Александр РАХНО, учитель истории Петропавловской школы Муромцевского района, Омская область:

- Пока справедливости я не вижу. Более того - начались задержки зарплаты, что-то все время пересчитывают, вдруг начинают вычитать. Про то, что бывает еще и прибавление, как-то уже и забылось. В районе стали сокращать психологов, социальных педагогов, то есть тех, без кого как будто бы можно обойтись. Справедливо это? Даже не по отношению к людям, оставшимся без работы, а по отношению к детям?

Татьяна АНАШКИНА, заместитель директора по учебно-воспитальной работе Видновской гимназии, Московская область:

- Переход на новую систему оплаты труда у нас прошел спокойно. Учителя, работающие добросовестно, сначала настороженно отнеслись к идее стимулировать лучших, потому что не были уверены в объективности оценки. Но когда собрался управляющий совет учреждения (на 2/3 состоящий из родителей гимназистов), они успокоились, так как родители позитивно оценили их работу. Было принято решение, что 30 процентов ФОТ пойдет на выплату лучшим учителям. Трудность заключалась в том, что каждый учитель для определения своего рейтинга должен был заполнить отчет о проделанной работе, на основе которого и составлялась индикативно-рейтинговая карта. В отчете были вопросы не только о динамике качества знаний учеников, но и об участии учителя в научно-исследовательской, инновационной деятельности. Было решено, что учителя, набравшие более 70 баллов, получают выплату из стимулирующего фонда. Список этих учителей утверждается на педагогическом совете. В целом заработная плата лучших учителей за счет стимулирующего фонда увеличилась на 8 - 10 процентов. Заполнение отчета и карты заставило нас задуматься об эффективности своего труда, о важности постоянного профессионального роста. Многие учителя, расписываясь в индикативно-рейтинговой карте, интересовались баллами по каждому вопросу, определяли возможные пути повышения рейтинга.

Валентин САМУСЕНКО, директор Мичуринского лицея-интерната, Тамбовская область:

- Сложнее всего обычно изменить психологию. К тому же корректных критериев оценки работы учителя быть не может. Но положительный эффект от введения новой системы оплаты труда есть: у руководителей школ появился инструмент, позволяющий стимулировать работника материально. Конечно, этим инструментом нужно пользоваться правильно, но это уже дело желания и опыта. И у педагогов повысилась мотивация к творчеству. Хотя, должен заметить, тот, кто раньше добросовестно относился к работе, достигал высокого качества результатов, и теперь остался на лидирующих позициях.

Ольга САВРАСОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №695, Москва:

- Мы еще пока не получали разъяснения по этой системе, очень много разговоров, а конкретно никаких приказов и решений нет. На сегодняшний день очень много несправедливого в оплате труда учителя. В старших классах отдали дополнительные часы на иностранный язык за счет уроков литературы и русского языка. Заработную плату поднимают учителям английского языка, которые ни в экзаменах не участвуют, ни детей к ЕГЭ не готовят. А преподаватели словесности у нас с утра до вечера за зарплату и без зарплаты готовят детей к ЕГЭ. И вся нервотрепка и ответственность за качество образования в итоге ложится на них и учителей математики. В нашей школе обучается много детей из бывших союзных республик и зарубежных стран. Одно дело иностранца научить говорить и писать по-русски, а другое дело - русскоговорящего ученика. Здесь разные критерии качества, но они не учитываются. Необходимо найти эффективный механизм связи заработной платы с качеством и результатами труда. Я бы тарифную сетку сохранила как базу, которая учитывает стаж и разряд учителя. Качественная оценка должна опираться и на количественные показатели.