Статфакт

В Челябинской области принята областная целевая программа «Развитие дошкольного образования» на 2006-2010 годы.

Общие затраты на реализацию этой программы - 3067388,2 тысячи рублей.

Реализация программы должна обеспечить к концу 2010 года:

введение 27040 новых мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;

дополнительное привлечение в систему дошкольного образования около 37000 детей;

увеличение охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием до 80 процентов;

увеличение числа детей, посещающих группы социальной помощи;

открытие дополнительных 135 групп альтернативных форм организации дошкольного образования;

открытие дополнительных 75 оздоровительных и 86 коррекционных групп;

повышение до 26 процентов доли педагогов с высшим и незаконченным высшим образованием;

переход всех дошкольных образовательных учреждений на работу по образовательным программам нового поколения;

капитальный ремонт 100 зданий дошкольных образовательных учреждений.

В Челябинской области 1578 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 178000 детей.

- Владимир Витальевич, системные изменения, запущенные нацпроектом «Образование», не затрагивают дошкольную сферу. Как сложилось, что вы стали заниматься таким немодным направлением?

- Лев Толстой говорил о том, что от рождения до пятилетнего возраста проходит целая жизнь, от пяти лет до глубокого старика - шаг. Мы сегодня занимаемся целой жизнью.

В 1997 году к власти пришел нынешний губернатор Челябинской области Петр Сумин. Одним из его первых распоряжений был запрет на приватизацию детских садов. Тогда в нашем регионе была прекращена порочная практика закрытия и передачи коммерческим структурам ДОУ. К тому моменту мы упустили 797 учреждений, которые закрывали в период с 1991 по 1996 год. Для жителей области это оказалось настоящей трагедией. Тогда никто и не думал о последствиях. Детей становилось меньше. Все пытались хоть как-то выжить. После этого постановления в области были приняты три программы развития дошкольного образования. В результате за последние шесть лет число детей, посещающих детские сады, увеличилось со 123000 до 180000.

- Сколько малышей в вашем регионе стоят в очереди?

- Вопрос об очереди мне кажется очень интересным. В России вообще наблюдается особая любовь к очередям. Люди страхуются и пытаются встать в очередь даже до рождения детей. Но без свидетельства о рождении это невозможно, поэтому родители, как только получают документ на своего ребенка, тут же несут его в детский сад. Как вы понимаете, сегодня половина очереди - это груднички. Теперь немного математики. В очереди у нас 33000 детей, а выпуск следующего года - около 50000. Несложно догадаться, что в следующем году очередь должна исчезнуть. Но грудничкам сады понадобятся через пару лет. Подобные проблемы у нас наблюдаются в пяти городах: Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, Троицке и Миассе.

- Дошкольное образование должно быть первоочередным по скорости решения управленческих проблем?

- Оно должно быть первым во всех отношениях. В Челябинской области в детский сад ходят 76 процентов малышей. Это почти на 18 процентов больше, чем общероссийский показатель. Правительство нашего региона поставило задачу: к 2010 году 80 процентов ребят должны посещать детские сады. Сегодня у нас уже есть территории, где нет никакой очереди. Там в садик можно устроить в любом возрасте. Так происходит в Южноуральске, Озерске, Трехгорном. А в Снежинске вообще ситуация уникальная. Здесь 97 процентов детей ходят в детские сады. В декабре этого года у нас появится первый сельский район, где не будет никакой очереди. Речь идет о Чесминском районе, в тех селах и деревнях, где нет садов, ребят будут возить на школьном автобусе до ближайших школ, в которых открыты специальные группы для дошколят. Пока старшие дети учатся в школе, младшие ждут их в группах, а потом все вместе возвращаются домой.

- Действительно, прорывной момент при решении проблем дошкольного образования произошел у вас за последние два года. С чем это связано?

- Губернатор области выделил нам два миллиарда рублей на 2007 и 2008 годы. Он поставил задачу по сокращению очередности. К тому моменту 297 детских садов находились в муниципальной собственности, но в них уже располагались коммунальные или социальные службы. Сегодня нам удалось вернуть в систему образования 81 сад. В прошлом году мы вновь организовали 9334 новых места, а за 10 месяцев этого года - около 9000. Мы использовали самым эффективным способом выделенные деньги, хотя могли на них построить новые сады. Муниципалитеты получили от нас финансирование из расчета 40000 рублей на одно новое место для дошкольника, остальное должна была вкладывать местная власть. Если бы мы строили сады, то одно новое место обходилось бы нам в 250000 - 300000 рублей.

С 1 сентября 2007 года губернатор ввел дополнительное вознаграждение воспитателям по 1000 рублей в месяц, а нянечкам - по 500 рублей, после чего он обратился к главам муниципалитетов, чтобы они поддержали надбавками другие категории работников детских садов. Откликнулись все 43 муниципалитета. Самыми эффективными оказались города Челябинск, Магнитогорск, Снежинск и Озерск. В области заработная плата воспитателей увеличилась на 70 - 90 процентов. Все эти доплаты сохраняются в бюджете 2009 - 2011 годов.

Помимо этого дошкольное образование было встроено в нацпроект. Три года 100 лучших воспитателей ДОУ получают по 30000 рублей, а 100 лучших детских садов - по 250000 рублей. В прошлом году на укрепление материально-технической базы было выделено по 1000 рублей на каждого ребенка. Для заведующих ДОУ это оказалось хорошим подспорьем, они смогли потратить их так, как считали необходимым.

В этом году у нас прошел конкурс «Лучший воспитатель», в нем победила потомственный воспитатель Наталья Владимировна Волобуева из села Агаповка, которая уехала из Челябинска на губернаторском подарке - автомобиле «Лада».

- Владимир Витальевич, как вы решали проблемы с ясельными группами?

- Кроме материальной проблемы, а точнее сказать, полного отсутствия всего того, что должно быть в яслях, мы столкнулись и с социальной. В городе Снежинске в рамках эксперимента были организованы ясельные группы, куда мы начали принимать четырехмесячных малышей от матерей-одиночек, которые в силу материальных проблем были вынуждены выйти на работу. Городские власти организовали автобусы для мам, которых дважды в день привозили в ясли, чтобы мамы могли покормить ребят естественным способом. После вскармливания устанавливался интимный контакт, и мамы перестали отказываться от грудных детей, они стали привязываться к ним. Это оказалось решением национальной проблемы. Подобный пример говорит о том, что если дошкольным образованием заниматься всесторонне и целенаправленно, то можно получить огромный социальный эффект. Идеологом этого проекта стал первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов. В 1997 году он провозгласил два лозунга: «Грудное вскармливание» и «Дошкольное образование». Он всесторонне изучил проблему и стал продвигать идею. В регион зачастили светила педиатрии, на конференциях и симпозиумах бушевали нешуточные страсти. Каждому педиатру было дано задание, они ходили, проверяли мамочек на дому, убеждали их, что нужно кормить малышей грудью. Сегодня у нас растет 85 процентов детей, выкормленных естественным путем. Его пользу никакими искусственными смесями не перебить. Дети быстрее развиваются, начинают хорошо говорить, ходить и мыслить, а значит, будут более успешными в жизни и в школе.

- И параллельно вам пришлось решать проблемы переподготовки воспитателей?

- В советское время 96 процентов ДОУ находились у предприятий, и они самостоятельно решали этот вопрос. В новое время действительно возникла очень острая кадровая проблема. Четыре года назад мы выделили нашим институтам

20 миллионов рублей на плановую переподготовку. Кроме этого, открыли специальности в четырех педколледжах и уже подготовили около 7000 воспитателей. В Челябинском государственном педагогическом университете открыли факультет дошкольного воспитателя, где, кроме стандартных специальностей, стали готовить и логопедов. Когда в регионе заработали межшкольные методические центры, мы открыли там курсы для дошкольников, и у нас появилась плеяда молодых воспитателей, которые хорошо разбираются в компьютерах. С прошлого года мы стали изучать мировой опыт применения компьютеров в детских садах. Самыми продвинутыми оказались Южная Корея, Канада и Япония. Но дело в том, что там не оказалось русскоязычных программ. В рамках нацпроекта «Образование» мы приобрели компьютерные игровые комплексы и параллельно организовали областной конкурс мастерства для педагогических работников дошкольных учреждений. Участники конкурса помимо прочего должны были разработать такие программы. Это оказалось особенно востребованным в коррекционных дошкольных учреждениях, поскольку при их помощи можно лечить, например, косоглазие. В этом году уже 20 детских садов получат у нас игровые комплексы вместе с программами.

- Владимир Витальевич, хороший воспитатель - какой он?

- Тот, которого любят дети. К которому каждое утро приходят родители за советом. Фантазер, который каждый день может, обладая душой ребенка и умом взрослого человека, тонко направлять процесс воспитания.