Комментарий «УГ»

К теме федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) «УГ» обращалась не раз. Мы обсуждали, какими будут стандарты нового поколения для начальной школы (см. «УГ» №3 от 22 января 2008 года), как определить результаты обучения («УГ» №38 от 16 сентября 2008 года). В рамках Дискуссионного клуба «УГ» также затрагивалась проблема новых стандартов (см. «УГ» №41 от 7 октября). В рубрике «Из первых рук» были опубликованы основные положения ФГОС (см. «УГ» № 44 от 28 октября).

Для того чтобы выполнить эти требования, государство через ФГОС, а регионы, школа и учитель автономно должны сформулировать требования к выбору содержания и технологий общего образования, имея в виду, что загрузка памяти ребенка должна быть эффективной, позволять самоперезагрузку, самонавигацию в знании с целью самостоятельного получения протоэкспертного знания, позволять аутентичную когнитивную деятельность, вести к тому, чтобы освоенное знание позволяло выбор траекторий его дальнейших успешных наращиваний, позволяло использовать эти траектории для успешного позиционирования личности в сообществе, где она живет и действует. Концепция РАО исходит из того, что учитель и учебные материалы потеряли свою монополию как источники «школьного» знания, что классно-урочная трансляция давно вступила в бесперспективную конкуренцию со знанием в Сети, которое фактически уже доступно каждому, в любое время и в любом месте. Это меняет, по мнению авторов проекта РАО, саму парадигму структурирования содержания общего образования и конструирования его компонентов, давая место компетентностным, а не чисто предметным требованиям к содержанию.

Наконец, проект РАО формирует требования к условиям реализации ФГОС. Эти требования являются элементами требований «второй стороны» своего рода социального договора между нею и «первой стороной» - государством, обществом, семьей, которые предъявляют требования к результату (продукту) средней школы, а школа как «вторая сторона» от них получает условия реализации своей деятельности, условия производства продукта. Думается, что такой подход - это прорыв в нашей столетней печальной практике считать школу постоянной Золушкой на службе у целого набора «мачех» - государства, общества и семьи. Традиционно для последних школа и учитель - это объект двухразового в течение года почтения, уважения (1 сентября и 8 Марта) и объект постоянных доносов на них и претензий к ним в том, чтобы они за 8-10 тысяч рублей в месяц в старых классах со старыми досками и тряпками, без современных кабинетов физики, химии и биологии, без библиотек с литературой не только для уроков, без компьютерных рабочих мест для каждого учителя и т. д., словом, в условиях ненамного лучших, чем 100 лет назад в ЦПШ, учили бы и воспитывали детей не хуже, чем в Царскосельском лицее.

Таким образом, проект РАО (в нем участвует и РАН) - это профессиональный документ, основанный на понимании исторического вектора развития России, философии, социологии и психологии образования, достижений теории обучения, адекватной постиндустриальной эпохе, необходимости особого акцента на значении формирования в России ценностного потенциала нового человека, на радикальном изменении результатов лингвистического обустройства ребенка. Этот документ, кроме того, через определение ФГОС задает меру ответственности за образование, обучение, воспитание наших детей всем участникам национальной образовательной системы - не только вечным Золушкам, но и государству, обществу и родителям. Дети - это ответственность всей нации, всех ее компонентов и институтов.

Лев ЛЮБИМОВ, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук, профессор