Вера ЯРОВАЯ, учитель начальных классов школы №3, Ноябрьск:

- Если говорить о коррекции основных требований ФГОС II поколения, то, по моему мнению, каждое из них в той или иной мере требует доработки.

1. Требования к структуре.

Учебный план рассчитан на то, что дети должны находиться в школе полный день (30 часов в неделю для первоклассника). Созданы ли в наших российских школах условия для того, чтобы ребенок находился в школе полный день?

2. Требования к условиям.

Государственные предприятия не смогут на данном этапе обеспечить учащихся школьной формой, учебными принадлежностями и мебелью установленных стандартов. Родители не готовы, а часть не имеют возможности купить ребенку все вышеперечисленное в соответствии со стандартом и по-прежнему предпочитают дешевый китайский ширпотреб.

3. Требования к результатам обучения.

Используя устоявшиеся системы оценок, можно проверить ЗУН и УУД. А как проверить массово личностное развитие ребенка при сокращении ставок психологов в период перехода на подушевую систему оплаты труда?

Хочется надеяться, что время, данное на обсуждение и доработку документов по ФГОС II поколения, что-то изменит.

Тамара СИНИЧНИКОВА, директор гимназии №26, Омск:

- Как всегда, самые сложные вопросы - практические. Надо ведь, чтобы люди захотели работать по-новому. В современном образовании сейчас главная проблема - кадры, которые, как известно, решают все. Молодые пошли в образование, но, как все молодые, хотят всего и сразу - и опыта, и знаний, и денег, конечно. Хватаются за множество дел, берут совместительство, а дети - конкретные, а не абстрактные - требуют внимания, любви, заботы, соучастия. Значит, надо дорабатывать кадровые, финансовые условия.

Марина МИЩЕРИНА, начальник учебно-методического отдела Московского государственного областного университета:

- Говоря о внедрении и реализации государственных образовательных стандартов в современной школе, я бы остановила внимание на условиях их реализации. А именно - на кадровом вопросе. Внедрение новых стандартов требует от учителя обновления методических, технологических умений и навыков. Вопрос профессиональной компетенции педагогов на сегодняшний день представляется наиболее острым. Так как школа определилась с направлениями модернизации, поступил конкретный социальный заказ, нужно, чтобы учитель соответствовал в своей работе новому формату предъявления материала. К сожалению, учитель массовой школы не всегда к этому готов. Поэтому работа методических служб муниципального уровня на сегодняшний день должна также пережить свое обновление и модернизацию. Методисты должны помогать учителю на всех этапах его становления.

Очень важно отслеживать результативность полученной курсовой подготовки. Очень интересна позиция методистов: курсы бывают подтверждающими, когда учитель получают ту информацию, которая освежает в памяти общепедагогические, психологические и научные знания педагогов, а также и собственно повышения квалификации, когда учитель получает новые инструменты, новые технологии обучения. Важно выйти на уровень непрерывного образования, чтобы учитель своевременно получал информацию о новых технических разработках, которые или только пошли в школу, или, что лучше, могут в недалеком будущем в эту школу прийти.

Необходима теснейшая связь между вузами и центрами повышения квалификации, а также между образовательными структурами. В качестве возможной модели работы с учителем можно привести модель РКЦ-ММЦ Московской области, которая как раз и выстраивалась для плотной и всесторонней работы с кадрами в области новых информационных технологий. Конечно, этого мало, направлений должно быть больше. Но в области кадровой поддержки хотелось бы видеть более полное описание работы системы для реализации государственных образовательных стандартов.