисование). Предварительная работа предполагает проведение игры «Путешествие в город мастеров - Златоуст». В игровой форме детям преподносится информация о том, как зарождалась златоустовская гравюра на стали, какие сюжеты используют художники в своем творчестве, дети знакомятся с техникой изготовления гравюры, характером цветового исполнения. В ходе работы осуществляется декоративно-макетная проработка отдельных элементов будущей композиции: знакомство с предметами быта и обихода, посудой, старинной одеждой.

Таким образом, в процессе творческой деятельности ребенок воплощает образы национального фольклора, воссоздает элементы народной росписи, он переживает, глубоко любит то, что изображает, действует в рисунке как соучастник событий, выражает к ним свое отношение.

Татьяна ЧУПРИКОВА, муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад первой категории №213, Челябинск