Виктор МИЛОВИДОВ, директор школы №51, Воронеж:

Мы упрямо исправляем поломанное

Кроме того, что мы должны учить детей, мы еще должны их воспитывать, в том числе заниматься и эстетическим воспитанием. Увы, культурный уровень нашего населения не очень высок, особенно это заметно, когда ломают то красивое и хорошее, что мы делаем. Но мы упрямы и все равно будем исправлять поломанное и делать так, чтобы было еще красивее! И тем самым воспитывать в наших детях чувство прекрасного и умение любоваться красотой.

Как может школа воспитывать эстетику в детях? Начнем с малого: меня, например, очень возмущает, когда дети приходят в учебное заведение с жевательной резинкой и, пожевав ее, плюют на пол. Я веду борьбу с этим злом, и мы всем педколлективом пытаемся воспитать в детях культуру поведения в школе: предупреждаем, что так не надо делать, а если все равно сделали, заставляем эти резиночки отчищать.

Уже лет десять, как в нашей школе работает трудовая ученическая бригада. Подавляющая часть ремонтных работ в школе сделана детьми - штукатурка, покраска, паркетный пол покрыт лаком, покрашены панели, подоконники и лестничные пролеты. В школьном здании четыре этажа, и дети своим трудом делают его более красивым и уютным. Понятно, что ребята не будут уничтожать и портить плоды своего труда. Мы считаем, что школа и ее двор должны радовать своим внешним видом, быть красивыми и приятными взору. Поэтому уже несколько лет целенаправленно занимаемся при участии спонсоров и родителей благоустройством нашей школьной территории. Есть у нас и «альпийские горки» со множеством интересных растений, и клумбы, кажется, 17 или 18 - уже сбился со счета, одним словом, школьная территория выглядит достойно. Причем район у нас далеко не спальный, не новый и не спокойный. Тем не менее несколько последних лет мы занимаем первые места в городском конкурсе «Зеленый островок», который проводит управление экологии города Воронежа. И два раза становились победителями городского конкурса среди школ по благоустройству территории. Среди самых активных педагогов, которые вместе с детьми созидают красоту, учителя биологии Инна Анатольевна Карасева и Галина Ивановна Милованова, учитель информатики Елена Сергеевна Дудина, учитель физкультуры Татьяна Владимировна Пешкова и учитель технологии Валентин Олегович Попов.

Конечно, возникает вопрос: не будут ли всю эту красоту топтать, ломать и портить. Ничего подобного нет за редким исключением. Жители микрорайона очень хорошо относятся к усилиям школы и школьников. Вот это, на мой взгляд, и есть воспитание чувства прекрасного, чувства уважения и бережливости к красоте. Лет десять назад в наш район переехала производственная компания «Ангстрем», мы с ними дружим, совместно благоустраиваем территорию. И теперь, несмотря на то что дома у нас вокруг старые, микрорайон стал довольно симпатичным, облагороженным. Получается, что мы воспитываем не только детей, но и взрослых.

В этом году на территории школы мы сделали очень красивый детский городок с хорошими игровыми снарядами. Помогали нам в этом и «Ангстрем», и родители, и управа Коминтерновского района. Теперь к нам приходят со всей округи молодые мамы со своими детьми, бабушки и дедушки с внуками, и каждый день у нас толпа детишек.

Растет авторитет школы, а дети чувствуют свою значимость. Для меня ценнее даже не то, что мы занимаем первые места, а то, что простые люди, проходя мимо, останавливаются и говорят добрые слова, благодарят. А я в свою очередь говорю детям: это и вас благодарят, ваш труд ценят!

Юрий ШАГАКА, директор школы №203, Новосибирск:

Съездили в Чехию и во Францию

Основным направлением нашей работы стало изучение и сохранение традиций российской культуры. На уроках технологии школьники проходят, например, народные костюмы и ремесла. Во внеурочное время у нас работают многочисленные секции и кружки, где дело найдется каждому ребенку. Есть у нас в школе известный в районе и в городе детский оркестр народных инструментов, ребята занимаются музыкой, играют и поют народные песни, выступают с концертами. Участники оркестра ездили со своей программой в Чехию. Есть студия бальных танцев, она очень важна не только для эстетического воспитания школьников, но и для укрепления здоровья и развития познаний о красоте движений, о сочетании музыки и пластики. Работает секция керамики, где ребятишки лепят, учатся мастерить фигурки, украшения, посуду. Конечно, изобразительным искусством на уроках занимаются все, а у тех, кто проявляет наибольшие способности и интерес, есть возможность рисовать после уроков, участвовать в выставках и конкурсах. Мы самостоятельно оформляем школу к каждому празднику, выпускаем стенгазеты.

Есть свои собственные «звезды эстрады» и классического пения, они занимаются в студии вокала.

В школе создана студия мультипликационных фильмов. Недавно мы приняли участие во Всероссийском фестивале школьных анимационных фильмов, выступали с показом в Москве. 25 учеников в качестве приза съездили во Францию, показали там свое творчество.

Важно не только заниматься эстетическим воспитанием школьников, но и делиться с окружающими, распространять свой опыт. ИКТ дают прекрасную возможность это делать. Мы создали школьный сайт http://sch203.narod.ru/. На нем можно увидеть проекты, выполненные учителями и учениками.

Светлана ИВАНОВА, директор школы №23 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, Великий Новгород:

С приходом нормативного финансирования система рухнула

Лет 15-20 назад наша школа была одним из ведущих учебных заведений Великого Новгорода по музыкальному образованию и воспитанию учеников. Тогдашний директор школы, профессиональный музыкант, разработал концепцию музыкально-эстетических классов по системе Кабалевского. С 1-го по 11-й класс за бюджетный счет дети обучались в школе сольфеджио, игре на разных инструментах, широко использовалась интеграция многих предметов базисного учебного плана с предметом «Музыка». Здесь были созданы знаменитый на весь город детский джаз-бэнд и шикарный хор, который сравнивали тогда с хорами музыкальных школ.

Эта прекрасная система была, к сожалению, дорогостоящей и рухнула с приходом нормативного финансирования. Но, чтобы все-таки поддержать направленность школы, администрация города выделяет нам дополнительные средства на углубленное изучение литературы, музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Кроме того, работает множество кружков и студий гуманитарно-эстетического направления, среди которых цирковая и хоровая студии.

Сейчас школы больше склонны заниматься с детьми экономикой и математикой. Семья настраивает подростка на то, что во взрослой жизни он должен быть УСПЕШНЫМ. Но что такое успешность? В чем она? В том, что человек будет иметь большие деньги? Но, если он нищ духовно, нужна ли его успешность государству, человечеству? Девочка из неблагополучной семьи в нашей школе не очень хорошо учится по основным предметам, зато она великолепно рисует. Другая троечница, занимающаяся в школьной цирковой студии, - победительница всероссийских и международных конкурсов по цирковому искусству. Разве можно утверждать, что эти подростки уже сейчас неуспешны?

Формирование философского понимания мира, видения красоты, навыков творческой деятельности по большому счету происходит через предметы гуманитарно-эстетического цикла. Я не покривлю душой, если скажу, что ученики нашей школы отличаются большей человечностью, большей добротой, что у них практически нет свойственной их возрасту агрессивности. Мой призыв к директорам любых школ, даже не имеющих гуманитарно-эстетической направленности: пожалуйста, сохраните, не убирайте из базисных учебных планов предметы области искусства - мировую художественную культуру, музыку, изо! Очень важно поощрять учителей по этим предметам, поддерживать их морально и материально, не говорить о том, что их предмет второстепенен! Люди искусства - люди чувствительные, легкоранимые.

Сейчас, с введением новой системы оплаты труда, директора школ начнут считать, кому больше заплатить: тому, чьи ученики ЕГЭ лучше сдают, то есть математику, русисту, физику? Разве придет при таких условиях в школу художник, музыкант, хормейстер? Лично я, как директор школы, считаю, что работа преподавателей гуманитарно-эстетических дисциплин не менее, а, может быть, в некоторых случаях и более важна, чем работа педагогов по предметам, которые называют основными. Ведь гуманитарии воспитывают детские души...