Пирамидку забирает девочка (педагог не вмешивался в их «выяснение очередности»), и Миша ждет, когда же она выполнит задание. Он тоже не бездельничает, интересных учебных пособий в этом классе детского сада очень много. А Маша трудится и помнит: ей еще надо будет сложить все так же аккуратно, как было, ведь после нее башню возьмут другие. Занятие по математике или логике становится одновременно тренингом по усвоению первичных навыков социализации.

Занятия в дошкольном учреждении №121 города Екатеринбурга ведут специально подготовленные педагоги. Иногда заходят посторонние и так и норовят помочь малышам, подсказать. Педагоги сердятся, посетителям приходится сдерживать себя. Основной девиз обучения по системе Монтессори: не делай за меня, а помоги мне сделать это самому.

Одногруппники

Сегодня в Екатеринбурге три дошкольных учреждения, в которых обучение ведется по системе Монтессори, в том числе сад №121 «с приоритетным осуществлением интеллектуального развития». Для Марины Михайловны Наврось увлечение системой итальянского педагога началось давно. Когда в 2001 году в ведение муниципалитета было передано здание бывшего ведомственного детского сада, Марину Михайловну назначили его заведующей. Но она пришла сюда не одна, а с группой сотрудников и детей из учреждения, где работала прежде. Это были первые «монтессоринки». С тех пор состоялось уже несколько выпусков детишек, которые начали знакомство с миром знаний по принципам Монтессори: потрогай - и пойми; попробуй - и сделай.

- Марина Михайловна, есть ли специальный отбор детей в ваше дошкольное учреждение, ведь речь идет об усиленной интеллектуальной подготовке?

- Нет. Единственные приоритеты в выборе нашего сада - место и время: если у нас есть место и в это время родители получили путевку. Система тем и отличается от прочих, что развивает каждого ребенка в соответствии с его собственными, природой заложенными ритмами. Один осваивает счет до десяти за месяц, другой - за год.

В традиционной системе обучение складывается из двух этапов: презентация знаний учителем и повторение (закрепление). В системе Монтессори - из трех. На первом уроке учитель представляет материал. На втором уроке ребенок выполняет задание вместе с учителем. На третьем уроке он выполняет задание самостоятельно. К моменту, когда он дошел до последнего уровня, знания и умения уже прочно обосновались в нем.

Занятия длятся недолго, для трехлеток - 15 минут, для четырехлеток - 20 минут (заходят вместе, заканчивают учебу в разное время). Ребенок не сидит за партой, сложив ручки, а свободно перемещается, поэтому не устает. И часто после уроков дети не хотят уходить из класса...

- Почему в одной группе соединены дети разных лет?

- Разновозрастные группы делают процесс обучения и воспитания более широким и емким. Дети с разным уровнем подготовки и с разными способностями сидят рядышком, на соседних ковриках. Вольно или невольно они получают сопутствующие знания: через боковое зрение, боковой слух: так называемое пассивное знание, которое откладывается в них основой для будущего активного.

Расскажу о своем двухлетнем внуке, он недавно тоже начал посещать наш сад. Сидит однажды и раскладывает слово на слоги: ма - ши - на. Спрашиваю у воспитателей, чем в этот день занимались. Звукобуквенный анализ был, отвечают мне. Саша работал со своим материалом, но услышал, запомнил и научился, хотя специально его никто и не учил.

- Как родители относятся к тому, что пятилетки и трехлетки учатся вместе?

- Но ведь в жизни так и бывает, все перемешано. Наши дети сразу воспитываются в среде, приближенной к реальной, но это тщательно подготовленная среда. Были поначалу опасения, особенно у мам и пап старших ребят: мол, те станут равняться на малышей и ничему не научатся. А родители младших переживали, как бы их чад не обидели. Сейчас все довольны. Дети осваивают навыки коммуникации. Они лучше понимают друг друга, становятся добрее, терпимее, меньше ссорятся, больше договариваются. Учатся уступать, а иногда, когда нужно, - твердо стоять на своем.

- Чем дети, прошедшие обучение по системе Монтессори, отличаются от других?

- У нас две группы работают по данной системе, а еще две - по программе «Истоки». Вторая тоже дает хорошие результаты, и все-таки «монтессоринки» отличаются большей самостоятельностью, умением общаться, их ежегодные показатели педагогической диагностики в целом выше.

Золотой материал

Он золотой, потому что уникален по соединению простоты, естественности и эффективности. Он золотой, потому что представляет собой блестящие бусинки.

Марина Михайловна любит задавать вопрос взрослым людям: «Что есть для вас три в квадрате?» Для большинства это просто конкретные цифры. А вот дети знают, что это квадратик, состоящий из девяти бусинок. Никогда в жизни они не забудут и не ошибутся, потому что знают руками, памятью глаз и пальцев, сознанием и подсознанием, что такое три в квадрате. Благодаря перебиранию бусинок они на ощупь, эмпирическим путем постигают структуру счета и письма.

Материал Монтессори - это набор разнообразных мудрых придумок, с помощью которых сенсорным путем дети постигают сложные вещи. Материал производится в Нидерландах, но заграничный стоит очень дорого. В последние годы налажено производство в России: в Омске и Санкт-Петербурге. Сад №121 пользуется комплектом, приобретенным в Омске девять лет назад, тогда он стоил триста тысяч рублей. Дорого, конечно, но он того действительно стоит.

Но важен и другой «материал», человеческий, - квалифицированные преподаватели. Детсад №121 небольшой, домашний, как называют дошкольные учреждения, где живут не более ста детишек. Из 12 педагогов двое прошли специальное обучение. Лариса Михайловна Косенкова училась в Москве в Международном центре Монтессори. Юлия Анатольевна Ефимова прослушала вводный курс в Свердловской области.

После сада

Марина Михайловна Наврось старается найти подходящую школу или учителя для каждого выпускника сада. Два года назад ей удалось (благодаря помощи сотрудников районного управления образования) целую группу из восьми человек определить в одну школу и даже в один класс, к преподавателю, знакомому с системой Монтессори, Нехай Валентине Дмитриевне. Сложность была в том, что по микрорайону школа не подходила бывшим детсадовцам, была «не та», не своя. Зато учитель - «тот», свой, а Марина Михайловна убеждена, что в начальный период образования важно не столько учреждение и его уровень, сколько конкретный педагог.

И все-таки немало примеров того, как успешное образование на одном этапе, не поддержанное следующим этапом, утрачивает былые результаты. Не теряют ли дети со временем навыки, полученные в дошкольные годы чудесные? Марина Михайловна считает, что нет. У нее есть и доказательства. Теперь не только школы мониторят своих выпускников, отслеживают, куда те пошли учиться или работать, но и детсады. Практически все «монтессоринки» попадают в средние образовательные учреждения повышенного статуса и прекрасно справляются с учебой. Потому что их главные плюсы - самостоятельность, уверенность в себе, отсутствие нервозности и крепкая базовая подготовка - сохраняются вне зависимости от дальнейших условий.

Екатеринбург