Комментарий «УГ»

ОТ РЕДАКЦИИ. Учителей года России так же тепло и восторженно встретили в Салехарде, где начиналось «педагогическое путешествие», и в Новом Уренгое, завершившем его. Подобная профессиональная солидарность не случайна. Край романтиков и энтузиастов, как его часто называют, оценил мастерство учителей, обладателей Хрустального пеликана, поскольку и сам богат талантами. Мы еще обязательно расскажем о Ямале, о динамично развивающейся системе образования арктического фасада России. Очередная школа УГ при «УГ» дала старт нашему новому сотрудничеству.

Открытые уроки и мастер-классы лучших учителей России подтвердили истину о том, что учитель - волшебник.

Уроки литературы как искусства слова Олег Парамонов строит по законам искусства: от художественной детали, символического образа, содержащей тайну строки стихотворения он ведет старшеклассников к эстетическим, нравственным, философским размышлениям и выводам. А главное, учитель-мастер идет от мировоззренческой позиции поэта, от особенностей мироощущения его лирического героя к своей душе, а от нее прокладывает хрустальный мостик к чувствам и мыслям, к душам детей.

Глубокое видение предмета, раскрытие внутрипредметных связей на основе широких математических обобщений, строгая логика и гармония в сочетании с гуманистической направленностью отличают уроки учителя математики Анны Мехед, лауреата премий Президента РФ и мэра Москвы. Талантливый учитель создает проект, включая в сложный математический материал (проведение сравнительного анализа пирамиды и призмы) интересные сведения по географии (измерение длины береговой линии Великобритании).

«Музыка - душа моя, - так, как и Михаил Глинка, может сказать учитель музыки, кандидат педагогических наук Артур Заруба, добавив при этом, - уроки музыки - жизнь моя». Учитель помогает ребенку познать себя, незаметно формируя те качества, которые заданы педагогической концепцией. Подобно Дмитрию Кабалевскому, он ведет человека «от маленького исполнителя - к большому слушателю».

Независимо от предмета учителя строят образовательный процесс на основе педагогики сотрудничества, используя форму общения - диалог, направленный на совместное с учащимися конструирование урока, развитие его замысла. Только так можно воспитать их готовность к информационно-коммуникативной деятельности, развить культуру личности.

Поэт прав: «Ведь если звезды зажигают... значит - это необходимо...»

Только учитель, находящийся в состоянии постоянного поиска, научит школьника самостоятельно открывать знания, показывая собственным примером, что учение - индивидуальная деятельность, личностно значимая, источник теоретических знаний и саморазвития. Лишь творчески работающий учитель может увлечь ребенка, вдохновить его, включить в поисково-творческую и исследовательскую деятельность. А это непременно даст свои результаты.

Спасибо Всероссийскому конкурсу «Учитель года»! Он открывает таланты учителей-жемчужин. Встреча и общение с ними доставили нам огромную профессиональную и человеческую радость.

Светлана ЕДРЕННИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №8, Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ