Существуют два фактора, благодаря которым решение о подключении к эксперименту было принято. Во-первых, резкое расширение масштабов ЕГЭ. В 2004 году в России минимум 900 тысяч выпускников из миллиона двести будут аттестованы по форме ЕГЭ. Петербург не может не реагировать на данную статистику, поскольку речь идет о регионах, из которых традиционно поступают наши абитуриенты. Отказавшись от участия в ЕГЭ, мы можем нарушить «образовательную миграцию» и тем самым потерять контингент.

Вторая причина: официальная информация о том, что 2004 год - последний год проведения эксперимента. Для того чтобы ввести ЕГЭ полномасштабно, по всем дисциплинам, с приемом во все учебные заведения города, нужна серьезная подготовка в школах (аттестация путем тестирования отличается от традиционной формы выпускных экзаменов), а также в ссузах и вузах (проблема регулирования численности приема: в прошлом году количество заявлений от школьников с ЕГЭ на несколько специальностей превысило количество бюджетных мест). Поэтому после ряда совещаний был подписан протокол о том, что Петербург подключается к эксперименту в виде экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку. Все министерства, что имеют вузы и ссузы на территории города, издали приказы, обязывающие принимать результаты единого государственного экзамена.

На сегодня первоочередными задачами становятся: организационно-методическое обеспечение, организация приема на первый курс, организация целевого приема, организация и проведение региональных олимпиад как способа отбора талантливых ребят, обеспечение иногородних студентов местами в общежитии.

- Что подразумевается под организационно-методическим обеспечением?

- Оно включает в себя формирование органов управления и контроля проведения ЕГЭ, организацию государственного унитарного предприятия, условно именуемого Санкт-Петербургским региональным центром оценки качества образования, обеспечение приема вступительных экзаменов по русскому языку по системе ЕГЭ, методическое обеспечение и мониторинг результатов проведения ЕГЭ.

- Что будет представлять собой Санкт-Петербургский региональный центр оценки качества образования?

- Здесь существует несколько вариантов. Можно пойти по пути создания независимого органа по проведению ЕГЭ, но это при условии, что он будет заниматься только единым государственным экзаменом четыре месяца работы в году. В связи с этим некоторые регионы выбирают использование ресурсных центров Минобразования, которые созданы во всех регионах РФ. В частности, в Петербурге такой центр имеется на базе двух вузов - СПбГУ и СПбГИТМО.

Второй вариант, на наш взгляд, более перспективный, это соединение ЕГЭ и государственной аттестационной службы. Другими словами, мы склоняемся к созданию государственного учреждения, где Петербург и Минобразование будут выступать соучредителями. Постоянный штатный состав организации - 5-6 человек. На период проведения ЕГЭ он может расширяться до двух тысяч работников. Учитывая масштабы и характер взаимодействия с учебными заведениями, правительством города, Минобразованием, руководить подобным учреждением должен человек, имеющий опыт работы директором школы, заведующим роно, проректором вуза.

- Какие особенности приема на первый курс в вузы и ссузы ожидают Петербург?

- Прежде всего предстоит большая работа по формированию перечня специальностей и предметов, по которым, за исключением русского языка, будут принимать результаты ЕГЭ. Этот вопрос мы поднимали в Минобразовании, и на сегодня нам удалось сохранить прошлогоднюю модель, когда учебное заведение имело право пересчитывать результаты ЕГЭ и по профильному предмету устраивать дополнительное испытание. Почему это необходимо на данном этапе? Мы имеем дело с различными системами оценки знаний и приема в учебное заведение: традиционной и по форме ЕГЭ, а механизм регулирования численности приема отсутствует. Исключив дополнительное испытание, мы можем получить хаотичную ситуацию, которая характерна для Москвы и Петербурга. Необходимо понимать, что вузы обеих столиц будут переполнены отличниками, аттестованными по форме ЕГЭ.

- В чем «новизна» будущего целевого приема?

- Существенное отличие в том, что он станет производиться только на договорной основе между учебным заведением, конкретным человеком и органом управления субъектом РФ, а не предприятием и работодателем, как было раньше. Это означает, что целевой прием пойдет теперь в большей степени по линии удовлетворения потребности в кадрах для бюджетной сферы в субъектах РФ, поскольку последние вряд ли станут подписывать договор, допустим, за какое-то акционерное общество.

Что касается организации и проведения региональных олимпиад, то кое-что нас не устраивает в документе, выпущенном недавно Минобразованием, который в корне меняет порядок проведения данных мероприятий. Мы бы хотели пролонгировать еще на год соглашение об особом порядке проведения олимпиад, заключенное между Минобразованием и администрацией города.

- В связи с наплывом иногородних студентов мест в общежитиях будет явно не хватать...

- Это одна из проблем. В прошлом году дефицит составил 1000 мест в общежитиях. Мы это, правда, постарались решить оперативно в сотрудничестве с Минобразованием, но в этом году масштаб проблемы вырастет, так как нет механизма регулирования притока иногородних абитуриентов с ЕГЭ.

Еще одна серьезная проблема связана со сроками зачисления. Сегодня в России нет системы оповещения абитуриентом того вуза, от обучения в котором он отказался. Поэтому, как показывает опыт, зачисление иногда длится до 1 октября.

Санкт-Петербург